Введение в проблему аутизма у детей


Введение в проблему аутизма у детей
Разнообразие клинических проявлений и их описаний обусловили множество попыток выделения основных симптомов, «опорных пунктов диагностики», из числа которых наиболее удачным - полным и клинически ориентированным - нам представляется диагностический перечень Wing. Сравнивая различные диагностические перечни, De Myer справедливо отмечает, что многие из них относятся к детской шизофрении. Характерными для детского аутизма эти исследователи считают: 1) эмоциональную изоляцию с начала жизни; 2) недостаточность речевого общения; 3) монотонное пользование предметами, не соответствующее их реальным функциям; 4) задержку развития ролевых игр. Из сравнения имеющихся описаний, и диагностических перечней следует, что кардинальными признаками детского аутизма являются самоизоляция с начала жизни и феномен тождества.

Поиск «ведущего поражения». Высказываются разноречивые мнения о ведущей роли эмоциональной недостаточности, о повышенной сенситивности, о качественном своеобразии и задержке развития эмоциональности. Отмечаемые одними исследователями нарушения отношений и понимания эмоций окружающих, дефект интуиции, по мнению других, могут зависеть от особенностей восприятия и переработки информации, визуальной агнозии, нарушения синтеза элементов восприятия. Тревога при детском аутизме подчиняется общим закономерностям и рассматривается как вторичная. Мнение об аутизме как проявлении или следствии депрессии оспаривается на основании клинического анализа. Как возможное ведущее нарушение обсуждаются «сенсорный дефект», «ограниченная перцепция», «дисфункция рецепции», «дефект интеграции сенсорных стимулов», «дефект восприятия и переработки информации», «дефицит центральной обработки информации», «перемещение познавательного развития с экстеро- на интероцептивные структуры личности» и другие сходные понятия. Эти явления, как полагают, могут приводить к гипо- или гиперреакциям, сочетающимся у одного ребенка  или встречающимся изолированно, а также к поиску раздражителей и спонтанному самораздражению для получения сенсорной и вестибулярной стимуляции.

«Сверхизбирательность внимания» понимается как следствие затрудненного переключения. Высказано мнение о сенсомоторной недостаточности, которую связывают с патологией вестибулярной системы. Допускается возможность повреждения кодирующих систем с последующей межсистемной дезорганизацией и дефицитарностью обобщенного имитирующего поведения.

Среди познавательных нарушений выделяют прежде всего недостаточность формирования понятий, синкретизм, который рассматривается то как первичное по отношению к расстройствам восприятия, то как вторичное нарушение. Некоторые исследователи считают их следствием социальной отгороженности. Asperger подчеркивал, что при аутистической психопатии мышление характеризуется оригинальностью, творческими свойствами (creativity). Своеобразное аутистическое фантазирование, отмечаемое при аутистических синдромах разной нозологической принадлежности, иногда связывают со сверхценным характером деятельности.

Мнение Kanner о том, что при описанном им синдроме и родственных состояниях больной кажется (выделено нами) слабоумным вследствие эмоционального столкновения с развертыванием познавательной деятельности, имеет своих сторонников и опирается на наблюдения значительного улучшения показателей умственного развития в ходе лечения и на трудности различения функциональной и органической недостаточности. Возможна аналогия с замедленной картиной нормального развития. Высказываются и встречные мнения: о близости аутизма и олигофрении в силу сходства их причин, о вторичности аутизма при олигофрении в связи с недоразвитием органов чувств, об аутизме как варианте олигофрении, о частоте шизоидных черт и наследственной отягощенности у олигофренов, о существовании олигофрении  аутистического  типа. В этом плане привлекают внимание описания idiot savant и мнение о роли эйдетизма при таких состояниях.

Попытки тестирования интеллекта не принесли ожидавшейся ясности и многими психиатрами признаются недостаточно надежными. Данные о снижении интеллекта распространяются не на всех аутичных детей. Это приводит к мнению скорее о языковой недостаточности, чем о глобальном снижении интеллекта. Возможны различные вариации показателей интеллекта, парциальное снижение интеллекта с островками нормальных функций. Положение о языковой недостаточности получает сильное подкрепление в результатах тестирования, указывающих на западение результатов по вербальным субтестам и не менее сильное опровержение в несовпадении с целым рядом клинических и патопсихологических признаков.

В целом же поиск «ведущего поражения» затруднен расширительностью и противоречивостью диагностики детского аутизма. Кроме того, представляется вообще сомнительным, что приемлемая гипотеза «ведущего поражения» может быть сформулирована на основе анализа какого-либо одного, пусть даже наиболее яркого и частого, клинического, физиологического или психологического нарушения. «Ведущее поражение» в том, в общем-то механистическом, смысле, который либо прямо вкладывается в этот термин, либо предполагается за ним, вообще не может быть, как нам думается, обнаружено.

Синдром детского аутизма и аутистическая психопатия. Практически одновременно с Kanner и независимо от него австрийский педиатр Asperger описал состояния, названные им аутистической психопатией. В отличие от синдрома Каннера, хотя и «при крайнем сходстве с ним», ядро личности при этих состояниях, по мнению Asperger, не нарушено. Позже он сформулировал вывод, согласно которому собственные его наблюдения и наблюдения Kanner относятся к совершенно разным состояниям. Этот вывод поддержан рядом исследователей и перекликается с более ранними и, по-видимому, неизвестными ни Kanner, ни Asperger выводами и мнениями советских психиатров.

По видимому, представленные различия не мыслились A. van Krevelen как абсолютные, ибо годом позже он квалифицировал детский аутизм как результат органического поражения мозга у лиц с предрасположенностью к аутистической психопатии. Клиника аутистических психопатий описывается и анализируется в ряде работ. В основной массе литературы вопрос о дифференциации детского аутизма и аутистической психопатии, равно как и аутистической и шизоидной психопатий, либо не ставится, либо высказываются мнения, в общем сводящиеся к тому, что детский аутизм представляет собой ранние этапы становления шизоидно-аутистической психопатии.

Синдром Каннера и шизофрения. Выделив синдром раннего детского аутизма, до этого не имевший специального места в психиатрической нозологии, Kanner предложил относить его к ранним шизофреническим проявлениям. Однако здесь же он указал на отличия описанного им расстройства от принятого в США понимания детской шизофрении Potter, близкого к пониманию Г. Е. Сухаревой, Т. П. Симеон и других психиатров. Ссылками на эту работу Kanner обычно подкрепляются доводы и сторонников, и противников отождествления шизофрении и детского аутизма. Интерпретация последующих высказываний Kanner не менее противоречива, чему, впрочем, есть основания. С одной стороны, в своем руководстве по детской психиатрии он описывает детский аутизм в главе «Шизофрения», с другой - он настаивает на их различии. Сам Kanner и его последователи высказываются в том смысле, что имеется в виду не болезнь, называемая шизофренией, а шизофрения как широкий синдром с неясным пока патогенезом. В ходе многолетней дискуссии по этому вопросу высказан ряд доводов за и против отождествления этих расстройств.

Их тождественность обосновывается тем, что: 1) в дальнейшей жизни развиваются свойственные шизофрении нарушения; 2) наследственная отягощенность велика и, скорее всего, не зависит от возраста манифестации; 3) более низкая заболеваемость в семьях аутичных детей связана с более низкой репродуктивностью последних; 4) родители аутичных детей кажутся более интеллектуальными, так как они больше знакомы с симптоматикой аутизма и чаще обращаются за помощью; 5) данные тестирования ненадежны. В этом случае их различия более вербальны, чем истинны, и дело вкуса - как квалифицировать состояние ребенка.

Имеет свои аргументы и противоположная точка зрения: 1) бред и галлюцинации даже в юношеском возрасте отсутствуют при детском аутизме и обычны при шизофрении; 2) детский аутизм достоверно преобладает у мальчиков, а при шизофрении распределение по полу равномерно; 3) шизофрения редка в семьях аутистов - у родителей аутистов она встречается в 10 раз реже, чем у родителей больных шизофренией (1% против 10%), а значит - генетическая связь этих расстройств не подтверждается; 4) социальный и интеллектуальный статус родителей аутичных детей более высок; 5) свойственные шизофрении ремиссии и рецидивы не присущи детскому аутизму; 6) при детском аутизме чаще перинатальные осложнения; 7) обязательный для шизофрении период нормального развития отсутствует при детском аутизме; 8) различна и структура аутизма: при шизофрении - активный уход от реальности, при синдроме Каннера - задержка развития социальных отношений. В этом случае диагностика синдрома Каннера или шизофрении имеет принципиальное значение, побуждая к исследованию различий и определяя разные терапевтические стратегии. Даже если различия в конце концов не подтвердятся, такой путь представляется более перспективным и продуктивным.

Страница 3 - 3 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец


Еще по теме:


Гость, 08.11.2010 14:09:48
Реально проблема, и мало где об аутизме найдешь инфу.
сара, 10.11.2014 20:23:16
можете полно описать псевдоаутизм?
Bagssjpfousa, 20.02.2024 01:02:12
202010%  !    100%  ()!  : }}}}}}
https://www.bagssjp.com/product/detail-2087.html
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: