В СССР, как известно, было пятнадцать республик. Притом некоторые из них, а именно – прибалтийские и Молдавия – вошли в состав «империи» довольно поздно, только в 1940 году. Притом «вошли» — понятие очень условное, скорее – это была силовая оккупация данных территорий, совершённая бессовестным и жестоким сталинским режимом.
Однако это не означает, что в состав «первой в мире социалистической страны» не желали войти какие-то другие страны, притом совершенно добровольно. Есть несколько таких стран, каждая из которых чуть было не стала «шестнадцатой республикой СССР».
В первую очередь следует сказать о Болгарии. Бессменный руководитель социалистической Болгарии Тодор Живков был, по-видимому, самым хитрым человеком за всю историю человеческого общества. Он умело давил на «слабые места» советской ментальности и весьма убедительно играл роль «лучшего друга советского народа». На первый взгляд, так и было – атрибутика в Болгарии очень напоминала советские реалии хрущёвского и брежневского времени, болгары объявлялись «почти теми же русскими» и т. д. Несколько раз Живков чуть ли не со слезами на глазах просил советских руководителей включить «маленькую бедную Болгарию» в состав СССР.
Впрочем, Хрущёв и Брежнев быстро раскусили «хитрую бестию» и деликатно обещали «подумать». И это понятно. При Живкове маленькая Болгария, которая ещё недавно была бедной аграрной страной с неграмотным населением, за пару десятилетий превратилась в державу, входящую в тридцатку самых богатых стран мира по уровню ВВП. Простые болгары жили «слишком хорошо» по меркам СССР, а режим Тодора Живкова был уж слишком либеральным (хотя и не дотягивал по уровню либерализма до самых свободных стран соцлагеря – Польши и Венгрии). В бывшей аграрной стране было налажено производство высокотехнологичной техники, в том числе первых в соцлагере персональных компьютеров. Кстати, пресловутый «квартирный вопрос» тоже не давал покоя советским лидерам: в 1981 году Болгария была абсолютным мировым лидером по обеспеченности граждан собственным жильём. В СССР же этот показатель равнялся всего 25 процентам, а в США – 50 процентам.
Неофициально «шестнадцатой советской республикой» называли также Монголию. Коммунистический режим в этой стране установился ещё в 1921 году – гораздо раньше, чем на значительной территории самого Советского Союза. Любовь к «братской России» у монгольских коммунистов была настолько сильной, что они даже приняли для своего языка кириллический алфавит. Русский язык до сих пор имеет некоторую популярность в Монголии, хотя никаким формальным «братством» уже не попахивает. Монголия – современная демократическая страна, не желающая сближаться с авторитарным российским монстром.
Ангола – первая советская республика на африканском континенте. Конечно же, не состоявшаяся. С 1975 года местная компартия МПЛА сосредоточила в своих руках всю власть, и её очень активно поддерживал Советский Союз. Однако на деле африканские вожди лишь тянули у «братского советского народа» деньги, но строить что-то похожее на «развитой социализм» даже не собирались. Да и в Москве резонно решили, что утопающая в вечной гражданской войне африканская страна Советскому Союзу не нужна.
Китай – удивительно, но и эта страна могла стать «шестнадцатой республикой» Совка. Хотя это больше смахивает на легенду. Да, сталинский СССР помог установить в Китае коммунистический режим Мао Цзедуна, но после смерти «вождя народов» обе «коммунистические империи» сильно поссорились.
А какие ещё факты о социалистических странах известны вам?