Первый этап диспансеризации детей, плановая санация полости рта


Первый этап - плановая санация полости рта. Эту работу мы начали, когда охват санацией составил 66,3%; 13,8% детей были ранее санированы, 5% детей имели здоровые зубы, нуждаемость в санации составляла 81,2%. Для некоторых учреждений работу приходится начинать с нуля.

При 6-дневной рабочей неделе в день в среднем врач санировал по 3,9 детей, при этом объем работы на санацию полости рта одного ребенка составлял 4,15 УТЕ. Каждому ребенку в среднем пломбировали 2,59 зуба, при этом высокий процент составляли осложненные формы кариеса - 30,3% из неосложненных.

Так как главной целью первого этапа является достижение полного охвата санацией полости рта всего детского населения, обслуживаемого поликлиникой, то на этом этапе рекомендуется использовать те методы, которые наиболее радикально способствуют решению основной задачи. Для этого на санацию полости рта выделяется максимальное число врачей поликлиники. Работу можно вести бригадами, децентрализовано и централизованно.

В этот период в понятие «санация полости рта» следует вкладывать минимальное, только самое необходимое содержание: лечение неосложненного и осложненного кариеса зубов, удаление зубов, не подлежащих лечению. В лечении периодонтитов временных зубов более широко следует использовать методы импрегнации содержимого в корневых каналах и методы удаления зубов.

При этом во время осмотра и санации полости рта врач должен помнить о том, что полученная в этот период информация должна стать основной для формирования диспансерных групп наблюдения и составления плана диспансеризации детей участка в последующие годы, а также для составления программы профилактической работы на участке и т. д. В последующем группировка детей для диспансеризации будет использована для составления плана-графика работы врача на участке, графика проведения профилактических мероприятий и т. д. Поэтому при первичном осмотре в детской стоматологической поликлинике, в комнате здорового ребенка, в младшей группе детского дошкольного учреждения на каждого ребенка, в каком бы возрасте не начинали его осмотр, заводят карту диспансерного наблюдения, которая маркируется по показателям общего статуса. Карты маркируются на детей раннего возраста, рожденных от матерей, страдающих в период беременности экстрагенитальными заболеваниями (ревматизм, нефропатия, гипертония, туберкулез, диабет и др.); рожденных недоношенными, перенесших в период новорожденности гемолитическую болезнь, гнойно-септические заболевания, получавших антибиотики; на детей в грудном периоде жизни, часто болевших острыми респираторными заболеваниями, диспепсическими расстройствами, имеющих хронические расстройства питания, заболевания легких и др.

Важными являются сведения об отклонениях в развитии эндокринной системы и становлении половых признаков.

Все эти данные, независимо от того получены ли они от родителей непосредственно, из истории развития ребенка, из школьной карты или по специальному запросу стоматолога, составляют важное звено информации, которое и определяет так называемый «фактор риска» в возникновении заболевания или в прогрессивном развитии уже имеющегося заболевания. И пренебрегать этими данными нельзя ни при какой «занятости» врача, ибо на основе их определяется прогноз и формируется план профилактических и реабилитационных мероприятий.

Во время специального осмотра, целью которого является выделение диспансерных групп детей в соответствии со стоматологическими заболеваниями (вопрос о том, что осмотр и санация ведутся одновременно, в стоматологии решен и обсуждению не подлежит), врач выявляет сформированную патологию, признаки и начальные стадии формирующихся патологических процессов, а также старается увидеть и выявить причины, способствующие или создающие фон для развития заболеваний. При этом детский стоматолог одновременно выполняет функции педиатра, стоматолога-терапевта, хирурга и ортодонта.

Для каждого возрастного периода существует свой порядок осмотра, свои диагностические приемы, с одной стороны адаптированные к возрасту ребенка, с другой - направленные на выявление или исключение патологии, встречающейся наиболее часто именно в этом возрасте. Поэтому при проведении диспансеризации детей в разные возрастные периоды врач должен акцентировать внимание на содержании опроса родителей и порядке обследования ребенка, его стоматологического статуса.

В этой статье приводятся только данные по определению группы здоровья и степени активности кариеса как основополагающие при решении вопроса о группировке детей для следующего этапа работы - диспансеризации детей у стоматолога.

Принципы группировки по состоянию здоровья детей и подростков при массовых обследованиях. Критерием для группировки детей по состоянию и индивидуальной оценке здоровья должно быть клиническое состояние организма, оцениваемое по наличию или отсутствию длительно протекающей хронической болезни, степени тяжести клинических симптомов и нарушений функциональных возможностей организма.

После завершения работы по оформлению документации, осмотра детей и окончания санации полости рта врач распределяет (по картам) детей на группы для последующего диспансерного наблюдения. Сроки повторных осмотров будут разными.

После завершения работы с детьми первых трех лет жизни врач выделяет 3 группы: первая группа - здоровые дети; вторая группа - здоровые дети, но имеющие «факторы риска» в возникновении кариеса зубов и аномалий прикуса; третья группа - дети, имеющие пороки развития зубов (гипоплазии), гипоплазии, осложненные кариесом, гипоплазии, сочетающиеся с кариесом, кариес зубов, отклонения в форме челюстей и прикуса к трем годам, а также другие заболевания.

После завершения работы с дошкольниками врач-стоматолог выделяет также 3 группы детей здоровых, здоровых, но не имеющих «факторы риска» и имеющих стоматологические заболевания.

После завершения работы со школьниками врач выделяет 3 группы, ориентируясь на ведущее стоматологическое заболевание (чаще кариес зубов) в зависимости от степени активности: первая группа - здоровые дети и имеющие первую степень активности кариеса, вторая группа - дети со второй степенью активности кариеса и третья группа - дети с третьей степенью активности кариеса.

Опыт показал, что если в течение одного учебного года определенному контингенту завершена санация полости рта, составлена документация, дети распределены на диспансерные группы для повторного осмотра, и если этот осмотр в очередном году начать с этого же контингента (с тех же детей, которые были санированы в прошлом году), и, в частности, с детей третьей группы диспансеризации, то объем работы на санацию одного ребенка такого контингента из года в год сокращается, и врач санирует соответственно все возрастающее число детей в год. Так, по материалам работы одного из врачей, работавшего в школе, установлено, что он в первый год санировал 678 детей, во второй - 1022, в третий - 1213 и в четвертый - 1318 учащихся. Число пломб, поставленных им в день, возросло с 10,1 до 18,8, число санаций в день соответственно с 3,9 до 4,9. А так как из-за уменьшения случаев осложненного кариеса в одно посещение каждому ребенку можно было проводить максимальный объем работы, то появилась возможность снизить число посещений в день с 12,1 до 7,2.

В то же время при этом установлено, что после того, как максимальное количество детей охвачено одноразовой санацией полости рта, переходить к двукратной ежегодной санации нерационально. Ибо при двукратных осмотрах всех детей много времени затрачивается на осмотры детей, не нуждающихся в лечении; несмотря на большую производительность труда, показатели здоровья детей улучшаются незначительно, число здоровых детей не увеличивается, нуждаемость в санации остается высокой; число ранее санированных практически не возрастает. Все это свидетельствует о том, что двукратная в течение года санация полости рта в настоящее время является методом нерациональным и малоэффективным.

Читать далее Второй этап диспансеризации детей, санация полости рта у детей с кариесом


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: