Недоразвитие речи при детском аутизме


Недоразвитие речи при детском аутизме Недостаточность речи как основного инструмента общения закономерно порождает предположения об аутизме. Если у взрослых афатические нарушения развиваются после длительного периода полноценного речевого общения и не сопровождаются аутизмом, то у детей, особенно в раннем возрасте, им часто сопутствуют нарушения, общения. Дифференциации детского аутизма и афатико-алалических нарушений посвящен ряд исследований.

Круг языковых и речевых нарушений у аутичных детей обычно шире, а нарушения общения не исчерпываются недостаточностью только речевого общения. Дети с недоразвитием и задержкой развития речи используют и понимают, в отличие от аутичных, язык жестов. Собственно, нарушения общения у них нередко обусловлены отношением окружающих. С расположенными к ним взрослыми и детьми, умеющими играть и заниматься с ними, не подчеркивая их несостоятельности, они не только общаются, но и быстро привязываются к ним, ищут таких привязанностей.

Алеша С, 2 года 8 месяцев. Дети родных сестер его бабушки по отцу начали говорить в возрасте 3,5-4 лет.

Ребенок от 1-й беременности, протекавшей с токсикозом в I половине и пиелонефритом - во II. Роды срочные, физиологические. К рождению ребенка отцу было 22 года, матери-19 лет. Тяжелых заболеваний не переносил. В 8,5 месяцев помещен в ясли, откуда уже через неделю не хотел уходить.

К 1 году 2 месяцам, когда он выехал с яслями на дачу, говорил 5-6 слов. На даче перестал разговаривать, молча контактировал с одной девочкой из другой группы, которая понимала его без слов. После дачи сторонился детей, «был как дикарь», не разговаривал. Родители восприняли это весьма болезненно и пытались заставить его говорить всеми способами, но безуспешно. Он хорошо понимал обращенную к нему речь, но не говорил. Через 2 недели неохотно пошел в ясли, где общался во время гуляния только со своей летней подругой Леной. Когда плакал, не желая идти в ясли, достаточно было сказать, что внизу его ждет Леночка, чтобы он мгновенно собрался. Если они идут домой вместе, он собирает ей цветы, защищает ее. Играя с ней, пытается говорить, но издает только отдельные звуки (надо отметить, что по возвращении с дачи и девочка 2 недели не разговаривала при отсутствии каких-либо других нарушений).

Мальчик по характеру тихий и спокойный, любит книги с яркими картинками, сказки и рассказы матери. Счастлив, когда с ним играет отец. Отец любит его и стремится «вырастить мужчиной» - строг и скуп в общении, его слово - закон без поправки на ситуацию, и мальчик при отце «замирает». С домашними объясняется в основном жестами. Когда ему было 3 года, родился брат. Он ревнует, «сжимает кулачки и трясется», когда мать подходит к брату, стал обидчив. Лена в это время была на даче, и он играл один с куклами, посудой и т. д. После ее возвращения с дачи начал пытаться говорить, играет только с ней.

Наибольшие сложности в дифференциальной диагностике возникают при сочетании речевого недоразвития и проявлений аутизма. Последние определяют общую клиническую картину наравне с недоразвитием речи. Обычно такие афатико-аутистические нарушения развиваются в результате постнатальных экзогенно-органических вредностей и могут сочетаться с признаками общего психического недоразвития. Обследование таких детей чрезвычайно затруднено из-за полного отсутствия контакта и неуправляемости. Нарушения речевого развития и аутизм значительно усиливают друг друга, и тогда диагностируется психоорганический синдром с недоразвитием речи и аутистическим поведением.


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: