Послеоперационная реабилитация при пороках развития у детей


В последние годы в системе здравоохранения происходит существенная перестройка, направленная на повышение эффективности лечения. В этом процессе большое значение имеет внедрение в теорию и практику педиатрии ведущих положений реабилитации, под которой принято понимать совокупность медицинских, социально-экономических и других мероприятий, направленных на максимально быстрое и полноценное восстановление здоровья больного, а также как можно более раннее возвращение его к нормальным условиям жизни, учебе; труду. У детей, кроме того, реабилитация обеспечивает развитие всех функций и систем, предупреждая задержку роста и развития.

Существенным компонентом реабилитации является контроль за эффективностью лечения, конкретная оценка результатов. Следует с сожалением признать, что проктологические больные далеко не всегда и не в достаточном объеме получают восстановительное лечение, особенно на постгоспитальном этапе. Как выясняется, реабилитационные мероприятия проводят лишь небольшой части больных, главным образом в стационаре. Функциональные методы исследования применяют не столь широко, как это позволяют технические возможности.

Успех лечения следует оценивать не только по числу спасенных жизней, тем более не по числу выписанных или закончивших лечение больных, а по числу детей, ставших полноценными членами общества, вернувшихся к обычным для их возраста условиям жизни, учебы, занятиям физкультурой и спортом и т. п. Наблюдается характерная закономерность: отдаленные функциональные результаты лучше в той группе обследованных, в которой реабилитационному лечению уделяли должное внимание. Как показал анализ, родители часто недооценивают возможности послеоперационного лечения. В данной ситуации большое значение имеет их психологический настрой. С одной стороны, многие месяцы и годы, видя страдания своего ребенка, не имеющего самостоятельного стула или постоянно пачкающего белье, измучившись от бесконечных клизм или смены пеленок, родители часто считают великим 'благом наступившее после операции улучшение опорожнения кишечника и общего физического статуса, а умеренные функциональные отклонения рассматривают как «пустяки» или неизбежное следствие перенесенных вмешательств. Иногда даже на анкетный вопрос о деятельности кишечника они отвечают «нормально», и только осмотр и обследование ребенка в стационаре позволяют выявить те или иные нарушения. С другой стороны, для многих родителей понятие «хирургическая операция» равноценно своего рода панацее, гарантирующей благоприятный исход, поэтому они считают другие виды лечения (долечивание) как бы лишними. Большую роль в этой ситуации должны играть оперирующий хирург и лечащий врач, также должна быть отлажена система послеоперационного ведения больного в целом. Родители и врачи поликлиник, под наблюдение которых выписывают ребенка, должны иметь авторитетную и исчерпывающую информацию и конкретные рекомендации, касающиеся цели и методов реабилитационных мероприятий.

Учитывая все изложенное выше и отсутствие в специальной литературе соответствующей четкой схемы реабилитации детей после коррекции аноректальных и других пороков развития толстой кишки, мы попытались создать такую схему. Применительно к разбираемому контингенту больных наиболее важными и ключевыми положениями восстановительного лечения из разработанных отечественными и зарубежными авторами можно считать следующие:

1) реабилитация должна осуществляться непрерывно, пока ее будут в максимально короткие сроки максимально восстановлено здоровье, нормализована функция кишечника;

2) программа реабилитации должна носить индивидуальный характер и учитывать особенности личности ребенка и своеобразие патологических, морфологических и функциональных изменений.

Условно программа реабилитации может быть разделена на два этапа: первый - реадаптация, второй - реабилитация в прямом смысле слова.

Первый этап послеоперационной реабилитации следует непосредственно за оперативным вмешательством. До этого момента организм ребенка адаптировался к патологии, вследствие чего у него могли возникнуть такие физиологические отклонения, как потеря позывов к дефекации, невосприятие этого чувства, а также вторичные изменения в организме - гипотрофия, анемия, дисбактериоз кишечника и др. С устранением непроходимости и ликвидацией хронической каловой интоксикации, восстановлением нормального пассажа кишечного содержимого условия резко меняются, и в течение определенного времени происходит реадаптация организма в целом и функции воссозданной прямой кишки и ее удерживающего аппарата в особенности. Ускорению этих (процессов должны способствовать общие и местные лечебные меры.

Общие лечебные меры заключаются в назначении лечебного питания, витаминотерапии, ферментных и бактериальных препаратов, стимулирующих средств.

Лечебное питание основывается отчасти на понимании патогенеза болезни, отчасти на эмпирических данных. Во всяком случае, как показывают наблюдения, пища ребенка должна быть леткоусвояемой; следует исключить острые блюда и продукты с большим содержанием клетчатки. Согласно номерной системе лечебных диет, разработанных в Институте питания АМН СССР, больше всего подходит диета № 1 (вариант 1): отварное мясо или рыба, сметана, яйца всмятку,   молочные каши-размазни, пшеничный подсушенный хлеб, сваренные на пару овощи (кроме капусты, репы, брюквы, огурцов, лука), овощные и молочные супы, свежие сладкие ягоды и фрукты, некрепкий чай с молоком. Режим питания - равномерные приемы пищи 4-6 раз в день. Следует учитывать объем резекции толстой кишки, характер стула. При склонности к запору в диету вводят больше продуктов,, способствующих послаблению (фрукты, овощи, мясной суп, жирное мясо, зелень, кисломолочные продукты, капуста, мед, чернослив, свежий хлеб и др.), а при склонности к поносам - укрепляющие (рис, нежирное мясо, мучные изделия, бананы, картофель).

Роль недостатка витаминов в патогенезе различных заболеваний у детей и необходимость использовать их в комплексной терапии на разных этапах лечения хорошо известны. Для того чтобы повысить неспецифическую сопротивляемость организма и ликвидировать последствия хронической каловой интоксикации,, ацидоз и гипоксию, снижение активности тканевых ферментов и ферментов желудочно-кишечного тракта, следует применять витамины А, С, В6, В12, фолиевую кислоту.

При тяжелых клинических формах поражений наряду с общей гипотрофией и гипопротеинемией нередко отмечается снижение секреции и активности переваривающих пищу ферментов, желудочно-кишечного тракта. В таких случаях необходимо назначать препараты протеолитических ферментов желудка и поджелудочной железы - пепсин, панкреатин или панзинорм в возрастных дозах.

Необходимо также применять бактериальные препараты (бифидум-бактерии, коли-бактерин), ввиду того что нередко наблюдается кишечный дисбактериоз. Бактериальные препараты - это лиофильно высушенные живые микробы, обычно обитающие в, кишечнике здорового ребенка и взрослого. Эти препараты принимают внутрь после разведения в воде или растворе глюкозы. Размножаясь, микробы подавляют жизнедеятельность патогенной микрофлоры. Бифидум-бактерин применяют у детей первых, лет жизни по 2-2,5 дозы 1-2 раза в день за 30 минут до еды в течение 15-20 дней. Колибактерин назначают детям более старшего возраста по 5-10 доз по той же схеме.

Из стимулирующих препаратов наиболее эффективны апилак, пиримидиновые производные, препараты железа. Апилак назначают грудным и детям более старшего возраста для лечения гипотрофии и стимуляции аппетита по 5 мг в виде свечей 3« раза в день в течение 7-15 дней. Производные пиримидина (пентоксил, метилурацил) стимулируют образование антител и лейкоцитов в периферической крови, повышают фагоцитарную и переваривающую активность лейкоцитов и клеток ретикулоэндотелия, а также усиливают регенеративные процессы. Суточные дозы пентоксила: детям до 3 лет - 0,025 г, 3 - 8 лет-0,05 г, 8- 12 лет - 0,075 г, старше 12 лет - 0,2 г, метилурацила: детям дай 3 лет - 0,08 г, 3-8 лет - 0,1-0,2 г, 8-12 лет - 0,3-0,5 г„ старше 12 лет - 0,5-0,7 г. Принимают препараты 3-4 раза в сутки после еды в течение 7-10 дней. Целесообразно применять препараты железа, так как оно входит в состав гемоглобина и других тканевых ферментных систем. Эти препараты особенно показаны детям с анемией и гипотрофией. Лечение проводят длительно, курсами, одновременно с витаминотерапией.

Наконец, в комплекс послеоперационных реабилитационных мероприятий при тяжелых клинических формах патологии обязательно включают метаболитную терапию.

Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец Все


Еще по теме:


Гость Жасур, 17.09.2012 09:01:06
У меня недержание кала после операции на прямом кишечнике мне 22 года посоветуйте что мне делать это можно вылечить и где
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: