Пневмония у недоношенных детей


Для недоношенных детей пневмонии являются наиболее опасной болезнью, осложняющей всякое другое заболевание. Смертность недоношенных детей, связанная в первые дни жизни с родовыми травмами и мозговыми кровоизлияниями, в последующем зависит почти исключительно от развивающейся пневмонии.

Пневмонии недоношенных детей имеют чрезвычайно своеобразную клиническую симптоматологию, настолько отличающую их от обычных пневмоний, что нередко это мешает своевременной постановке диагноза.

Чем ниже вес ребенка при рождении и чем больше степень его недоношенности, тем своеобразнее клиническое течение пневмонии. Причина частоты пневмоний у недоношенных детей и своеобразие их течения прежде всего заключается в особенности дыхания недоношенных детей: недостаточная дифференцировка и функциональная недостаточность центральной нервной системы отражаются на характере теплорегуляции и дыхания, так как оба эти процесса тесно связаны между собой. Недоношенный ребенок в первые дни после рождения проявляет свойства пойкилотермного существа, т. е. он не способен удерживать постоянную температуру тела, поэтому она снижается и повышается у него в пределах 4-5° в зависимости от колебаний температуры внешней среды. Для недоношенных детей одинаково опасно как охлаждение, так и перегревание; и то и другое ведет к значительному расстройству дыхания, вторичным ателектазам, а следовательно, создает почву для развития пневмоний.

У недоношенных детей дыхательный центр функционирует недостаточно, поэтому дыхание у них крайне поверхностное, легкие расправляются плохо, газообмен понижен. Как известно, у недоношенных детей существует склонность к периодическим остановкам дыхания и неправильному его ритму, близкому к чейн-стоксову. Это ведет к скоплению в организме углекислоты и обеднению кислородом, в результате чего легко возникают периодические асфиксии. Особенно наглядно расстройство ритма дыхания и периодическая асфиксия проявляются во время сосания. При этом наряду с нарушением ритма дыхания расстраивается и глотание, что при неумелом кормлении приводит к аспирации пищевых масс и развитию аспирационной пневмонии (так называемая вторичная аспирационная пневмония). Не менее легко может произойти аспирация околоплодной жидкости во время родов, особенно при затянувшихся родах.

Таким образом, организм недоношенного ребенка в силу своей физиологической незрелости имеет ряд особенностей, создающих при неправильном уходе и режиме предпосылки для развития пневмонии: недостаточное функционирование теплорегуляторного и дыхательного центров, нарушение газообмена, плохое расправление  легких, легко  возникающая аспирация.

Читать далее: Ателектатические пневмонии, Гриппозная пневмония у недоношенных детей, Пневмоцистовые пневмонии новорожденных и недоношенных


Еще по теме:


Гость, 27.06.2011 01:07:42
Физиологические особенности недоношенных детей первых месяцев жизни создают необходимость выделить их в особую группу. Недоношенные дети даже в условиях, являющихся оптимальными для доношенных детей, дают высокую смертность, выжившие же нередко отстают в развитии.

Тем не менее нельзя считать недоношенных детей больными, поскольку у большинства из них отсутствуют явные симптомы определенных заболеваний, свойственных детям раннего возраста. На этом основании в свое время было сделано заключение, что преждевременное рождение обусловливает так называемую «врожденную жизненную слабость», которая и является основной причиной высокой смертности недоношенных детей.

Однако последующее изучение особенностей недоношенных детей показало, что большинство из них может выжить и в дальнейшем хорошо развиваться в определенных условиях внешней среды, которые можно создать всюду и особенно в доме ребенка. Ссылка на «врожденную жизненную слабость», которая якобы является основной причиной смерти недоношенных детей, в свете современного состояния наших знаний является уже несостоятельной.
Bagssjpfousa, 04.03.2024 18:29:43
N }}}}}}
https://www.bagssjp.com/product/detail-174.html
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: