Влияние высокочастотного шума на слуховой анализатор подростков

Неблагоприятное влияние высокочастотного шума на организм человека отмечено многими исследователями. Помимо непосредственного отрицательного влияния на слух, шум оказывает неблагоприятное воздействие на многие системы и органы человека. В первую очередь страдает центральная нервная система. Нарушается подвижность корковых процессов, изменяются вегетативные функции, нарушается деятельность внутренних органов, эндокринных желез.

Под влиянием шума изменяются функции анализаторов, в том числе слухового.

Производственный шум, воздействию которого подвергаются лица, работающие в основных и вспомогательных цехах текстильных предприятий, относится к высокочастотному шуму третьего класса; наибольшие уровни энергии в спектре расположены в области 1600-3200 гц. Интенсивность шума непосредственно на рабочих местах колеблется в пределах 95-105 дб.

Нас интересовало, как такой шум влияет на организм подростков в процессе профессионального обучения. Нами были изучены две формы организации обучения по профессии ткачей:

1) работа два раза в неделю в течение всего учебного года;

2) ежедневная работа в цехе в течение двух-трех месяцев подряд. Продолжительность пребывания в цехе на первом, втором годах обучения составляла 3,5-4 часа в день. Одна группа учащихся (28 чел.) работала без регламентированных перерывов, другая (36 чел.) -с перерывами в двух вариантах: 10 минут через каждые 45-50 минут и 30 минут в середине рабочего дня. На третьем году обучения учащиеся работали 6 часов в день (с 30-минутным перерывом в середине смены).

Как известно, большое значение для выяснения степени изменения слуховой чувствительности, адаптации, утомления или переутомления слухового анализатора имеет аудиометрический метод, которым мы пользовались. Измерение величин слуховых порогов для частот 1024, 4096, 8192 гц производилось у учащихся непосредственно на фабрике (в специальном помещении, куда не проникал производственный шум) перед самым началом работы, затем через каждый час работы, на 2-3-й минуте после окончания работы и затем еще через каждые 5-10 минут в течение часа.

В начале и конце каждого года производственного обучения V подростков определялись слуховые пороги для десяти частот: 64, 128, 256, 512, 1024, 2048, 3000, 4096, 6000, 8012 гц.

Кроме того, нами изучалось состояние центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и терморегуляционной.

Результаты исследования. Под влиянием 3,5-6 часов работы в условиях непрерывного действия высокочастотного шума у подростков всех трех лет производственного обучения регистрировалось повышение порогов слуховой чувствительности на широком диапазоне частот; причем наибольшие изменения слуха отмечались на высоких частотах.

Величины изменения слуховых порогов учащихся-подростков зависели от продолжительности воздействия шума.

Так, после первого часа работы в цехе пороги слуховой чувствительности повышались у подростков первых двух лет обучения в среднем на 5,2-15,0 дб на разных частотах. После второго часа они продолжали заметно повышаться: в среднем на 9,4- 19,0 дб на разных частотах. Однако следующее измерение через 3,5-4 часа работы не обнаружило дальнейшего значительного нарастания сдвигов слуховых порогов. То же наблюдалось у учащихся третьего года обучения. Средние значения слуховых порогов на изучаемых частотах после 3,5 и 6 часов работы были у них почти одинаковы. Такая же закономерность была получена Р. И. Черняк и истолкована автором как результат уменьшения адаптационной способности слухового анализатора под влиянием длительного раздражения шумом. Такое понижение адаптационной способности слухового анализатора считается следствием утомляющего действия шума на организм.

Величина сдвига слуховых порогов после одинаковой длительности пребывания в цехе была различной у подростков первого, второго, третьего годов обучения и у работниц с большим стажем. Очевидно, величина изменения слуховых порогов находится в связи со степенью адаптации организма к условиям постоянного воздействия шума.

Это предположение подтверждается также и тем, что период восстановления остроты слуха был относительно короче у тех подростков, которые заканчивали третий год своего производственного обучения. Восстановление слуха на частоте 1024 гц после рабочей смены наступало у них в большинстве случаев через 5-10 минут, а на первом году обучения - только через 15-20 минут. После 3,5 часов работы порог слуховой чувствительности для частоты 4096 гц не восстанавливался через 30 минут у 94% учащихся первого года обучения и только у 70% учащихся третьего года обучения.

Многие авторы также отмечают, что величина сдвига порога слышимости под влиянием шума гораздо меньше у лиц, адаптированных к этим раздражителям.

Величина изменения порога слуховой чувствительности и время его восстановления зависели, кроме того, от организации рабочего дня подростков (регламентированные перерывы в работе), применения средств индивидуальной защиты от шума, а также от степени звукового давления в цехах фабрики.

Введение регламентированных перерывов в работе ткачей (как одного 30-минутного в середине рабочего дня, так и трех 10-минутных после каждого часа работы) не отразилось заметным образом на величине сдвига слуховых порогов после работы. Однако время восстановления остроты слуха при работе с перерывами было менее продолжительным, чем при работе без перерывов. Например, период восстановления порога слуховой чувствительности у подростков на частоте 1024 гц после работы без перерывов равнялся 15-20 минутам, в то время как при работе с перерывами он был равен 5-10 минутам. Существенно сокращалось и время восстановления порога слуховой чувствительности для частоты 4096 и 8191 гц.

Преимущество работы с регламентированными перерывами подтверждается и характером изменения других физиологических функций. Так, латентный период зрительно-моторной реакции при работе без перерывов увеличивался в среднем на 47 м/сек (р = 0,001 при 460 исследованиях), а срывы на дифференцировку - на 22%, ,в то время как при работе с перерывами мы соответственно имеем 27 м/сек (р = 0,001 при 440 исследованиях) и 18%. Пульс через 30 минут после окончания работы восстанавливался при работе без перерывов в 60% случаев и при работе с перерывами - в 80%. Удлинение периода восстановления артериального давления после функциональной пробы наблюдалось в первом случае в 44% случаев, а во втором - только у 17% учащихся.

Интенсивность шума. Данные о характере изменения остроты слуха учащихся в зависимости от разной громкости шума в цехах приведены в таблицах 1 и 2. Они свидетельствуют о том, что острота слуха снижалась у учащихся на всех частотах в большей степени после работы при шуме в 105 дб, чем при шуме 95 дб.

Наряду с более выраженным снижением остроты слуха после работы в условиях воздействия шума 105 дб у учащихся наблюдался и более длительный период восстановления порогов слуховой чувствительности. Особенно заметно эта разница проявляется на частотах 4096 и 8192 гц.

Если при интенсивности шума 95 дб острота слуха на этих частотах возвращалась к исходной величине у большинства подростков через 35-45 минут, то при шуме в 105 дб через 1 час после окончания работы порог слуховой чувствительности восстанавливался лишь у 19-35% учащихся.

Влияние антифонов. Учитывая неблагоприятное действие шума на организм, в частности значительное повышение порогов слуховой чувствительности у подростков после работы и длительное восстановление на высоких частотах, целесообразно было выяснить, как влияет на организм в данных условиях уменьшение шума. Для уменьшения шума использовалось такое средство индивидуальной защиты, как антифоны. Благоприятное действие антифонов на состояние работоспособности взрослых рабочих отмечалось многими исследователями.

Полученные сдвиги порогов слуховой чувствительности при использовании подростками средств индивидуальной защиты оказались значительно меньше, чем без защиты ушей антифонами. После работы с применением антифонов в два раза сокращалось время восстановления остроты их слуха. Все учащиеся-ткачи положительно отзывались об антифонах, отмечая, что после работы быстро прекращается шум и звон в ушах, гораздо меньше чувствуется усталость.

Исследованиями многих авторов показано, что у лиц, работающих в шумных цехах, слуховой аппарат может адаптироваться к условиям постоянного воздействия шума только до известной степени. Затем развивается слуховое утомление, которое, повторяясь изо дня в день в течение многих месяцев и лет, нередко способствует изменениям во внутреннем ухе и приводит к развитию у рабочих тугоухости. Поэтому динамическое наблюдение за состоянием органа слуха учащихся-подростков, работающих в ткацких цехах, представляло определенное значение. Особенно важно было проследить за изменениями остроты слуха тех подростков, которые работали на фабрике ежедневно в течение 3 месяцев подряд.

Исследования показали, что пороги слуховой чувствительности повышались у них после работы в шумном цехе примерно на одну и ту же величину как в начале, так и в конце периода их ежедневной работы.

При исследовании остроты слуха до работы не было обнаружено тенденции к снижению чувствительности слуха у учащихся ткачей от начала к концу трехмесячной производственной практики. На протяжении трех месяцев ежедневной работы порог слуховой чувствительности на следующий день приближался к исходным цифрам предыдущего дня. Время восстановления слуховых порогов у подростков к концу периода ежедневной работы не удлинялось. Таким образом, полученные данные показывают, что трехмесячная ежедневная практика в условиях ткацких цехов не приводит к стойким изменениям остроты слуха подростков.

Наблюдение за состоянием остроты слуха у подростков на протяжении трех лет их производственного обучения в цехах текстильной фабрики (работа 2 раза в неделю) и сравнение остроты их слуха со слуховыми порогами подростков того же возраста, но не работающих в условиях шумного производства, не выявляют каких-либо изменений остроты слуха у первых по сравнению со вторыми.

На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:

1. Под влиянием 3,5-6-часовой работы в условиях ткацкого цеха у подростков отмечается повышение порогов слуховой чувствительности, особенно на высоких частотах.

Наблюдаемые изменения можно расценивать как результат утомляющего действия шума на организм, и в частности на слуховой анализатор.

2. При организации производственного обучения в ткацких цехах необходимо предусматривать обязательные перерывы в работе подростков.

3. Подросткам, работающим в ткацких цехах текстильных предприятий, целесообразно пользоваться средствами индивидуальной защиты от шума.

4. Острота слуха подростков первого, второго и третьего годов обучения по профессии ткача не отличается от остроты слуха учащихся, не работающих в условиях шумного производства. Производственное обучение по специальности ткача, предусматривающее производительный труд как по два раза в неделю, так и ежедневно в течение двух-трех месяцев, не приводит к снижению остроты слуха у подростков.

5. Учитывая утомляющее действие шума на слуховой анализатор, при направлении подростков на работу в ткацкие цехи наряду с обычным медицинским осмотром следует проводить тщательное отоларингологическое обследование для выявления подростков, имеющих повышенную чувствительность к шумовому фактору.


Еще по теме: