Расспрос в диагностике заболеваний у взрослых и детей


Расспрос - важнейший метод исследования больного человека, метод, свойственный только практической медицине. Он составляет содержание так называемого субъективного исследования больного. Расспрос или исследование больного посредством расспроса основывается главным образом на воспоминаниях больного, и поэтому эта часть исследования носит также название анамнеза (греч. anamnesis - воспоминание).

Расспрос, как и всякое другое исследование, должен быть систематичен, должен производиться по определенной, всегда одной и той же схеме. Общая схема расспроса представляется в следующем виде.

1. Расспрос о жалобах больного, об его ощущениях - субъективное исследование в тесном смысле слова.

2. Расспрос о настоящем заболевании, об его начале и последующем течении вплоть до последнего дня, т. е. дня исследования больного, - анамнез заболевания (anamnesis morbi).

3. Расспрос о всей предшествовавшей данному заболеванию жизни больного - анамнез жизни (anamnesis vitae) или общий анамнез.

4. Расспрос об общем состоянии больного и о важнейших отправлениях его организма в данное время и в период, непосредственно предшествовавший заболеванию, - дополнительный расспрос о состоянии функций организма больного (status functionalis).

Каждая отдельная часть расспроса в свою очередь производится по своей специальной схеме и по своим особым правилам.

Жалобы больного
Методы общей диагностики

Осмотр

Пальпация

Перкуссия

Аускультация
Жалобы излагаются больными очень различно, но все же по их общему характеру можно выделить три основные группы жалоб:

1) группа совершенно определенных, чётких жалоб, как то: кашель, рвота, одышка, боли, отеки, повышение температуры, что наблюдается обычно при выраженных изменениях с резким нарушением функций той или другой системы организма;

2) группа неопределенных, неясных жалоб, как то: «нездоровится», «побаливает», «иногда болит голова», «случаются тошноты», «чувствую сердце», и т. д.; с ними чаще всего приходится встречаться при разного рода функциональных расстройствах или при хронических заболеваниях;

3) группа жалоб, весьма многочисленных, очень разнообразных в чрезвычайно детализированных и в то же время очень неопределенных; такие жалобы характерны для особого рода нервных больных (невротиков).

При всем разнообразии жалоб их можно по содержанию свести также к трем группам:

1) жалобы, относящиеся к разного рода изменениям формы, величины, положения и наружного вида отдельных частей тела (морфологические изменения), например отеки, опухоль;

2) жалобы на расстройство тех или других отправлений организма (функциональные нарушения) - одышка, понос;

3) жалобы на ненормальные ощущения (психические переживания) - боли, плохое самочувствие.

Правило для собирания жалоб больного состоит в том, что, задав первый вопрос, дают больному возможность свободно высказаться и изложить все свои ощущения, и переживания. Когда больной уже достаточно высказался, врач в надлежащий момент берет инициативу в свои руки и переводит монолог больного в диалог врача с больным, в их дружественную и откровенную беседу, в которой врач стремится возможно подробнее выяснить и охарактеризовать каждую отдельную жалобу. Детальный расспрос ведется по следующему общему плану: место, время, количество, качество, причина, сопровождающие явления. Например при жалобе на боль соответствующими вопросами выясняем:

1) место боли (если необходимо, просим указать это место рукой), место возможных отраженных болей (иррадиирущие боли);

2) время появления боли (днем, ночью), ее длительность (постоянная, перемежающаяся, приступообразная);

3) интенсивность боли (сильная, слабая; острая, тупая; мешает или не мешает сну, работе и т.д.);

4) качество или характер боли (колющая, режущая, рвущая, жгучая, пульсирующая и т. п.);

5) причина, вызывающая боль (движение, определенное положение тела, дыхание, прием пищи, нервное состояние и т. п.);

6) сопутствующие явления (например рвота или понос при болях в животе, головокружение при головной боли и пр.).

Или - другой пример - при жалобе на кашель:

1) время появления кашля или когда он больше выражен (утром, днем, вечером, ночью; постоянный он или приступами);

2) интенсивность кашля (сильный или слабый - покашливание);

3) качество кашля (сухой или влажный; мокрота отходит легко или с трудом; характер мокроты, количество ее, свойства, цвет, запах и пр.);

4.) причина, вызывающая или усиливающая кашель (дыхание, разговор, вдыхание холодного воздуха, перемена положения тела и пр.);

5) сопутствующие явления (тошнота, рвота, головная боль).

Анамнез заболевания
После того как выяснены жалобы больного, врач переходит к анамнезу данного заболевания. Путем соответствующих вопросов выясняется:

1) начало болезни (когда и как она началась, внезапно или постепенно, каковы были ее первые проявления);

2) ее дальнейшее течение (прогрессирующее или с перерывами);

3) проведенное до сих пор лечение (какие мероприятия и средства и как применялись);

4) причина заболевания по мнению больного. Этот последний вопрос важен не потому, что таким образом можно узнать действительную причину болезни (больной ее, конечно, указать не может), а ввиду того, что больной при этом сообщает нередко очень существенные обстоятельства, предшествовавшие или сопутствовавшие заболеванию, и тем облегчает понимание случая.

Анамнез жизни
Приступая к собиранию общего анамнеза (анамнеза жизни) больного, следует прежде всего восстановить общую канву его жизни, erocurriculum vitae, и затем уже остановиться более подробно на тех сторонах ее, которые нас с врачебной точки зрения более всего интересуют.

Анамнез жизни собирается по следующей схеме:

1) биография больного;

2) наследственность;

3) перенесенные заболевания;

4) половая и семейная жизнь;

5) условия труда и быта;

6) вредные жизненные привычки.

Общие биографические сведения включают в себя:

1) время рождения и, следовательно, возраст больного;

2) место рождения и, следовательно, общее представление о географических и климатических факторах, влиявших на организм больного в период его развития;

3) места жительства больного, если он их менял в течение своей жизни. Этими сведениями определяется в основном та биологическая среда, в которой находился больной до своего заболевания; этот биолого-географический фактор нередко имеет большое значение при постановке диагноза. Далее необходимо выяснить:

4) семейную обстановку, в которой рос и развивался больной;

5) социальную среду, которая его окружала и формировала, а также этнографическую принадлежность больного, так как она может играть известную роль в развитии некоторых заболеваний в связи, например, с условиями быта, питания и пр. Выяснив таким образом общий фон жизни больного, переходят к описанию пути его последовательного личного развития:

6) детство и юность, годы учения;

7) зрелый возраст, начало и характер трудовой жизни;

8) старческий возраст.

Особого рассмотрения с врачебной точки зрения заслуживают нижеприводимые моменты.
Выяснение наследственных данных имеет целью осветить вопрос, играет ли в патогенезе данного заболевания какую-нибудь роль так называемое наследственное предрасположение, т. е. более или менее выраженная склонность к этому заболеванию, связанная с наследственно передаваемыми из поколения в поколение свойствами и особенностями организма. В этом отношении важно восстановить в основных чертах «родословное дерево» больного по нижеследующей схеме: родители отца и матери больного (деды и бабки); отец и мать больного, их братья и сестры; братья и сестры больного; дети больного; внуки больного.

Относительно каждого из членов этой родословной цепи необходимо выяснить, если возможно, по крайней мере следующие данные:

1) сколько ему лет в настоящее время;

2) здоров он или болен;

3) если болен, то чем;

4) если умер, то в каком возрасте и от какого заболевания.

Если какие-либо заболевания в данной семье часто встречаются, то при таком систематическом опросе они обычно выявляются без особого труда. Сюда относятся например злокачественные новообразования (рак), болезни обмена веществ (ожирение, подагра, диабет, желчные камни и др.), атеросклероз. Иногда удается установить при этом преимущественную поражаемость в данной семье той или другой системы органов, например сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и др. (пониженная сопротивляемость этой системы, locus minoris resistentlae).

В этом же разделе анамнеза можно попытаться выяснить основные конституциональные тенденции или уклоны в недрах данной семьи, хотя бы в форме преобладающего конституционального типа. С этой целью при вышеуказанном расспросе относительно каждого родственника необходимо добавить еще один вопрос о его внешности: каким он был - крепким, плотным и ожирелым или, наоборот, слабым и худым (гиперстеником или астеником?). Не было ли или нет ли вообще в семье каких-либо отличительных признаков (высокий рост, долголетие и пр.).

Крайне важно иметь в виду, что частота какой-либо болезни в определенном родственном круге лиц сама по себе еще не говорит о роли наследственного предрасположения в происхождении данного заболевания, так как последнее может вызываться соответственными внешними условиями жизни, одинаковыми для этих лиц. Необходимо также помнить, что наличие предрасположения ни в коем случае не предрешает возникновения болезни. Она развивается лишь при воздействии определенных внешних этиологических факторов.

Прежде перенесенные заболевания. Здесь в хронологическом порядке (по возрасту больного, в котором они перенесены) приводятся все заболевания, которыми переболел больной. При этом необходимо выяснить не только самый факт перенесения им той или другой болезни, но и как именно он болел, так как для нас очень важна и реакция больного на определенную инфекцию или вредность. Здесь же должны быть отмечены и операции и разного рода соматические и нервно-психические травмы, если больной им подвергался, так как они могут иметь близкое отношение к возникновению наблюдаемого в данный момент заболевания.

Относительно каждого больного необходимо сделать попытку выяснить, не было ли у него ревматизма, туберкулеза и сифилиса, ввиду относительной частоты этих заболеваний и огромного значения их в клинике внутренних болезней.

Относительно общей методики собирания анамнеза ниже будет сказано особо, но все же здесь нужно несколько остановиться на этой важной стороне дела применительно к данному разделу. Свой расспрос врач всегда должен приспособлять к индивидуальности каждого данного рольного. Форма вопросов должна соответствовать степени развития и уровню его понимания. Очень часто совершенно бесполезно спрашивать больного, не болел ли он тем или другим заболеванием (скарлатиной, дифтерией, ангиной и т. п.), так как т не связывает с этими иногда мало знакомыми или даже совершенно неизвестными ему названиями никакой определенной картины. Поэтому гораздо целесообразнее ставить больному вопросы, включая в них описание важнейших симптомов интересующего нас заболевания. Это правило тем более важно, что нередко у больных с тем или другим названием болезни связано совершенно неверное представление, так что врач и больной будут говорить на разных языках, и отсюда возникают недоразумения и последующие ошибки суждения. Следовательно, желая узнать, не перенес ли больной острого суставного ревматизма, лучше непосредственно или в порядке последующей проверки положительного или отрицательного ответа спросить: «не было ли у него заболевания, при котором он пролежал бы в постели несколько недель с высокой температурой, с болями и опуханием многих суставов». Или относительно легочного туберкулеза: «не страдал ли он более или менее длительное время кашлем, ночными потами, повышенной температурой, исхуданием; не было ли у него при этом кровохаркания?».

Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: