Конструирование и ручной труд у детей


Конструирование и ручной труд у детей Данная статья подготовлена для воспитателей второй младшей группы детского сада.

Конструирование и элементы ручного труда, так же как игра и рисование, - особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация конструирования и элементов ручного труда позволяют удовлетворить основные потребности развития ребенка данного возраста, а именно:

- желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;

- желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих. И конструирование, и ручной труд как нельзя лучше отвечают этой потребности.

При благоприятных условиях данные виды деятельности могут внести важный вклад в психическое развитие ребенка. Они способствуют развитию пространственных представлений, практическому освоению некоторых физических закономерностей, познанию свойств различных материалов. Ребенок овладевает разнообразными способами практических действий, приобретает так называемую ручную умелость. У него появляется созидательное отношение к окружающему. Последнее является важнейшей предпосылкой для последующей трудовой деятельности, которая начинает формироваться именно в этом возрасте.

Задачи работы воспитателя:

1. Способствовать освоению детьми пространственных отношений между предметами и некоторых физических закономерностей,  познанию свойств материалов.

2. Сформировать у детей практические навыки работы с материалами и инструментами.

3. Заложить созидательное отношение к окружающему миру.

Решение последней задачи предполагает, что, обучая детей конкретным вещам, вы одновременно ставите перед собой более широкие цели. Делая с детьми игрушку из бумаги, вы занимаетесь с ними не ради того, чтобы они умели делать именно эту игрушку. Ваша цель - пробудить у ребенка желание делать что-то своими руками, вызвать интерес к «исследованию» материала и работе с ним, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить удовольствие от результата своей работы.
 
Ваша работа с детьми будет осуществляться в этом году по двум направлениям:

- создание условий для самостоятельных практических действий детей;
- проведение специально организованного обучения.

Создание условий для самостоятельной работы детей

Создание таких условий предполагает следующее:
- наличие разнообразных материалов для конструирования и ручного труда, с которыми дети смогут самостоятельно действовать;
- обеспечение свободного доступа к материалам;
- наличие образцов построек и поделок. Такие образцы ребенок может воспроизводить точно или в измененном виде, во всяком случае они будут способствовать появлению новых идей и целей.

Материалы для конструирования. Для конструирования основными материалами являются строительные наборы с деталями разных форм и размеров и конструкторы с разнообразными способами крепления деталей. На участке с детьми можно строить из песка и снега.

Конструирование из строительного материала- одно из любимых занятий детей этого возраста. Строительные детали знакомы детям, способы работы с ними просты и доступны. Поэтому ребенок чувствует себя в работе с ними достаточно уверенным и активно действует сам.

Дети четвертого года жизни предпочитают строить поодиночке. Объединения детей для совместного строительства и последующей игры очень непрочны и кратковременны. Поэтому для работы детей со строительными материалами необходимо выделить в группе свободное пространство.

В начале года вы вместе с детьми выбираете место для размещения строительного материала: крупные формы удобнее убирать на полки или низкие стеллажи, а детали маленького и среднего размеров - хранить в корзинках, ящиках, коробках вперемежку.

Конструкторы специально созданы для самостоятельной работы с ними и предполагают прежде всего активность самого ребенка. Они чрезвычайно полезны для детей четвертого года жизни, так как развивают интеллектуально и дают занятие для рук. Наличие конструкторов в свободном пользовании детей необходимо, а интерес к работе с ними у детей устойчив и неизменен.

Некоторые конструкторы малыши начали осваивать еще на третьем году жизни. Дети манипулировали с деталями, пытались самостоятельно освоить способы их соединения. Теперь детям надо показать возможность получения из отдельных деталей разнообразных конструкций. Кроме знакомых малышам конструкторов, в течение года желательно использовать 2-3 новых.

К новым конструкторам или строительным материалам надо специально привлечь внимание детей, вызвать интерес.

Представление новых материалов осуществляется следующим образом:

1. Внесение нового конструктора или строительного набора и эмоциональный рассказ о том, как интересно из него можно строить (вы рассказываете, какие необычные постройки или конструкции из этого материала видели в старшей группе).

2. Рассматривание с детьми различных деталей, поиск среди них знакомых и незнакомых деталей, совместное обсуждение того, как использовать незнакомые детали, как соединять детали конструктора. Не торопитесь рассказывать и показывать детям сами. Важно, чтобы эти маленькие открытия малыши сделали самостоятельно, путем проб и ошибок. Это поддержит их интерес к материалам, даст возможность действовать самостоятельно.

3. Показ детям образцов построек и конструкций, которые можно выполнять из данных материалов. Вы делаете эти образцы на глазах у детей и оставляете им для игры.

4. Выбор вместе с детьми места хранения и предоставление нового строительного набора или конструктора в их свободное пользование.

Материалы и инструменты для ручного труда. Рекомендуем вам использовать следующие материалы: бумагу разных видов (цветная, гофрированная, газетная, салфетки, картон, открытки и т. д.), вату, поролон, текстильные материалы (ткань, веревочки, шнурочки, ленточки, тесьму), проволоку в цветной оболочке, природные материалы, клей; инструменты: ножницы, кисть.

Предложенные материалы - их свойства, способы работы с ними - новы для ребенка. У него нет практического опыта и идей по поводу того, как их использовать для изготовления игрушек и поделок. Так же трудны для него приобретение навыков работы с ножницами, самостоятельная работа с клеем и кистью. Поэтому в самостоятельное пользование эти материалы можно предоставлять лишь после того, как вы научите детей работать с ними и мастерить поделки. Это обучение проходит в совместной с вами деятельности, после чего следует дать детям возможность действовать с новым материалом, попытаться что-нибудь сделать из него самим.

Для реализации этих потребностей ребенка вы организуете в группе уголок труда. Главные требования к нему: детям должно быть удобно работать, и они должны иметь возможность свободно доставать любой материал. Именно в этом уголке по мере овладения детьми способами работы постепенно будут появляться новые материалы, образцы поделок и игрушек, там малыши смогут самостоятельно резать, клеить, мастерить.

Каждый вид материала лучше хранить в отдельной коробке. Целесообразно активно использовать в работе с детьми этого возраста ножницы. Навыки работы с этим инструментом малыши осваивают под вашим наблюдением индивидуально или небольшими подгруппами. На данном возрастном этапе ребенка интересует сам процесс резания ножницами, и поэтому он с удовольствием выполняет довольно однообразные действия: надрезает полоски, отрезает кусочки и т. п. Постарайтесь воспользоваться этим благоприятным моментом и предоставить детям возможность как можно чаще работать ножницами. Это позволит малышам насладиться данным процессом и одновременно овладеть навыком работы с этим инструментом. Постепенно, по мере освоения способов работы ножницами, их можно предоставлять малышам и для свободного пользования во время самостоятельной работы.

Демонстрация образцов построек, конструкций, игрушек

Необходимым условием самостоятельной работы детей в практической сфере является не только наличие различных материалов, но и демонстрация им простых и доступных для воспроизведения образцов, сделанных взрослым. Почему это важно для развития ребенка?

Имея в свободном пользовании конструкторы, а также различные материалы и строительные наборы, ребенок нуждается в новых идеях по поводу того, что из этих материалов можно сделать или построить. Отсутствие достаточного собственного опыта малыш пытается восполнить, заимствуя образцы и идеи у взрослых. Если же ребенка лишить такой возможности, он будет строить и делать только то, что уже освоил, постоянно повторяя однообразные постройки. Иногда такое повторение полезно, так как позволяет малышу упражняться в определенных способах работы, но чаще всего оно обедняет конструктивную и практическую деятельность детей, снижает интерес к ней. Таким образом, демонстрация взрослым образцов различных построек, конструкций ведет ребенка вперед, раскрывает перед ним перспективы этой деятельности, обогащает новыми целями, идеями, способами работы. Образцы, предлагаемые взрослым, могут быть разными:

- очень простыми, такими, которые ребенок может легко воспроизвести,
- более сложными, опережающими его возможности.

Различные образцы предлагаются детям наряду с показом материалов и способов работы. Но ни в коем случае от ребенка не требуют их повторения. Малыш может воспроизвести образец тогда, когда у него возникает желание или необходимость это сделать. Навязывание воли взрослого, принуждение ребенка убивает детскую инициативу, отталкивает малыша и от взрослого, и от деятельности, которую тот предлагает.

Для Женского журнала www.blackpantera.ru:  Л. Гусарова

Еще по теме:


Гость, 04.10.2011 09:16:58
Ручной труд для ребенка очень важен, чем раньше начнет - тем лучше. Разработка моторики рук прямо влияет на развитие мозга у детей.
Алина, 24.08.2012 03:03:15
Конструирование насколько я знаю улучшает мозговую активность у ребенка, это полезно.
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: