Некоторые характеристики интеллекта детей с аутизмом


Некоторые характеристики интеллекта детей с аутизмом Сообщения о структуре интеллекта у аутичных детей весьма противоречивы. Эмпирические данные не кажутся надежными, а экспериментально-психологическому обследованию доступны немногие больные. Это порождает целый ряд методических сложностей, и ни один из существующих подходов не решает проблему в целом, проливая свет лишь на отдельные стороны ее. Многие трудности связаны с различиями обследуемых групп больных и отсутствием гипотезы детского аутизма, которая хотя бы в первом приближении позволила если не объяснить его, то объединить весьма полиморфные признаки в относительно непротиворечивую структуру. Анализируя одно из самых представительных исследований, выполненное De Meyr, надо отметить, что обследованные ею дети имели показатель интеллектуального развития ниже, чем олигофрены, и что у 95 % из них аномальность поведения отмечена уже в первые 3 дня жизни. Согласно исследованиям Д. Н. Исаева, подобные соотношения вербального и невербального интеллекта (западение вербальных результатов) присущи глубоким степеням стенической формы общего психического недоразвития.

Мы располагаем данными обследования по методике АВМ-WISC 30 детей с синдромом детского аутизма (5-15 лет), использующих речь в достаточной для проведения обследования мере. Для 20 из них оказалось возможным подобрать контрольные группы так, чтобы каждому аутичному ребенку соответствовало по 2-3 здоровых и по 1-2 страдающих олигофренией ребенка того же пола и возраста. В группу больных шизофренией вошли 17 детей.

Средний уровень ОИП у аутичных детей ниже, чем у здоровых, но значительно выше, чем у олигофренов. Средний уровень ВИП практически не различается у аутичных и здоровых детей и выше, чем в группе олигофрении. НИП по средним показателям занимает промежуточное место между нормой и олигофренией. Разница ВИП-НИП (градиент интеллекта по Б. Г. Ананьеву) у аутичных детей значительно выше, чем у олигофренов и здоровых (25,2-1,3-4 соответственно); на общем материале в 30 наблюдений этот показатель составил 21,3. Таким образом, в снижении общего показателя интеллектуального развития главную роль играет западение невербальных возможностей. Контрольное обследование 20 детей с неврозами, имеющих сходный градиент, не обнаружило достоверной его связи с фактором аутизма. Градиент интеллекта может быть повышен при ряде пограничных расстройств и у высокоодаренных людей, в норме он рассматривается как явление, свойственное здоровой популяции, и, если он не превышает сигмального отклонения, возможна достоверная оценка ОИП.

Средний уровень выполнения вербальных проб по показателям субтестов «общая эрудиция», «понимание общественных норм жизни» и «способность оперировать числами» у аутичных детей ниже, а по «способности к обобщению», «активному запасу слов», «оперативной памяти» - выше, чем у здоровых. Диапазон колебаний вербальных показателей выше, чем у здоровых и олигофренов. У части аутичных детей понимание общественных норм ясизни соответствует таковому у олигофренов - это единственный вербальный показатель, достигавший у некоторых детей олигофренного уровня.

Средний уровень невербальных показателей у аутичных детей ниже, чем у здоровых. Примерно в 1/3 случаев он соответствует таковому у олигофренов. Особенно низкие показатели получены в пробах на умение выделять последовательность событий, вычленять пространственные отношения (на плоских фигурах) и воспроизводить их (на кубиках Кооса), что вполне согласуется с клиническими данными. Способность к переключению внимания, зрительно-моторная координация и синтез на предметном уровне снижены в сравнении с нормой.  По   диапазону   колебаний  невербальных показателей группа аутистов более разнородна, чем группа здоровых и олигофренов.

Оценка данных по группе шизофрении обнаружила чрезвычайно высокий градиент интеллекта (в среднем 41). При сопоставлении его с показателем аутичных детей приходится учитывать не только однонаправленность изменений, но и то, что обследовались больные шизофренией, дебютировавшей в разных возрастах и у большинства не приведшей к выраженному дефекту, а именно с дефектными состояниями часто связывают детский аутизм. ОИП находится между показателями аутистов и олигофренов. Диапазон колебаний по большинству показателей очень широк и перекрывает диапазоны остальных групп. Показатели всех проб за исключением общей   эрудиции   достигают олигофренного уровня примерно у 1/3 больных шизофренией, что отличает их от аутизма. По мере углубления дефекта усиливается и эта тенденция.
В целом структурные характеристики интеллекта по данным ABM-WISC отличаются от таковых у здоровых, детей с олигофренией и шизофренией. Некоторые данные о динамике структуры интеллекта в общей клинической динамике будут представлены при обсуждении историй болезни. Анализ деятельности, ее мотивов и направленности на клиническом уровне был представлен ранее, а на психологическом - является задачей специальных патопсихологических экспериментов, которые еще предстоит разработать.


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: