Влияние на подростков различных уровней и спектров высокочастотного шума


Как показали наши многочисленные обследования предприятий, подростки нередко работают в цехах, где уровень шума превышает нормы, установленные для взрослых рабочих.

Известно, что производственный шум является одним из факторов профессиональной вредности, и поэтому его нельзя не учитывать при выборе рабочих мест учащихся. Ведь интенсивный шум оказывает неблагоприятное воздействие на центральную нервную систему, слуховой анализатор и другие органы и системы взрослого организма, включая изменения со стороны крови.

Проведенные нами исследования свидетельствуют о большей реакции подростка по сравнению со взрослыми рабочими на воздействие шума. Это, по-видимому, можно объяснить тем, что формирование организма подростков еще не закончено, так как именно в этот период происходит дальнейшее совершенствование сердечно-сосудистой системы, а также сложная перестройка эндокринной и нервной систем. Поэтому при профессиональном обучении в цехах с интенсивным шумом возникает проблема разработки рационального режима труда учащихся.

Настоящие исследования явились продолжением работы по обоснованию режима производственного обучения подростков в условиях высокочастотного интенсивного шума.
 
Предыдущей нашей работой была обоснована продолжительность непрерывной работы подростков при производственном шуме интенсивностью в 95-105 дб и спектре, приближающемся к «белому шуму». Было показано, что уже после 3 часов непрерывной работы у учащихся возникают существенные изменения функционального состояния центральной нервной системы.

В связи с этим мы решили изменить режим работы подростков: через каждые 50-55 минут работы они отдыхали 10-15 минут в помещении, где шум практически отсутствовал. Под наблюдением находилась группа подростков, осваивающих специальность автоматчика. Обучение производилось в механосборочном цехе завода на станках полуавтоматах. Режим работы - 3-3,5 часа (с 8 ч утра до 11 ч 30 мин - 12 ч).

Источниками шума в МСЦ являлись одно- и шести шпиндельные полуавтоматы, а также расположенные рядом с ними сверлильные, токарно-винторезные, револьверные и другие станки. Шум в цехе был стабильный, характеризовался звенящим тембром и приближался к «белому шуму», поскольку преобладающие уровни имели довольно широкий диапазон частот и находились в пределах от 200 до 12 500 гц.

Труд автоматчика сводится к контролю за работой полуавтоматов, несложной регулировке и наладке станка, проверке деталей по контрольным измерительным приборам, вставке стержней.

Подростки работали под контролем взрослого рабочего и обслуживали 2-3 станка-полуавтомата (одно шпиндельных).

Кроме того, параллельно велось наблюдение за второй группой подростков, которая работала в цехе конструкторско-экспериментального отдела (КЭО), выполняя обязанности слесаря, с 8 ч 30 мин до 12 ч 30 мин- 13 ч без регламентированных перерывов.

Работа в КЭО по своему характеру была разнообразной, иногда сопряжена и с физическим усилием, как например при опиловке металлических деталей, зачистке заготовок и т. п. Подростки учились читать рабочие чертежи, производить разметку деталей по рабочим чертежам, производили посильные расчеты, работали на фрезерном, строгальном станках. За производственную смену рабочие операции могли смениться несколько раз. Подростки работали в свойственном им темпе работы с паузами для отдыха. Интенсивность шума в КЭО была ниже. Этот шум создавался работой строгального, фрезерного, токарно-винторезного станков, а также опиловкой, заточкой отдельных металлических деталей.

Как показали наши предыдущие исследования, ведущим фактором в комплексном воздействии условий внешней среды на организм работающих, особенно на функциональное состояние центральной нервной системы, является производственный шум.

Поэтому для оценки влияния производственного шума был выбран комплекс физиологических методик, позволяющих оценить функциональное состояние слухового анализатора учащихся: 16 подростков 16-17 лет, практически здоровых, среднего и выше среднего физического развития, имеющих нормальный слух.

Исследовались: порог слуховой чувствительности к тональным раздражителям, латентный период реакции на звуковой раздражитель. Определялся также латентный период зрительно-моторной реакции. Наряду с этим изучалось артериальное давление, а также показатели умственной работоспособности при помощи методики дозирования работы во времени при решении арифметических примеров (учитывалось время решения и количество сделанных при этом ошибок).

Последовательность проведения физиологических исследований до и после работы была следующей: тональный порог слышимости, монаурально (на правое ухо), артериальное давление, умственная работоспособность, скрытое время реакций на световой и звуковой раздражители.

Исследования проводились в помещении медпункта, который находился в 1,5-1,6 минуты ходьбы от цехов.

Порог слуховой чувствительности исследовался при помощи специальной установки, состоящей из звукового генератора ЗГ-10, лампового вольтметра ЛВ9-2, аттенюатора и динамических телефонов типа ДТ-6. Весь тракт был отградуирован относительно общепринятого акустического нуля. Ошибка измерения тракта находилась в пределах ±1 дб.

Скорость слухо- и зрительно-моторной реакций определялась хронорефлексометром. Ошибка измерения прибора ±5 мсек. Артериальное давление записывалось на осциллографе, а также определялось по способу Короткова.

Определение порога слышимости на каждой частоте, а также скрытого времени реакции на оба раздражителя проводилось по 5-6 раз.

На основании этих измерений выводились средние величины, которые подвергались в дальнейшем вариационно-статистической обработке. Данные физиологических исследований обрабатывались с использованием формул для малого числа наблюдений и с проверкой достоверности разности средних.

За работой учащихся-подростков проводился хронометраж.

В цехах регистрировался микроклимат (температура, охлаждающая сила и относительная влажность воздуха). Кроме того, в МСЦ определялось содержание окиси углерода и углеводородов в воздухе. Необходимость такого определения диктовалось тем, что для охлаждения обрабатываемых деталей в полуавтоматах применялось масло. В обоих цехах проводилось исследование спектрального состава шума.

Как показали наши исследования, в осенне-зимний и зимне-весенний периоды года температура воздуха в цехах находилась в пределах 20-22°, относительная влажность колебалась от 30 до 60% и скорость движения воздуха - от 0,05 до 0,1 м/сек. Концентрации окиси углерода и углеводородов не превышали предельно допустимых величин.

Спектральный анализ шума проводился спектрометром с полосовыми частотными фильтрами шириной в 1/3 октавы, быстро действующим регистратором уровней, конденсаторным микрофоном.

Исследование тонального порога слышимости проводилось на частоте 100, 200, 500, 1000, 2000, 4000 и 7000 гц. После работы порог слуховой чувствительности определялся у учащихся на 2-3-й минуте после выхода из цеха в одной и той же последовательности, начиная с низкой частоты 200 гц и затем постепенно переходя к более высоким частотам.

Полученные данные изучения порога слуховой чувствительности позволили отметить, что работа в КЭО не вызывает у учащихся-подростков изменений чувствительности слуха на протяжении 4 часов работы.

У подростков, работавших в МСЦ, тональный порог чувствительности на частотах 4000 и 7000 гц увеличивался с увеличением продолжительности работы.

Порог слышимости у подростков, работающих в КЭО, на 3-й минуте после окончания работы приходит к исходной (до работы) величине, чего нельзя отметить у учащихся, работающих в МСЦ.

Изучение времени обратной адаптации порога слышимости показало, что через 2 часа работы он полностью восстанавливался у учащихся МСЦ на 15-20-й минуте отдыха, а после 3 часов - на 40-45-й минуте. При этом раньше всего восстанавливался порог слышимости на частоте 4000 гц и позже - на частоте 7000 гц.

Исследование скрытого времени реакции на световой и звуковой раздражители проводилось на 5-й и 6-й минутах после выхода учащихся из цеха. Время реакции на оба раздражителя в зависимости от продолжительности работы учащихся практически при существующих режимах работы в МСЦ и КЭО не изменяется.
 
Статистически достоверными являются изменения латентного периода реакции на световой раздражитель (после работы в МСЦ продолжительностью в один-два часа) и на звуковой раздражитель (после двух часов работы).

В общем все полученные сдвиги среднего времени реакции находятся в пределах ошибки измерения прибора (±5 мсек). Практически поэтому можно считать, что при указанных выше режимах труда функциональное состояние центральной нервной системы через 5 минут после прекращения работы возвращается к исходному состоянию.

Результаты исследования показателей умственной работоспособности учащихся согласуются с результатами, полученными при исследовании скрытого времени реакции на световой и звуковой раздражители.

Поскольку сдвиги в показателях умственной работоспособности статистически недостоверны, можно считать, что она на всем протяжении производственной смены в КЭО сохраняется на до рабочем уровне. Показатели работоспособности учащихся при работе в МСЦ также не изменяются в зависимости от продолжительности работы.

Наблюдения показали, что при отсутствии в процессе работы физических усилий артериальное давление к концу производственной смены у учащихся не изменялось.

Завершая анализ результатов исследования, следует отметить, что режим работы учащихся в МСЦ сказывался определенным образом на их функциональном состоянии.

Отдых в условиях отсутствия шума в течение 10-15-минутного перерыва через каждые 50-55 минут работы, несмотря на то что последняя проходила при воздействии на организм интенсивного (95-105 дб) высокочастотного шума, приводил к тому, что изменения в пороге слуховой чувствительности были только на высоких частотах 4000 и 7000 гц.

Работоспособность и артериальное давление у учащихся при таком режиме труда также не изменялись.

На основании проведенной работы можно прийти к следующим выводам:

1. При организации труда подростков в условиях воздействия высокочастотного шума (уровень 95-105 дб) необходимо предусматривать через каждые 50-55 минут работы регламентированные перерывы в 10-15 минут. В это время подростки не должны подвергаться шуму.

2. В условиях воздействия высокочастотного шума меньшего уровня, 76-82 дб, допустима работа учащихся в течение 4 часов в день без регламентированных перерывов.


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: