Гигиенические требования к питьевой воде в школе


Значение воды для жизненных процессов организма столь же велико, как и значение воздуха, пищи и света. Вода составляет около 60% веса тела человека. Без воды невозможны ни процессы усвоения пищевых веществ, ни процессы освобождения организма от продуктов распада.

Для удовлетворения этих физиологических потребностей организма взрослого человека в сутки достаточно 3-4 л воды. При выполнении тяжёлой физической работы, сопровождающейся усиленным потоотделением, потребность в воде значительно повышается.

Помимо того, вода необходима для удовлетворения культурно-гигиенических потребностей человека (мытьё тела, стирка белья, приготовление пищи и пр.), санитарных, хозяйственных и промышленных надобностей населённых мест. На эти последние надобности расходуется несравненно больше воды, нежели на физиологические потребности организма.

Школа должна быть обеспечена водой для удовлетворения потребности учащихся в питье, для приготовления горячих завтраков, для поддержания чистоты здания, для удаления нечистот (канализация), для поливки школьного участка и, наконец, для обеспечения ряда моментов в учебной работе - занятий по химии, биологии и пр. Немаловажную роль играют также достаточные водные ресурсы и для противопожарных целей. Согласно принятым у нас нормам школа должна быть обеспечена водой из расчёта 15 л в сутки на учащегося, а при наличии в школе душей - 40 л на 1 учащегося.

Играя столь большую роль в жизни человеческого коллектива вода в то же время может служить источником распространения многих заразных заболеваний - брюшного тифа, дизентерии, холеры, а также глистов. Причиной занесения заразного начала в водоисточник является в конечном счёте больной человек или - в отдельных случаях - животные (глисты).

Гигиена предъявляет поэтому к воде, предназначенной для снабжения населения, ряд требований, гарантирующих её доброкачественность. Питьевая вода должна быть бесцветна, не иметь запаха, иметь приятный вкус, температуру от 5 до 11° С, не должна содержать болезнетворных микробов.

Раньше чем решить вопрос о пригодности воды для питьевых целей, её подвергают тщательному химическому и бактериологическому исследованию.

При химическом анализе особое значение придаётся нахождению в воде органических веществ, а также аммиака и солей азотной и азотистой кислот, свидетельствующих о загрязнении водоисточника животными отбросами (кал, моча, сточные воды), вместе с которыми в воду легко могут проникнуть и заразные микроорганизмы. Так как органические вещества являются прекрасной питательной средой для бактерий, то обнаружение большого их содержания в воде также будет свидетельствовать о соответствующей её загрязнённости.

Обнаружение в воде заразных микробов представляет значительные трудности, поэтому при обычных исследованиях воды ограничиваются определением общего содержания микробов в 1 см3 исследуемой воды, а также обнаружением в ней кишечной палочки.

В случаях же подозрения, что вода является источником распространения того или другого заразного кишечного заболевания, производится более тщательное бактериологическое исследование.

При оценке качества воды придаётся также немаловажное значение содержанию в ней известковых и магнезиальных солей, обусловливающих так называемую «жёсткость» воды. Жёсткая вода, не представляя непосредственной опасности для организма, нежелательна потому, что в ней плохо разваривается пища (мясо, овощи), плохо мылится мыло, она оставляет большую накипь на стенках котлов, кухонной посуды и пр.


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: