Общее обследование девочек и подростков у гинеколога


Общее обследование девочек у гинеколога целесообразно проводить по методике, принятой педиатрами. Следует помнить, что ряд соматических заболеваний может явиться непосредственной причиной тех или иных поражений половых органов.

Обследование девочки у гинеколога начинается с изучения анамнеза. Тщательно и умело собранный анамнез может дать врачу весьма ценные данные, облегчающие постановку диагноза и выяснение этиологии заболевания.

Перед разговором с самой девочкой лучше получить сведения от взрослых (расспросить мать или других близких родственников о ребенке) и только после этого задавать вопросы самой девочке.

Следует дать матери или лицу, опекающему ребенка, свободно и по возможности полно рассказать об условиях жизни девочки (в прошедшие годы и в настоящее время), перенесенных заболеваниях, положительных и отрицательных факторах, которые могли бы повлиять на развитие организма в целом, а также нервной системы; заострить внимание полагается и на физическом состоянии ребенка: получить сведения о режиме дня, питании, любимых занятиях; определенную роль играют и отношения со сверстниками.

Важно знать, как протекала у матери девочки беременность, не имели ли место профвредности или другие повреждающие факторы в наиболее ответственные ее сроки. Если в течении беременности отмечались осложнения, то желательно установить длительность действия вредного агента и срок беременности, на котором он действовал. Необходимо уточнить, как протекали роды. Имеет значение динамика психомоторного развития; характер вскармливания. Следует поинтересоваться взаимоотношениями родителей, наличием или отсутствием в семье конфликтных ситуаций.

После опроса родителей задаются дополнительные вопросы самой девочке: выясняются жалобы пациентки. Важно установить, как началось заболевание, в какой последовательности появились его симптомы; обращается внимание на характер (острые, тупые, длительные или кратковременные) и локализацию болей, если они есть или были, а также на наличие выделений из половых органов и их характер. Температура, сон, аппетит, настроение - все эти вопросы тоже имеют значение при сборе анамнеза.

Особое внимание врач должен уделить периоду полового созревания (если девочка уже менструирует).

Полагается спросить о том, когда были первые месячные, как они установились, их характер (обильные, болезненные), продолжительность, регулярность, наличие сопутствующих симптомов (отеки, судороги, диспепсические явления, крапивница, викарные кровотечения и др.). Уточняется также срок последних месячных.

Следует обратить особое внимание на возможные неблагоприятные воздействия экзо- или эндогенного характера, неблагоприятное течение антенатального периода, перенесенные инфекционные или глистные заболевания, травматические повреждения наружных или внутренних половых органов, неблагоприятные гигиенические условия, мастурбацию и прочее.

Известно, что контакт обследуемого ребенка с инфекционными больными (туберкулез, гонорея, острые инфекции) может привести к возникновению соответствующего гинекологического заболевания у девочки.

В зависимости от наличия того или иного заболевания схема сбора анамнеза может изменяться. Он должен быть индивидуализирован, т. е. расширен или сужен в зависимости от тяжести заболевания. Из полученных данных врач обязан выявить главные, отбросить те несущественные сведения, которые почти всегда будут содержаться в рассказе родителей и самой девочки, и составить предварительное представление о наиболее вероятном диагнозе. В качестве примера можно указать на следующее: при жалобах на зуд в области вульвы можно предположить наличие трихомоноза или глистной инвазии. Перенесенные девочкой ранее гинекологическое или инфекционное заболевания могут иметь связь с состоянием в настоящее время и т. д.

Общее обследование следует начинать с внешнего осмотра. При этом необходимо определить общее состояние, пульс, температуру тела, артериальное давление.

Устанавливаются особенности телосложения, отсутствие или наличие физических недостатков, дефектов развития, состояние кожного покрова, вид и состояние языка и слизистых оболочек, физическое развитие, наличие вторичных половых признаков и их соответствие возрасту обследуемой девочки.

Оценка выраженности вторичных половых признаков проводится по степени, причем прибегают к единому обозначению: молочные железы - Ма, оволосение на лобке - Р, оволосение подмышечной области - Ах, первая менструация - Me. Степень полового развития определяется по формуле: Ма х Р х Ах х Me.

Ма0 - молочная железа не увеличена, сосок маленький, не пигментированный.
Ma1 - набухание околососкового кружка, увеличение его диаметра, пигментация соска не выражена.
Ма2 - молочная железа конической формы, околососковый кружок не пигментирован, сосок не возвышается.
Ма3 - юношеская грудь округлой формы, околососковый кружок пигментирован, сосок возвышается.
Ма4 - зрелая грудь округлой формы.

Стадии развития оволосения:
Р0Ах0 - волосы на лобке и в подмышечных впадинах отсутствуют. PiAxi - единичные прямые волосы.
Р2Ах2 - волосы более густые и длинные, располагаются на центральной части названных областей.
Р3Ах3 - волосы на всем треугольнике лобка и срамных губах густые, вьющиеся; подмышечная впадина вся покрыта вьющимися волосами.

Выраженность менструальной функции:
Ме0 - отсутствие месячных.
Me1 - менархе в период обследования.
Ме2 - нерегулярные месячные.
Ме3 - регулярные месячные.

При оценке полового развития применяют определение морфотипов. Морфограмма вычерчивается по показателям роста, окружности , груди, суммы наружных размеров таза, возраста. В норме линия на сетке морфограммы прямая, возможны отклонения. При преждевременном половом развитии характерны брахискелический, сексуальный и равномерно опережающий морфотипы. Для задержки полового развития характерны: макроскелический, интерсексуальный и равномерноотстающий (инфантильный) морфотипы.

Вообще антропометрический метод обладает высокой диагностической ценностью. Г. И. Брехман описал «синдром ложной акселерации», заключающийся в непропорциональном удлинении рук и ног при относительно коротком туловище, наблюдающийся при инфекционно-аллергических заболеваниях.

После общего осмотра необходимо весьма осторожно и бережно, обязательно теплыми руками, произвести путем пальпации живота обследование внутренних органов. При наличии болевых точек пальпацию необходимо начинать с безболезненных участков. Далее производят перкуссию и аускультацию живота. В последнюю очередь следует осмотреть зев.

Желательна консультация педиатра, хотя само обследование часто производится детским врачом, специализировавшимся по гинекологии детей и подростков. После сбора и осмысления анамнеза, а также данных, полученных при проведении общего обследования, врач может приступить к специальному обследованию девочки.


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: