Приобщение к спорту и фитнесу


Приобщение к спорту и фитнесу Для того чтобы точнее определить адресата, кому будут направлены наши рекомендации, попробуем классифицировать всех людей по их отношению к занятиям физической культурой. Классифицировать, конечно, очень приблизительно, без особой детализации.

Прежде всего выделим значительную группу людей, занимающихся спортом и фитнесом. Сюда отнесем спортсменов среди школьников, студентов, профессионалов (например, футболистов, велосипедистов, боксеров и др.), а также функционеров от спорта, работающих в самых разных учреждениях, на предприятиях. В целом это будет очень внушительная группа, представители которой хорошо знают цену мускульным усилиям, физическим упражнениям.

Теперь перейдем к возрастным группам. Рассмотрим их, так сказать, по восходящей, начиная с ясельного и дошкольного возраста. Здесь многое зависит от готовности взрослых - родителей, бабушек и дедушек, воспитателей детских учреждений - проводить систематическое физическое воспитание детишек. Итак, первая возрастная группа является целиком зависимой от установки, воли и желания других.

Что касается школы, то здесь ситуация более сложная. Регулярно занимающихся физической культурой можно разделить на несколько подгрупп. Вот первая из них: в школе есть истинный энтузиаст физического воспитания учащихся, человек знающий, хороший организатор. Рядом со школой или рядом с домом находится стадион, детский клуб, и там опять-таки работает энтузиаст и ребята тянутся к нему. Но вот ушел специалист-энтузиаст и... прямо на глазах начинает разваливаться полезное дело. Следовательно, опять мы сталкиваемся с зависимостью от личности воспитателя, а два урока физкультуры в неделю (на трехразовые занятия еще полностью не перешли), конечно же, не дают необходимую физическую нагрузку.

Но перейдем к следующей подгруппе: это ребята, гоняющие шайбу или мяч во дворе. Никакой регламентации здесь нет. Все на собственном энтузиазме. Девочки чаще всего в этих играх не участвуют. С годами эти компании, как правило, распадаются.

Третью подгруппу составляют школьники, отдающие дань физической культуре самостоятельно. Мотивы таких занятий физическими упражнениями разнообразны. Некоторые, например, хотят преодолеть хронический недуг, свою телесную слабость, физические дефекты, избавиться от ожирения. Отмечу, что среди таких ребят бывают настоящие энтузиасты физической культуры, обладающие большой настойчивостью и целеустремленностью. Однако есть и ребята вполне здоровые, но уделяющие большое внимание своему физическому совершенствованию, что помогает им в достижении определенных жизненных целей и успешно учиться.

Теперь еще об одной группе школьников. Если в семье есть физкультурный настрой, физкультурные традиции, если вместе всей семьей ходят в пешие туристические походы, преодолевают препятствия на байдарках, вместе штурмуют горные вершины, то такие семьи - подлинные очаги здорового образа жизни, которые нередко обзаводятся и соответствующими друзьями. Я знаю несколько таких семей, у которых страсть к физическим упражнениям и спортивным увлечениям передается из поколения в поколение.

Все сказанное о школьниках в известной мере можно отнести и к студентам, физическое воспитание которых находится, увы, не на должном уровне. Особую тревогу вызывает положение дел в медицинских и педагогических вузах. В течение нескольких лет я преподавал в крупнейших московских медицинском и педагогическом вузах. Провел специальное исследование, и что же выяснилось? Только 10% студентов педагогического института выполняют утреннюю зарядку, а среди будущих врачей - 16%. Ну да ладно, студент поспать любит, времени не хватает на зарядку. А быть может, они приобщены к различного рода спортивным занятиям? Таких среди будущих учителей оказалось всего... 14%. Среди медиков дело обстояло лучше - 71 %.

Пусть в моих выборочных исследованиях цифры оказались заниженными, но дело не только в этом, а в том, какой настрой у многих студентов педагогического института. В своих ответах они писали, что не считают занятия физическими упражнениями необходимыми, а зарядка - это пустая трата времени. Так как же они будут воспитывать потом своих учеников в школе?

Но вот окончены институт, техникум или ПТУ, появились свои семьи, одолевают житейские заботы. От 22 до 30 лет отмечается новый отход от систематических занятий физической культурой. Это особенно наглядно видно на туристских тропах - сохраняют свою приверженность к туризму обычно одинокие молодые люди или еще не имеющие детей супружеские пары.

Но годы идут, и позднее наблюдается несколько «вспышек» увеличения приобщающихся к двигательной активности. Подросли дети - и вот уже совершаются семейные выходы на природу. Отправляются целыми кланами: вместе с папой и мамой - их друзья и их дети, друзья детей по школе, по дому.

Большие возможности для приобщения к двигательной активности имеются на садовых участках, которых становится все больше.

И наконец, последний пик пополнения рядов физкультурников дает пенсионный возраст: появляется свободное время, тревожат недуги, и физкультура становится последней надеждой на избавление от болезней; иные приходят в оздоровительные группы, чтобы пообщаться со своими сверстниками, скрасить свое одиночество.



Такова примерная схема того, как человек в разные периоды жизни приобщается к физической культуре. Очень хочется, чтобы она стала неотъемлемой частью жизни каждого человека.

Николай Коростелев


Еще по теме:


Гость, 23.09.2011 06:03:26
С детства надо приобщать.
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: