Динамика физического развития и состояния здоровья учащихся сельских школ


Институт физического воспитания и школьной гигиены Академии педагогических наук начиная с 50-х годов планомерно проводил изучение состояния здоровья и физического развития учащихся общеобразовательных школ.

В 1957/58 учебном году было изучено состояние здоровья и физическое развитие учащихся сельских школ трех областей центральной полосы России: Московской, Владимирской и Калужской. Полученные материалы рассматривались как исходные для дальнейших динамических наблюдений.

Задача настоящей статьи - выявить состояние здоровья и физическое развитие сельских школьников; разработать стандарты физического развития; определить изменения в состоянии здоровья детского коллектива за истекшее пятилетие.

Работа была организована в тех же областях и районах, что и пять лет назад. Обследовались учащиеся Серпуховского района Московской области, Собинского (бывшего Покровского) района Владимирской области и Тарусского района Калужской области. Кроме тех школ, в которых обследовались дети в 1957 году, были взяты еще шесть новых школ, что позволило увеличить количество обследованных на 900 человек. Всего медицинским обследованием были охвачены все учащиеся трех средних школ, шести восьмилетних и семи начальных школ. Более 70% школьников осмотрено в декабре - феврале 1963 года, остальные - в марте и начале апреля того же года.

Все обследованные школы являлись типично сельскими, значительно удаленными от промышленных объектов. В силу этого обследованный коллектив в целом характерен для сельской местности.

За прошедшее пятилетие средний радиус обслуживания школ практически не уменьшился. Около четверти всех школьников V-VIII классов вынуждены ежедневно проходить пешком значительные расстояния до школы и обратно (10-12 км и более); 10-12% учащихся, главным образом старшеклассников, пользовались попутным видом транспорта (подводы, автомашины, маршрутные автобусы).

В вопросах санитарного состояния и благоустройства школ за пятилетие существенных сдвигов отметить не удалось. Отмеченные ранее недостатки (переуплотненность младших классов, недостаточный набор помещений в приспособленных под школы зданиях, низкая освещенность классов, вопрос с партами и некоторые другие) в той или другой степени характерны для всех 16 школ. Вместе с тем имеются и положительные моменты. Уже не в одной школе, как это было пять лет назад, а в четырех - восьмилетней и трех начальных школах - занятия проводились только в первую смену, с 9 часов; больше половины детей начальных классов получали горячие завтраки, причем среди I-II классов это имело место почти повсеместно. Наконец, в двух одиннадцатилетних специально построенных школах заметно улучшилось положение дел с освещенностью классов: минимальная освещенность на рабочих местах была около 40 люкс, максимальная - 80 люкс, тогда как при замерах в 1957 году уровень освещенности был в два раза ниже. В остальных школах в этом отношении, к сожалению, нет заметных улучшений.

Режим дня сельских школьников в настоящей статье специально не изучался, лишь выборочно было опрошено 540 школьников VI-X классов. Среди девочек в полтора раза чаще, чем среди мальчиков, отмечались случаи сокращения продолжительности сна на 1,5-2 часа по сравнению с возрастной нормой. В 1957 году таких отличий не наблюдалось. Значительно больше стало учащихся, особенно мальчиков, регулярно занимающихся утренней гимнастикой. Так, если ранее по VI-X классам зарядку делали лишь 26-40% школьников, то теперь соответственно 39-71%. Отраден также факт увеличения прослойки активных спортсменов среди юношей и девушек, занимающихся спортивными играми, лыжами, легкой атлетикой; по средним и старшим классам их стало в три раза больше, нежели в 1957 году. Это, надо полагать, отражает общий подъем физкультуры и спорта, их массовый характер в нашей стране.

Сравнение основных режимных моментов учащихся села с соответствующими данными по ряду городов показало, что по продолжительности ночного сна, пребыванию учащихся на открытом воздухе, длительности приготовлении домашних заданий положение дел благоприятнее среди сельских школьников. Некоторые специфические особенности работы сельской школы и жизни на селе вообще обусловливают эти различия.

Среди сельских школьников средних и старших классов в общем значительно шире, чем среди учащихся больших городов, распространен физический труд. Это помощь семье, сельскохозяйственные работы на приусадебных и пришкольных участках, в колхозах и совхозах. Уже примерно с 13-14 лет проявляется половая дифференцировка в такого рода деятельности: девушки 14-17 лет обычно занимаются относительно более легкими видами работ и ежедневно тратят на них в среднем на 40-70 минут больше, чем мальчики.

В соответствии с задачей работы данные по состоянию здоровья прежде всего сравнивали с результатами исследования 1957/58 учебного года; были привлечены и другие материалы ряда авторов, изучавших состояние здоровья детских коллективов.

Методическая часть работы осталась без изменений в том же объеме, что и ранее. Медицинский осмотр и антропометрия осуществлялись теми же лицами и одним и тем же проверенным инструментарием. По независящим от нас обстоятельствам врачи-специалисты не смогли обследовать всех наших учащихся, как это было сделано в 1957 году. Отоларинголог осмотрел около половины из 3500 школьников, окулист обследовал 1900 человек.

Всего нами обследовано в трех названных сельских районах 3558 человек в возрасте от 7 до 19 лет; мальчиков и девочек было примерно поровну. В окончательную разработку вошли данные медицинского осмотра 3412 учащихся.

Предварительная статистическая разработка полученных данных отдельно по трем районам не выявила существенных различий между ними. Это позволило объединить материал и получить показатели состояния здоровья и физического развития школьников Московской, Владимирской и Калужской областей.

Большее число обследованных в 1963 году позволило разработать основные показатели физического развития и для детей 7 лет, чего не было сделано в исходной работе 1957 года. Другой особенностью явилось значительное уменьшение против прежнего числа учащихся в IX-XI классах сельских школ. Многие старшеклассники уходили из девятых классов на производство. Этим объясняется относительно меньшая наполняемость в группах 16-18 лет.

По каждой возрастно-половой группе для разработки показателей и «стандартов» физического развития с учетом соотношения признаков в их взаимосвязи (регрессии по росту стоя) применялся вариационно-статистический метод.

Состояние костно-мышечной системы и зубов. Как и ранее, учитывались частота распространенности среди школьников дефектов осанки, остаточных явлений рахита и уплощенной, плоской стопы. В совокупности эти показатели в достаточной степени характеризуют состояние опорно-двигательного аппарата учащихся. Характер оценки остался тем же, а именно: учитывались не только значительные дефекты осанки, связанные обычно с анатомическими изменениями позвоночника, но и так называемые функциональные нарушения (асимметрия плеч, крыловидные лопатки, сутуловатость, свернутые плечи и пр.). Эти последние нарушения осанки являлись преобладающими во всех возрастно-половых группах, составляя более 3/4 всех отмеченных случаев нарушений.

В среднем по всем возрастам дефекты осанки и искривления позвоночника обнаружены у 37% девочек и 39% мальчиков, что полностью совпадает с данными 1957 года. Существенного нарастания частоты нарушений осанки с возрастом как у мальчиков, так и у девочек не отмечается. Уже в возрасте 7-8 лет 27-35% детей имеют те или другие нарушения осанки. Эта картина повторяется и в других возрастных группах, вплоть до 17-летнего возраста при незначительных колебаниях частоты распространенности дефектов осанки.

По начальной школе заметна тенденция к улучшению состояния осанки. Так, среди мальчиков и девочек 7-10 лет за пять лет частота нарушений осанки уменьшилась на 10-11%.

Значительные нарушения осанки несколько увеличиваются с возрастом: сколиоз и кифоз 1-2-й, редко 3-й степени выявлен у 4-5% школьников младшего возраста против 8-9% среди учащихся старших классов. Особенно заметное нарастание частоты распространенности искривлений позвоночника совпадает с окончанием обучения в начальной школе и переходом в V класс). Сама по себе частота этих нарушений, составляющая около 7%, не является высокой. Многие авторы среди учащихся городов Москвы, Харькова, Тулы отмечали значительные дефекты осанки в 10-13% случаев. Следует заметить, что в литературе благодаря отсутствию объективных, общепринятых методик диапазон распространенности среди детей и подростков нарушений осанки весьма широк, от 25-30 до 75-80%.

На основании полученных материалов можно сделать вывод, что за истекшее пятилетие состояние осанки школьников села в общем не улучшилось; только по начальным классам налицо (небольшие положительные сдвиги. Эти сдвиги связаны с некоторым улучшением общего режима и усиления санитарной просветительной работы педагогов и медицинских работников среди младших школьников. Следует также отметить, что дефекты осанки функционального характера отмечаются примерно с одинаковой частотой у городских и сельских детей, однако у последних грубые нарушения более редки.

Уплощенная и плоская стопа среди школьников встречалась в среднем у 22% мальчиков и 26% девочек, возрастные колебания частоты признака несущественны. Все же относительно больше учащихся с уплощенными стопами приходится на пубертатный период: среди мальчиков 13-16 лет - 25%, среди девочек 11 -14 лет - 29-34%. Какой-либо динамики за пять лет отметить не удается. Нет разницы в этом отношении также между сельскими и городскими школьниками. Случаи полного плоскостопия у наших учащихся встречались редко, примерно из 11 -13 человек с разной степенью уплощения у одного была стопа плоская.

Распространенность остаточных явлений рахита у сельских учащихся осталась практически без изменения по сравнению с 1957/58 учебным годом. Главным образом следы бывшего в раннем детстве рахита несколько чаще отмечались у мальчиков всех возрастов, чем у девочек. Как обычно, с возрастом частота распространенности остаточных проявлений рахита заметно падает у школьников обоего пола.

Специальная статистическая обработка материала по состоянию осанки и остаточным явлениям рахита показала тесную связь их между собой, причем с возрастом корреляция почти не угасает. Это лишний раз свидетельствует о важности и необходимости мер по предупреждению рахита в раннем детстве, а также о длительном отрицательном воздействии на организм рахита в то время, когда ребенок давно уже его перенес.

Неблагополучно обстоит дело с состоянием зубов, особенно в младших классах, где до 40-50 детей из каждой сотни обследованных имели отклонения в состоянии зубов, главным образом кариес. За пятилетие частота кариеса зубов осталась на прежнем уровне.

Состояние сердечно-сосудистой системы и содержание гемоглобина в крови. Одним из существенных показателей состояния здоровья школьников является состояние их сердечно-сосудистой системы. Заболевания ее, как известно, заметно учащаются в школьном возрасте как в форме различных функциональных нарушений, главным образом транзиторного возрастного характера, так и в форме органических заболеваний, обычно связанных с перенесенным ревматизмом. Соответственно с этим, как и ранее, выделялась группа органических заболеваний и группа функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы, куда относились учащиеся, у которых прослушивались небольшие шумы непостоянного характера, нечистота тонов, акцентуация, и пр., хотя, как правило, они ни на что не жаловались.

Функциональные нарушения сердечно-сосудистой системы выявлены в среднем в 14% случаев. Они одинаково часто встречались как среди мальчиков, так и среди девочек. Функциональные отклонения у мальчиков чаще приходятся на возраст 13-14 и 15-16 лет, а у девочек соответственно - 11-12 и 13-14 лет. Факт относительного роста числа функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы в пубертатный период отмечен многими исследователями. Наши данные не расходятся с указаниями этих авторов.

За пятилетие частота функциональных отклонений сердечнососудистой системы во всех возрастно-половых группах уменьшилась. Следует принять во внимание тот факт, что широкая эпидемия вирусного гриппа 1957 года, охватившая интересующие нас районы за 1,5-2 месяца до начала нашего обследования, способствовала некоторому росту числа функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы. Поэтому можно полагать, что при отсутствии в 1957 году эпидемии сдвиги в частоте транзиторных нарушений были бы менее существенны. В пользу этого предположения говорит и тот факт, что данные ряда авторов, касающиеся распространенности этих нарушений в детских коллективах, близки к нашим данным 1963 года.

Органические поражения сердечно-сосудистой системы ревматического характера (табл. 4) диагностировались в среднем у 2,7% мальчиков и 3,6% девочек при незначительных возрастных колебаниях частоты признака у тех и других. Большой специалист по ревматизму З. И. Эдельман утверждает, что уже в школьном возрасте заболевания ревматизмом чаще наблюдаются у девочек, чем у мальчиков. На нашем материале также по всем без исключения возрастным группам распространенность сердечных форм ревматизма среди девочек выше, чем среди мальчиков.

За последние годы отмечается рост ревматических заболеваний среди детей и подростков как в нашей стране, так и за рубежом. За прошедшее пятилетие и среди наблюдаемых коллективов можно констатировать определенный рост числа случаев ревматизма: среди девочек - по всем возрастам, среди же мальчиков - до старших классов.

Причины этого явления не раскрыты, так же как по сей день остается неясной этиология ревматизма. Между тем заболевания ревмокардитом дают в подростковом и юношеском возрастах относительно высокую летальность, превышающую летальность от других заболеваний. Поэтому приобретает особую актуальность постановка в школах широких профилактических мероприятий наряду с возможно ранним выявлением случаев ревматизма, госпитализацией и качественным лечением. Из арсенала профилактических мер прежде всего желательны плановая, регулярная санация полости рта и носоглотки школьников, в первую очередь начальных классов. В условиях села это периодические осмотры и лечение детей стоматологом и отоларингологом.

За пятилетие артериальное давление учащихся сельских школ почти не изменилось.

С возрастом, как известно, происходит более или менее плавное повышение артериального давления. По данным 1962/63 года, максимальное артериальное давление в возрасте 11 лет примерно 100 мм рт. ст., к 17 годам оно достигает у юношей 119 мм рт. ст., а у девушек - 114 мм рт. ст.

По сравнению с учащимися Москвы, а также подростками ремесленных училищ и студентами техникумов, у школьников сельской местности артериальное давление несколько выше, особенно в группе юношей и девушек 16-17 лет. Очевидно, эти расхождения связаны с особенностями жизни учащихся сельских школ.
 
При обследовании состояния здоровья в 1957/58 учебном году было выявлено сравнительно много школьников 14-17 лет с повышенным артериальным давлением - среди юношей 19%, среди девушек - 14%). Поэтому в 1962/63 году особое внимание было обращено именно на исследование уровня артериального давления. Артериальное давление на этот раз измерялось начиная с учащихся 11 лет. Повышенным давление, как и ранее, считалось только в том случае, если при трех-, четырехкратном измерении в разные дни недели средняя величина систолического давления была 130 мм и выше; цифры диастолического давления у подавляющего большинства детей колебались незначительно, обычно в границах 55-80 мм.

Существенного нарастания распространенности повышенного артериального давления в возрасте от 11 до 14 лет не отмечено. Среди же учащихся старшего возраста повышенное артериальное давление встречалось в 2-3 раза чаще, чем среди школьников средних классов.

Среди школьников 16-47 лет в 1963 году отмечено уменьшение по сравнению с 1957 годом числа случаев с повышенным артериальным давлением. У мальчиков же и девочек 14 лет и мальчиков 15 лет изменений в частоте распространенности повышенного артериального давления не наблюдалось.

Дать какое-либо определенное объяснение таким сдвигам несколько затруднительно. Возможно, что более высокая частота распространенности повышенного артериального давления среди учащихся сельских школ в 1957 году была связана с высокой заболеваемостью населения вирусным гриппом в период, предшествующий обследованию.

Грипп, как указывают клиницисты и физиологи, может надолго нарушать нейрогуморальную регуляцию организма, вероятнее же всего, резкое сокращение в 1962/63 г. по сравнению с 1957/58 г. числа случаев с гипертоническими реакциями среди 16-17-летних учащихся обусловлено некоторым снижением учебной нагрузки и более упорядоченным режимом суток.

Что касается качественной характеристики явления, следует иметь в виду, что у подростков и юношей с гипертоническими состояниями чаще всего имеет место тесное переплетение крайних вариантов физиологии с начальными элементами патологии, в силу чего они часто не могут быть отграничены друг от друга.

Наблюдения 1962/63 г. касаются 48 мальчиков и 37 девочек с систолическим давлением порядка 130-170 мм рт. ст. и диастолическим - 55-95 мм. Согласно классификации Гельфанд-Волошиной, большая часть лиц обоего пола (66 человек) с повышенным артериальным давлением должна быть отнесена в группу с гипертонической реакцией; 18 учащихся имели так называемую юношескую гипертонию, при которой прогноз обычно благоприятен, и, наконец, один юноша относился к группе страдающих обычной гипертонией. Различий в распространенности повышенного артериального давления среди мальчиков и девочек - учащихся сельских школ - не обнаружено. Аналогичные указания встречаются и в работах других авторов.

Кратковременные беседы со школьниками, ознакомление с их анамнезом и режимом дня выявили следующее: только 11 человек из 85 жаловались при опросе на головные боли, плохой сон,, неприятные ощущения в области сердца; нервно-психические травмы в недалеком прошлом удалось установить лишь у трех школьников; 68 человек существенно нарушали режим дня, особенно недостаточной была продолжительность сна. Большинство школьников с повышенным артериальным давлением, помимо учебных занятий, общественно полезного и производительного труда, дополнительно выполняли другие виды работ, как-то: общественная работа в школе, спортивные тренировки, работа по дому и в колхозе. Физическое развитие большей части этих учащихся было хорошим, только шесть человек отнесено в группу ниже среднего физического развития. У части юношей имелась тенденция к более раннему половому созреванию. Перечисленные моменты порознь и вместе ставятся отдельными авторами в причинную связь с юношеской гипертонией.

Содержание гемоглобина в крови, являясь объективным показателем состояния здоровья, характеризует в известной степени наличие малокровия у обследуемых.

Большинство обследованных учащихся имело нормальное и высокое содержание гемоглобина в крови; низкое содержание гемоглобина (порядка 9-10 гр. %) обнаружено менее чем у 1% школьников.

Существенных различий между мальчиками и девочками не установлено; однако в старших возрастах у мальчиков несколько выше содержание гемоглобина. Больших возрастных сдвигов не отмечено, что согласуется с ранее проводившимися исследованиями; однако у старших школьников содержание гемоглобина в общем выше, нежели у младших. Особенно большое содержание гемоглобина (14-15,5 гр. %), как и при первом обследовании, обнаружено у юношей l6-17 лет с хорошим физическим развитием; эта зависимость отмечается и в литературе. Более высокие показатели содержания гемоглобина в крови у 15-17-летних школьников по сравнению с младшими следует отнести, по-видимому, за счет возрастных особенностей, а также за счет того, что старшие школьники больше занимаются физкультурой и спортом.

Сдвиги за пять лет в уровне содержания гемоглобина у наших учащихся в общем весьма благоприятные. Так, если прослойка мальчиков и девочек с высоким содержанием гемоглобина осталась примерно такой же, что и пять лет назад, то в несколько раз уменьшилась группа с низким содержанием гемоглобина в крови.

Туберкулезная инфицированность и заболеваемость. Немаловажное значение при оценке состояния здоровья детского коллектива имеет, как известно, состояние туберкулезной инфицированности и заболеваемости. Туберкулезная инфицированность определялась с помощью иммунобиологической пробы Пирке; были использованы также данные рентгенологических и флюорографических обследований детей.

Частота распространенности отрицательной реакции Пирке с возрастом постепенно и неуклонно уменьшается, но это уменьшение в 1962/63 г. менее значительно, чем при первом исследовании. Таким образом, налицо благоприятная динамика за пятилетие показателей туберкулезной инфицированности, особенно среди учащихся средних и старших классов. Следует подчеркнуть наличие положительной динамики еще и потому, что в последнее десятилетие большинство исследователей-фтизиатров отмечает резкое сокращение среди городских детей частоты распространения различных форм туберкулеза при стабильных и относительно высоких показателях туберкулезной инфицированности их.

Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: