Формирование личности при детском аутизме

Формирование личности при детском аутизме Как подчеркивает С. С. Мнухин, столь тяжелые нарушения, как шизофрения и детский аутизм, бесспорно, не могут быть объяснены только патологией личности родителей, отсутствием контактов между родителями и детьми, распадом семьи и т. п.. Вместе с тем, существует возможность реакций и личностных развитии в сторону ограничения, свертывания общения, шизоидизации личности. В последнее время расстройствам этого типа уделяется возрастающее внимание.

Мы наблюдали 78 детей (45 мальчиков и 33 девочки) в возрасте 3-16 лет с расстройствами невротического круга, у которых в клинической картине отчетливо прослеживались нарушения общения, замкнутость, предпочтение игр и занятий в одиночестве, непереносимость чужого взгляда, настороженное отношение к новому, склонность к фантазированию при ограничении практической деятельности, недостаточная гибкость и снижение адаптивных возможностей. Указанные особенности наблюдались в структуре различных невротических синдромов: астенического- 16, обсессивного - 15, истерического - 11, депрессивного - 4, фобического - 17 и элективного мутизма- 15 больных.

Используя термин «расстройства невротического круга», мы имеем в виду закономерную этапность психогенного развития личности, в частности у детей.

Наиболее демонстративные нарушения общения развиваются при психогенном мутизме, литературные данные о котором недавно обобщены М. И. Буяновым, Л. А. Каганской и Е. И. Кириченко. Если у старших детей его отличие от шизофрении и детского аутизма довольно отчетливо, то у детей младшего возраста могут возникать тем большие трудности диагностики, чем младше ребенок.
 
Марина 3,5 лет. Наследственность психическими заболеваниями не отягощена. Старшему брату 11 лет, здоров. Родилась от 2-й, нормально протекавшей беременности. Роды срочные, с обвитием пуповины и легкой асфиксией. Грудное вскармливание до 9 мес. Поведение на 1-м году и раннее психомоторное развитие соответствуют представлениям о норме.

До года не болела. В последующем перенесла пневмонию, болезнь Боткина, простудные заболевания. В 2 года 7 месяцев была госпитализирована в связи с остеомиелитом нижней челюсти и образованием свища - ежедневно в течение 2 месяцев ее брали в операционную или перевязочную. В этот период перестала разговаривать со всеми, кроме родителей.

До 3 лет воспитывалась дома. Она в семье «самая маленькая», на отношения к ней накладывали отпечаток памятная всем госпитализация и тяжелая реакция девочки на нее. Все волновались за нее и ее здоровье, занимали и развлекали ее. Мать более требовательна, лидер в семье. Отец - мягкий, добрый, немногословный человек. Он чаще других удовлетворяет капризы дочери, а она привязана к нему больше других.

С родителями откровенна. Спокойна, уравновешена, синтонна, исполнительна, ловка, умеет себя защитить. В 3 года начала посещать детский сад с круглосуточным режимом, бывая дома трижды в неделю. Привыкала трудно. Хорошо общалась с детьми и совершенно не общалась с воспитателями, молча выполняла их распоряжения. На приемах - неуверенна, опускает голову, избегает взгляда в глаза, молчит.

После 20 сеансов гипнотерапии в группе начала шепотом отвечать на вопросы, отвечать воспитателю в детском саду. В последующем поступила в школу, где успешно занимается, не испытывая трудностей в общении.

Непосредственной причиной элективного мутизма явилась длительная психотравмирующая ситуация. Однако «выбор симптома» связан не только с самой причиной (чужие взрослые как источник боли и страха), но и с особенностями воспитания, характерологической близостью к отцу. Избирательность нарушений общения при сохранной способности к общению отличает состояние от детского аутизма. В других случаях сходные нарушения развиваются исподволь, без видимых психотравмирующих причин,

Лиза Л,, 4,5 года. Родители имеют высшее образование, оба работают, к рождению девочки им было по 37 лет. Старшему сыну 20 лет, здоров. Сведений об отягощенной психическими заболеваниями наследственности не получено. Мать при обследовании по опроснику Айзенка - потенциальный экстраверт, потенциально нейротична, откровенна и критична; по опроснику Н. Имедадзе - уровень тревожности ниже медианы. Отец потенциальный интроверт, нормостеник, откровенен й критичен, уровень тревожности ниже медианы. В детстве был малообщителен, не отпускал от себя мать, до 12 лет сосал палец.

Родилась от 2-й беременности, на 2-м и 8-м месяце которой мать госпитализировалась в связи с угрожающим выкидышем. Роды срочные, физиологические. Масса тела при рождении - 3400 г. Первый крик - после похлопывания.

Грудное вскармливание до года. У матери была гипергалактия. Была спокойна, но не шла на руки ни к кому, кроме матери. В 5 месяцев отец попробовал сменить ей пеленку - «был страшный крик», не узнавала подбежавшую мать, не могла успокоиться в течение нескольких часов. С 7 месяцев и до периода наблюдения - не засыпает без матери. В 3 месяца «выплюнула соску» и начала сосать палец.

В возрасте 2 лет - длительные запоры, которые объясняли спазмом кишечника и желчных путей. В 4,5 года перенесла грипп, осложнившийся двусторонним отитом.

В 3 месяца начала криком проситься на горшок. Первые слова - в 8 месяцев, к 1,5 годам - хорошая фразовая речь. Могла заявить в этом возрасте: «Я огорчаюсь..., я кокетничаю». Самостоятельно пошла в год.

Воспитывается родителями и бабушкой, проявляющими очень много внимания, стремящимися все сделать «за нее», сверх оберегающими ее и относящимися к любому ее поступку, как к поведению взрослого человека, не различая в них возрастных особенностей и видя в каждом шаге больше, чем может в него вложить ребенок.

Девочка ловка и подвижна, обладает хорошей памятью, внимательна к окружающему. Много рисует и демонстрирует рисунки. Любит наряжаться, правиться, быть в центре внимания, плохо переносит чужой успех. Ласкова только с родными. У нее «слишком много игрушек», но в куклы играет мало - любит мяч, качели, горки. Много фантазирует: «У нее множество подруг, они ей звонят, рожают по 9 детей» и проч. Всегда, сколько помнят родители, боялась чужих людей. «Среди чужих людей она, как в лесу,- говорит мать,- не замечает их. Но если к ней обратиться, например, мальчик в театре протянул ей конфету, аж лезет по мне от страха». Матери трудно понять - она не хочет или боится играть с детьми. Может отказаться от игры, заявив: «Они все разбрасывают, а я устану собирать». Если все-таки играет, то ее все слушаются, так как «взрослые речь и тон ошеломляют детей». Характер девочки вполне отразился в сказанной ею в 2 года фразе: «На берегу прекрасной реки лежала прекрасная девушка (взгляд на себя - она готовилась спать), укрытая одеялом». Многократные попытки не только отдать ее в детский сад, но и заговорить с ней об этом вызывают бурный протест.

В период наблюдения и психотерапии: с врачом в контакт не вступает - смотрит на него, кокетливо наклонив голову, отворачивается и разговаривает с матерью, не сходя с ее рук и буквально вися на ней. Не создает при этом впечатления страха. Принесла свои рисунки: красным либо зеленым карандашом изображены дома со множеством окон и лестницей сбоку. Не здоровается и не прощается с чужими людьми - по этому поводу всегда много разговоров в доме, попыток «уломать ее» и т. д. Радуется, когда другим плохо. Куклы, если она ими играет, ведут себя плохо и наказываются ею. Параллельно с первыми улучшениями общения изменился «ритуал» сосания пальца - начала одновременно с сосанием другой рукой гладить живот, «глаза при этом, как у ошалевшей обезьяны» - говорит мать. Вскоре перешла к прямой мастурбации, не прекращая сосания пальца. Вновь появились запоры. Постепенно стала более общительна, перестала грубо помыкать детьми, начала здороваться и прощаться - «появилась возможность сходить с ней в гости, не стесняясь ее фокусов». После периода неустойчивого состояния, когда то ухудшала общение и меньше онанировала, то, наоборот, вышла на уровень относительно устойчивого общения, уменьшила интенсивность онанизма, смогла пойти в детский сад, где хорошо вписалась в общий режим.

Это наблюдение ярко демонстрирует особенности ограничений речевого общения в структуре истероидного характера. Генез последнего связан со сложным сплавом врожденных черт характера и закрепляющего, развивающего эти черты семейного воспитания. Молчание у девочки является инструментом эгоцентрически ориентированного общения, при помощи которого она добивается большего, чем могла бы добиться словами, - она, по существу, порабощает окружающих и в любой ситуации обеспечивает себе положение центра внимания, удовлетворяя свою нарцисстическую потребность.

Существует мнение, что в подростковом возрасте при элективном мутизме возможно развитие личности в сторону психотического аутизма. Мы не имели возможности наблюдать такое развитие. Случаи же элективного мутизма как проявление шизофрении, во-первых, не обязательно связаны с подростковым возрастом; во-вторых, быстро принимают вычурные формы либо утрачивают характер элективности.

Условиями, облегчающими возникновение нарушений общения, могут служить соматические (особенно косметические и ограничивающие свободу поведения) нарушения, проблемный характер общения в пубертатном возрасте с присущими ему максимализмом, ценностной переориентацией, переформированием телесного и психического «я».

Виталий П., 14 лет. Наследственность психическими заболеваниями не отягощена. Отец - инженер, спокойный, рассудительный, энергичный, «сделавший сам себя» человек. Мать - рабочая, общительная, добрая, обидчивая, мнительная, живущая домашними заботами и благополучием семьи. Младшей сестре 7 лет, здорова.

Беременность 1-я, с токсикозом I и II половины. Роды срочные, затяжные, с механической стимуляцией. Грудное вскармливание до 10 мес. Поведение в раннем возрасте и раннее психомоторное развитие - без особенностей. В год начал посещать ясли. Был общителен, адекватно играл, к 7 годам читал и писал. В школу пошел охотно, имел друзей, хорошо учился.

В 3 года перенес пневмонию, тогда же выявлен хронический тонзиллит; В 12 лет обнаружено снижение остроты зрения, вынудившее его носить очки. В 13 лет удалены миндалины.

Семья занимает комнату в коммунальной квартире. Живут дружно. Отец - рассудительный, ответственный и несколько категоричный лидер семьи.

Страница 1 - 1 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец


Еще по теме: