Рисование и лепка в процессе развития ребенка


Рисование и лепка в процессе развития ребенка Рисование и лепка, как и игра, являются любимыми занятиями малышей. Дети четвертого года жизни рисуют, как и играют, искренне и самозабвенно.

Дети рисуют то, что их интересует и волнует. При этом они вовсе не стремятся добиться сходства. Для ребенка гораздо важнее передать свое отношение к изображаемому предмету.

Дети рисуют эскизно: быстро, обобщенно и достаточно небрежно. Ведь они решают иные, чем профессиональные художники, задачи. У детей нет постоянного художественного метода, они ищут выразительные средства в своей собственной деятельности.

Особое место рисование и лепка занимают в воспитании детей. Они обладают определенным психотерапевтическим эффектом. Рисуя то, что он хочет и как хочет, ребенок дает выход своим чувствам и обретает душевное равновесие.

Рисование и лепка являются продуктивными видами деятельности, дающими зримый и осязаемый результаты. Полученный продукт можно увидеть самому, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя созидателем и испытывает удовлетворение и гордость по поводу своих достижений. Ведь в три года любой результат вполне удовлетворяет его!

Но на четвертом году жизни у малыша начинает появляться представление о том, какой должен быть результат его действий в рисовании и лепке. И «каляки-маляки» не доставляют ребенку удовольствия, потому что не соответствуют его представлениям об объекте, который он хотел изобразить.

Для того чтобы не наступило разочарование и дети не отказались от рисования и лепки, необходимо сформировать у малышей элементарные умения и навыки, которые помогут им добиваться желаемого результата.

Перед вами стоят следующие задачи:

1. Предоставлять детям возможность рисовать и лепить то, что им хочется.

2. Побуждать детей совершенствовать свой рисунок, лепку, помогать им овладевать для этого необходимыми умениями и навыками.

3. Научить детей смешивать белила с краской трех основных: цветов (красная, желтая, синяя) для получения новых цветов и оттенков.

4. Упражнять детей в основных формообразующих движениях и способах и приемах лепки.

Рисование и лепка с детьми осуществляются на занятиях, которые вы проводите один раз в неделю, и в процессе самостоятельных действий детей с изобразительными материалами.

Создание условий для самостоятельных занятий детей рисованием и лепкой

Полноценное развитие детей и овладение ими изобразительными умениями и навыками становится возможным только при условии их активных самостоятельных действий.

Специфика рисования и лепки состоит в том, что. это виды художественной деятельности, предполагающие передачу личного отношения к окружающей действительности.

У каждого из детей свои предпочтения и интересы. Каждый что-то лучше знает и что-то в особенности любит и хочет изобразить в рисунке или лепке. Возникновение такого желания и его реализация имеют большое значение для общего развития ребенка и развития его способностей в изобразительной деятельности. Поэтому, чтобы не погубить, а сохранить и взрастить юные дарования, надо создать в группе все необходимые условия для самостоятельной деятельности малышей.

Кроме того, от организации самостоятельной деятельности детей во многом зависит эффективность их обучения на занятиях. Ведь для развития ребенка необходимо, чтобы он не только успешно выполнял задания, но и переносил то, чему научился на занятиях, в свою самостоятельную деятельность. Следовательно, недопустимо пускать эту важную сторону обучения на самотек - надо стремиться уделять ей больше внимания.

Пособия и оборудование. Для самостоятельной изобразительной деятельности детей в группе должно быть отведено и оборудовано специальное место.

Оно должно быть хорошо освещено и быть относительно спокойным (в стороне от шумных игр с движущимися игрушками и т. п.).

Для рисования идеальным рабочим местом являются мольберт и специальный пюпитр. Пюпитр должен быть складным. Откидные ножки крепятся на петлях. Внизу у него должна быть прибита рейка с закрепкой, которая служит полочкой для изобразительных материалов, В сложенном виде пюпитр занимает очень мало места. Простота конструкции позволяет малышам устанавливать его самостоятельно. Ваша задача будет состоять только в том, чтобы помогать им закрепить лист бумаги. Для индивидуальной работы с детьми достаточно иметь в группе 2-3 мольберта или пюпитра.

Для рисования можно также использовать навесные настенные планшеты, устанавливать валики с рулонами бумаги. Хороший эффект дают обычные школьные доски, на которых дети рисуют мелом.

Для рисования на участке можно использовать:
- школьные мелки для рисования на асфальте и на линолеумной доске, установленной на веранде;
- заостренные палочки для рисования на влажной земле, снегу, песке.

Для лепки самым удобным приспособлением является станок с поворотным кругом. Для индивидуальной работы детей достаточно иметь 4-5 станков на группу.

Станки должны храниться в доступном для детей месте, чтобы по мере возникновения желания что-то вылепить малыши могли самостоятельно, не спрашивая разрешения у вас, пользоваться ими.

Материалы и их хранение. Для рисования вы можете использовать все имеющиеся у вас изобразительные материалы: краску гуашь и акварельную, цветные карандаши, цветные восковые мелки, сангину, пастель, цветную тушь, шариковые ручки и т. п.

Для  лепки  можно использовать белую и красную глину, пластилин, специальную мастику.

В начале учебного года необходимо провести с детьми работу по знакомству с местом хранения изобразительных материалов и научить малышей по мере необходимости самостоятельно пользоваться ими.

Все изобразительные материалы должны храниться в УДОБНОМ и БЕЗОПАСНОМ месте. Это может быть нижняя полка шкафа для пособий. Но доступ к полке должен быть свободным, чтобы 3-4 ребенка могли одновременно доставать с нее нужные изобразительные материалы и между ними не возникало ссор из-за тесноты.

Подчеркну, что это должна быть именно нижняя полка, при падении с которой флакончики с тушью и баночки с краской не разобьются и не разольются.

Опыт работы с детьми четвертого года жизни показал, что самым экономным и удобным способом хранения краски гуашь является помещение ее в маленькие стеклянные баночки из-под мазей или лекарств с плотно завинчивающимися крышками. В начале учебного года вы разводите краску, разливаете ее по баночкам и плотно завинчиваете крышки с прокладкой из полиэтиленовой пленки. Стеклянная поверхность позволяет видеть цвет краски, а плотная крышка предохраняет клеящий пигмент от высыхания. Перед началом занятия вы лучинкой или тонкой пластмассовой трубочкой перемешиваете краску, и дети рисуют, набирая ее прямо из баночек. В дальнейшем вы научите детей самостоятельно перемешивать краску.

По окончании работы вы помогаете детям завинтить крышки, и они сами помещают баночки в шкаф.

Такой способ хранения краски значительно экономит время и силы, долго сохраняет краску пригодной для работы.

Помощь и руководство. В процессе свободного рисования и лепки дети доступными им средствами выразительности (линия, форма, цвет) стремятся что-то изобразить. Из собственного опыта вы знаете, что рисовать или лепить даже взрослому человеку довольно трудно. Тем более это чрезвычайно сложно делать маленькому ребенку. Жизненный опыт у него ограничен, мелкая мускулатура рук развита слабо и т. п. Поэтому, какой бы продукт (рисунок, лепку) ни создал малыш, надо всегда помнить, что это стоило ему огромных усилий. А следовательно, его надо похвалить и с уважением отнестись к результату его нелегкого труда.

Создавая изображения, ребенок не только испытывает потребность «выплеснуть» свои чувства на бумагу. Ему, как и всякому художнику, необходим зритель. И такими первыми и благодарными зрителями должны стать для малыша родители, а в детском саду - вы.

- Вначале похвалите ребенка.

- Проявите внимание, поинтересуйтесь тем, что он изобразил.

- Исходя из содержания рисунка, лепки (которое назвал ребенок), соответствующими вопросами побуждайте малыша к совершенствованию его работы.

Побуждая ребенка к внесению дополнений, вы можете столкнуться с тем, что он скажет: «А я не умею рисовать травку (цветок или др.)». Не торопитесь с показом способов изображения травы. Напомните малышу, как выглядит трава. Если есть такая возможность, то подведите его к окну комнаты и покажите траву, которая растет на участке. Можно показать ребенку несколько картинок, иллюстраций с изображением травы.

Но если все предложенные выше методы не помогут, то на отдельном листке бумаги покажите ребенку не один, а несколько способов изображении травы.

Закрепление в памяти детей графических образов способствует превращению их в шаблоны, что представляет большую опасность для развития ребенка. В дальнейшем он может так и не научиться ничего рисовать сам, кроме нескольких усвоенных штампов.

Таким образом, мы предлагаем вам очень простые методы руководства изобразительной деятельностью.

Вначале все, кто хочет, рисуют и лепят, а вы, наблюдая за детьми, намечаете для себя тех ребятишек, с которыми вы сегодня намерены работать. Как только первый из них закончит рисовать или лепить, вы подсаживаетесь к малышу и начинаете беседовать в той последовательности, которая описана выше. Закончив общаться с одним ребенком, вы переходите к следующему. И так изо дня в день вы постепенно сможете уделить внимание всем. Главное, чтобы ни один ребенок группы не остался без вашего внимания!

Для Женского журнала www.blackpantera.ru:  Т. Доронова

Еще по теме:


Гость, 25.02.2018 21:36:59
Теория- это хорошо,практика- лучше.
Старшего прививали,младших - нет.хотите верьте,хотите нет,но младшие гораздо меньше болели,либо быстрее выздоравливали.
Я не против прививок в целом,но нужно подходить к этому вопросу очень ответственно и избирательно.а не так: тётя в белом халате сказала прививаться,значит так тому и быть...
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: