София Анатольевна Мачульская – не только эффективный CEO в сфере корпоративных продаж, но и автор методики по выстраиванию гендерных и профессиональных взаимоотношений в коллективе. Методика с милым названием «Живи, как кошечка» по словам самой Мачульской, скорее, небольшие советы – которые автор дает на основе собственного делового и коммуникативного опыта.
Коммуникация, считает София Мачульская, это чисто женская сфера эффективности, где правильной «кошечке» нет равных. Качества, которые проявляются при раскрытии потенциала женщины-коммуникатора, помогут ей в карьерном росте и личных отношениях. Для того, чтобы этот потенциал раскрыть, подчеркивает Мачульская, нужно осознать «кошачью» сторону собственной натуры.
— София Анатольевна, что значит «жить, как кошечка», и как это правильно делать?
— Прежде всего полезно вспомнить, что женщина – это не мужчина. Совершенно бессмысленно пытаться стать мужчиной для того, чтобы тебя приняли в коллективе. Если женщина пытается активно бороться «за место под солнцем», ее автоматически начинают воспринимать, как конкурента. Мужской коллектив – это пространство формальных и неформальных лидеров, и посягательство, реальное или мнимое, на чью-то территорию может быть воспринято весьма резко. Будем объективны – как правило, эта реакция будет даже более резкой, если территорию пытается занять женщина. Возникнет конфликт, в котором вам придется ставить на карту все: либо вы огромными трудами победите конкурента, либо проиграете. И в таком случае о карьерном росте придется забыть.
— Получается, что бороться не нужно?
— Принцип «Живи, как кошечка», часто можно понимать буквально. Вспомните, как действует кошка, когда она хочет занять какое-то место: она просто тихонько подходит, с чувством собственного достоинства, и садится там, где хочет. Ее можно сдвинуть – она не будет конфликтовать. Она при первой возможности снова займет это же место. Заметьте, кошка не лезет в драку, не шипит, не пытается царапать. Она просто садится там, где хочет.
— Но кошку можно согнать с места.
— Можно. Но правильная «кошечка» приходит так, что ее не хочется сгонять. Кошка старается не задевать ничьих интересов, она следует своему комфортному пути. Поэтому избавьтесь от стереотипов, что счастье заключается в конкретной должности или статусе. Важен не статус, а ваш уровень комфорта. Поэтому будьте, как кошка – ориентируйтесь на собственные интересы. Кошка, которая гуляет сама по себе, это очень известный архетип. Помните, что вы в праве гулять там, где хочется – оценивая уровень опасности и ситуацию.
Вам не нужно создавать конфликты и конкуренцию. Мужчины – существа с очень уязвимым самолюбием, если вы укажете на его ошибку, то круги по воде будут расходиться очень долго. Будьте мягкими: вместо того, чтобы расстреливать коллегу неудобными вопросами или пробивать на совещании свой вариант решения проблемы, конструируйте ситуацию, которая в конечном итоге приведет к нужному вам результату. Самый простой пример – не давайте готовый ответ, а думайте вслух. Позвольте вашим коллегам прийти к выводу, а не навязываете его им.
— София Анатольевна, насколько велик риск, что такое поведение как раз и создаст конфликт?
— Риск минимален. Напомню еще раз, что мы говорим о женской манере поведения. Если бы себя так вел мужчина, то к нему возникли бы многочисленные вопросы от коллег, поскольку нестандартное поведение тревожит.
Восприятие женщины совершенно иное – я имею в виду глубинное восприятие, отдельное от стереотипов поведения в маскулинном социуме. Основные поведенческие «кошачьи» черты женщины, это мягкость, нежелание конфликтов, отсутствие открытой конкуренции, не навязывание собственной точки зрения, способность мурлыкать, а не лаять. Главным же качеством я бы назвала умение ходить на мягких лапках, не дергая за «тревожные» нитки, после которых у коллег-мужчин возникает желание самоутвердиться и подчеркнуть своё первенство.
Вы наверняка знаете лично и хотя бы читали о женщинах, которые действительно построили большой бизнес, добились успеха в предпринимательстве. Что их всех объединяет? Они «ходят мягко», их не слышно. Их редко можно видеть на страницах Forbes и других специализированных изданий, хотя современная политика радикального феминизма, с моей точки зрения, ошибочная, пытается максимально провоцировать слияние женской натуры и мужской. В бизнесе это тоже проявляется, пожалуй, сильней, чем где-либо.
— Чем конкретно «кошачья» манера поведения выгоднее?
— Она выгоднее тем, что она естественнее для женщины. А, значит, не так затратна энергетически. Вам не нужно изображать из себя мужчину, вы живете так, как это требуется исходя из всего багажа вашего психоэмоционального опыта. Говоря иначе, вы действуете в своей зоне эргономики, тратите меньше сил и нервов, и можете сосредоточиться на приятных вещах.
— София Анатольевна, сколько времени требуется на освоение принципа «живи, как кошечка»?
— Пара секунд. Или никогда. Зависит от того, насколько вы себе доверяете. Из-за стереотипов в обществе укоренилась точка зрения, что в бизнесе женщина должна быть более мужественной – а, точнее, маскулинной – чем все мужчины коллектива вместе взятые. Что она должна доминировать надо всем, и жестко карать любое альтернативное мнение, иначе ей не выжить. Это совершенно неправильный, с моей точки зрения, подход. Вам грозит быстрое эмоциональное выгорание, потому что вы будете играть не свою роль, не на своем игровом поле, и не получая от этого удовольствия. Просто попробуйте жить иначе, и ощутить, как принцип «живи, как кошечка» работает. А, кроме того, делает жизнь ярче, проще и приятнее.