Глухонемота у детей


Под глухонемотой следует понимать врожденное отсутствие слуха или потерю его в раннем детском возрасте. У глухонемых немота является следствием не дефекта в органах речи, а результатом отсутствия слуха.

Редко встречаются дети, у которых дефектное развитие центральной нервной системы является причиной отсутствия слуха и речи.

Причиной глухоты и последующей немоты чаще всего служит недоразвитие звуковоспринимающего аппарата в эмбриональном периоде или в более позднем периоде внутриутробной жизни, или уже после рождения вследствие перенесенных инфекционных заболеваний (цереброспинальный менингит, скарлатина, корь, тифы, сифилис). Таким образом, условно различают глухонемоту врожденную и приобретенную.

Преобладание приобретенной глухонемоты над врожденной, по статистике большинства авторов, можно считать установленным. В этиологии врожденной глухонемоты играют роль бытовые условия и интоксикации (алкоголизм, сифилис, и др.).

Травмы при родах, сдавление головки при узком тазе, при патологических родах, наложение щипцов могут отразиться на центральной нервной системе и на ухе.

На развитие глухонемоты оказывает влияние ряд инфекционных заболеваний, из которых на первом месте стоит эпидемический цереброспинальный менингит. При этом заболевании бывает поражен звуковоспринимающий аппарат (лабиринтит, неврит), и средний отит при цереброспинальном менингите является не причиной менингита, а сопутствующим заболеванием. Следующее место занимают такие инфекции, как корь, грипп, свинка и скарлатина, при которых поражения локализуются в различных отделах как звукопроводящего, так и звуковоспринимающего аппарата.

При приобретенной глухоте иногда сохраняются остатки речи в виде отдельных слов; при врожденной глухоте это совершенно исключается.

Патогистологические изменения звуковоспринимающего аппарата характеризуются явным распадом клеток с разрушением безмякотных нервных волокон.

Диагностика глухонемоты должна быть по возможности ранней, так как немоту в значительной степени можно устранить соответствующим артикуляционным обучением (чтение с губ).

Наблюдая за развитием ребенка с момента его рождения, родители или воспитатели могут отметить отсутствие реакции на звуки, т. е. отсутствие так называемого слухового внимания. Слышащий ребенок при звуке тормозит свои движения, чем и выявляет «слуховое внимание». Наряду с этим можно наблюдать отсутствие и «вестибулярного внимания», т. е. ребенок не реагирует на перемену положения, на укачивание. Надо заметить, что у глухонемых функция вестибулярного анализатора часто бывает понижена.

В раннем детском возрасте разрешить вопрос о немоте трудно, так как глухие от рождения дети, как и слышащие при рождении, кричат одинаково, одинаков у них бывает и детский лепет. Однако в дальнейшем ввиду отсутствия слуховых ощущений речевой импульс исчезает, так как речь относится к категории корково-ассоциационных функций больших полушарий мозга.

У нормального ребенка голосовые реакции в виде появления гортанных согласных начинаются в 3-3,5 месяца. Затем следуют звуки, произносимые коротко: губные и губно-носовые, зубные и зубно-носовые. По мере развития ребенка, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей, появляются и звуки, произносимые длительно: шипящие, свистящие. Отсутствие голосовых реакций при наличии слуха может иметь место и в случаях позднего развития речевой способности.

Диагноз глухоты должен быть основан па анамнезе и на специальном осмотре уха в раннем детском возрасте.

Функциональное исследование слухового и вестибулярного анализатора носит специальный характер и зависимости от того или другого периода развития ребенка. Применяя разные методы исследования от звучания колокольчика, камертона, электроакуметрического прибора до методики условных рефлексов, можно определить в раннем детском возрасте наличие слуха; более детальные данные могут быть получены уже в более старшем возрасте.

Некоторое диагностическое значение имеют следующие симптомы: ауро-пальцебральный рефлекс - появление рефлекторного мигания и ауро-пупиллярный рефлекс - сужение а расширение зрачков при наличии слухового восприятия.

Может иметь диагностическое значение и наблюдение за походкой детей в более старшем возрасте: у глухонемых наблюдается шаркающая походка, зависящая от отсутствия слухового контроля.

Голос и речь глухонемых отличаются однообразием и монотонностью. Происходит это потому, что речь может правильно развиваться только в том случае, если ребенок нормально слышит. При отсутствии или значительной потере слуха ребенок не получает звуковых сигналов, исходящих от внешних раздражителей, или получает их в искаженном виде. Это и ведет к задержке речи, к ее однообразию, монотонности.

Профилактика глухонемоты. Важное значение имеет соблюдение определенного режима во время беременности. Лечебно-профилактические советы, которые беременные получают в консультациях, имеют цель знакомить будущую мать с вредными этиологическими моментами. Необходимо вести борьбу с алкоголизмом, наркоманией и венерическими заболеваниями, так как отравление организма алкоголем, никотином или другими ядами является, несомненно, вредным моментом, отражающимся на правильном формировании и развитии плода.

Профилактика приобретенной глухоты (глухонемоты) должна заключаться в санации верхних дыхательных путей и среднего уха у детей раннего и старшего возраста, в оздоровлении окружающей среды и в борьбе с инфекциями, а стало быть, с теми осложнениями со стороны уха, которые могут обусловить глухоту.

Основная цель лечения глухонемоты детей - это сделать их говорящими, дать им соответствующее воспитание, образование и привлечь их к общественно полезной жизни наравне со слышащими. При такой постановке вопроса мимико-жестикуляционный метод потерял свое значение, так как он отграничивает глухонемых от остальных людей: этим способом могут общаться между собой только глухонемые. Раньше было введено обязательное обучение глухонемых детей для того, чтобы они, поступив в специальную школу, имели уже некоторую подготовку. Для того чтобы глухонемого понимал слышащий и наоборот, в прошлом был введен артикуляционный метод произнесения целых слов и т. д. В прошлом в специальных школах был принят аналитико-синтетический метод обучения.

Для выбора методики обучения следует различать глухонемых с полной глухотой и глухонемых с остатками слуха. Известен ряд вариантов способа чтения с губ. Так, например, одни авторы рекомендуют аналитический метод обучения, при котором обучение начинается с произнесения отдельных звуков, слогов, затем слов; другие предлагают синтетический метод - метод произнесения целых слов и т. д.

Если принять во внимание, что лишь у 4-5% глухонемых слух потерян полностью, а у 95% сохранились какие-то остатки его, то целесообразно систематически упражнять эти остатки слуха музыкальными приборами, радиоаппаратами. Наличие лабиринтной функции в известном смысле может считаться благоприятным признаком в практическом отношении для активизации слуха и наоборот.

Комбинированное обучение глухонемых с помощью устной речи и одновременно с помощью звуковых раздражителей придает голосу глухонемого более яркую окраску и приближает его к голосу нормального ребенка.

Разновидность глухонемоты - слухонемота: ребенок слышит звук, но не понимает слов. Он повторяет общеизвестные слова, не понимая их значения, - это «слухонемой». У него орган слуха нормален, но имеются поражения в отделах коры мозга, имеющих отношение к слуху и речи. Таким образом, слухонемота есть немота без глухоты. Формы слухонемоты различны: 1) моторная (ребенок понимает заданный ему вопрос, но отвечает мимическими знаками, а не словами); 2) сенсорная (ребенок слышит речь, но не понимает значения слов); 3) моторно-сенсорная (комбинация двух указанных форм).

Рекомендуем статью Глухота у детей


Еще по теме:


Sownure, 09.04.2024 12:00:58
Спасибо предназначенных для доставки этого рода значительно подробности.  Посетите также мою страничку

посмотрите и эту страничку и дайте ей оценку

https://transcribe.frick.org/wiki/User:DarnellDeweese остров пукет тайланд тигри
http://www.bansannaschool.com/web2/index.php?name=webboard&file=read&id=718887 софия пукет самолетни билети
https://anotepad.com/note/read/jiwf4pci пукет тайланд забележителности
http://hatsat.bget.ru/user/MaryellenChaves/ цени на билети до пукет

=pat=
EddieSix, 11.04.2024 22:06:48
I'm gone to tell my little brother, that he should also pay a quick visit this website on regular basis to take updated from latest reports.
look at my page
https://www.barbecuejunction.com/blog/1720/5-semplici-dichiarazioni-circa-crema-per-dolori-articolari-migliore-explain/ farmaco per dolori articolari
https://bossgirlpower.com/forums/profile.php?id=390285 dolori alle articolazioni rimedi
https://academy.theunemployedceo.org/forums/users/jeremiahhallock/ contro i dolori articolari

@776=
EddieSix, 12.04.2024 05:11:23
It's going to be ending of mine day, except before end I am reading this impressive article to improve my know-how.
look at my page
https://www.kenpoguy.com/phasickombatives/profile.php?id=1972204 feelgood crema per dolori articolari
http://forum.altaycoins.com/viewtopic.php?id=589804 crema naturale per dolori articolari
https://academy.theunemployedceo.org/forums/users/carrileidig5/ migliori creme per dolori articolari

@776=
EddieSix, 12.04.2024 08:42:40
This piece of writing will help the internet visitors for creating new blog or even a blog from start to end.
look at my page
https://popcorny.ru/user/ShadVerge9816/ crema cinese per dolori articolari
https://academy.theunemployedceo.org/forums/users/grazyna0985/ migliori creme per dolori articolari
https://bossgirlpower.com/forums/viewtopic.php?id=483246 cura per dolori articolari

@776=
DanteVed, 16.04.2024 16:57:27
Это лучшее время, чтобы строить планы на будущее, и это время быть счастливым. я прочитал этот пост, и если бы я мог, я хочу предложить вам некоторых интересных вещей или предложений. Возможно вы могли бы написать следующие статьи со ссылкой на эту статью. Я хочу прочитать даже больше вещей об этом!

Посмотрите также мою страничку:
https://wikiromandie.org/index.php?title=Utilisateur:Carma05S21035 Поиск дешевых авиабилетов
http://www.mclass-biz.co.kr/bbs/board.php?bo_table=free&wr_id=314630 Поиск выгодных билетов


=aviasales=
EddieSix, 16.04.2024 19:30:34
I think this is among the most vital info for me. And i am glad reading your article. But wanna remark on few general things, The site style is ideal, the articles is really excellent : D. Good job, cheers
look at my page
https://malaysiasteelinstitute.com/crema-per-dolori-articolari-gel/ comprimi per dolori articolari
https://dleweb.ru/user/MarilynnNivison/ dolori articolari rimedi naturali
https://mississaugakeepingitreal.com/forums/users/leroybonython/ farmaco per dolori articolari

@776=
EddieSix, 16.04.2024 20:00:59
Appreciate the recommendation. Will try it out.
look at my page
https://learning.lgm-international.com/forums/users/shannanshell/ ArtroLux
https://demo.qkseo.in/viewtopic.php?id=746084 crema per dolori articolari
https://academy.theunemployedceo.org/forums/users/jonathon6905/ dolori articolari

@776=
EddieSix, 16.04.2024 22:58:19
constantly i used to read smaller posts that  as well clear their motive, and that is also happening with this piece of writing which I am reading at this place.
look at my page
https://www.telix.pl/forums/users/leesahamlett/ crema per dolori articolari
https://mississaugakeepingitreal.com/forums/users/catharine5878/ dolori articolari
http://forum.ainsinet.fr/profile.php?id=290687 crema per dolori articolari migliore

@776=
EddieSix, 17.04.2024 00:41:27
I'm no longer positive the place you're getting your information, but great topic. I needs to spend some time learning much more or figuring out more. Thank you for great information I was in search of this info for my mission.
look at my page
https://www.lookali.de/community/profile/christalsandlin/ feelgood crema per dolori articolari
http://forum.prolifeclinics.ro/viewtopic.php?id=1016625 crema naturale per dolori articolari
https://academy.theunemployedceo.org/forums/users/arleenlafountain/ dolori articolari rimedi naturali

@776=
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: