Бурные события, развивавшиеся в Российской империи в конце девятнадцатого – начале двадцатого века, сами по себе подстрекали их участников брать псевдонимы. Ведь это был один из способов конспирации и ухода от преследования. Нередко у одного деятеля революции было несколько псевдонимов; в числе рекордсменов можно назвать самого Владимира Ильича Ульянова-Ленина – всего у него было 148 псевдонимов.
«Источников» для взятия псевдонима у революционеров было несколько. У одних это были партийные клички, прозвища. Другие были известны под псевдонимами ещё в период журналистской, публицистической и писательской карьеры. Многие революционеры принадлежали к еврейской национальности, положение которой в тогдашней России было довольно тяжёлым. Дело не только в законодательстве, ограничивавшем права евреев, но и в стереотипах, имевших популярность у простого народа; поэтому чтобы «достучаться» до простых крестьян и рабочих, еврей-революционер выбирал «русский» псевдоним.
Вот несколько революционеров, которые вошли в историю под псевдонимами.
- Сергей Миронович Киров – его настоящая фамилия Костриков. При этом первое время он подписывался как Миронов, но однажды по случайности подписался Кировым. Этот псевдоним и вошёл в историю.
- Лев Борисович Каменев – на самом деле Лейба Барухович Розенфельд. Ему нравилась девичья фамилия жены – Штейн, которая по-немецки означает «камень». Эту фамилию, переведённую на русский язык, он и сделал своим псевдонимом. Она, видимо, должна была намекать на жёсткость, стойкость и непреклонность.
- Вячеслав Молотов – на самом деле Скрябин. Фамилия также должна была намекать на силу и сокрушающую энергию. Вообще революционеры любили подобные псевдонимы. А вот товарищу Сталину мудрствовать лукаво было не нужно – ведь это просто перевод на русский язык его настоящей грузинской фамилии Джугашвили. Кстати, прозвище «Молотов» имел когда-то и Александр Парвус (который на самом деле Израиль Гельфанд).
- Григорий Яковлевич Сокольников – на самом деле Гирш Янкелевич Бриллиант. Странно, что он отказался от своей настоящей фамилии, ведь служил он наркомом финансов.
- Лев Давыдович Троцкий – на самом деле Лейба Давидович Бронштейн. Псевдоним был взят либо в честь литовского города Троки (теперь Тракай), либо в честь надзирателя из одесской тюрьмы Троцкого – в этой тюрьме Бронштейн когда-то сидел.
- Лев Осипович Мартов – на деле Юлий Иосифович Цеденбаум. Свой псевдоним он взял из-за того, что считал март «революционным» месяцем – ведь в этом месяце действительно нередко происходили революции и выступления в разных странах.
- Максим Максимович Литвинов – Меер-Генох Моисеевич Баллах. Родом он был из литовских земель, в честь которых и взял псевдоним.
- «Заковыристым» был псевдоним Артура Евгения Леонарда Фраучи (или Ренуччи) – главы седьмого отдела внешней разведки. Его отец был швейцарским итальянцем. Фраучи взял себе псевдоним Артур Христианович Артузов, который произошёл либо от латинского слова «артус» — «тело», либо от его греческого аналога «артос», которым в православной церкви именуется особый вид просфоры (а просфора – это имитация «тела христова»). Таким образом, получается интересное сочетание отчества и фамилии, которое мог расшифровать только образованный человек.
А о каких ещё известных псевдонимах революционеров вы знаете?