Определение специфических антител и антигенов при туберкулезе у детей


Специфические антитела в крови больных определяли по реакции пассивной гемагглютинации по Бойдену (РПГА) и по реакции связывания комплемента (РСК) на холоде. В качестве специфического антигена использовали полиантиген вакцины БЦЖ. Антигены микобактерий туберкулеза определяли в гемолизатах по РСК.

Работа осуществлялась совместно с сотрудниками лаборатории экспериментальной патологии и иммунологии.

Обследовано 77 детей в возрасте от 2 до 13 лет; мальчиков было 40, девочек - 37. Серологические исследования проводили при поступлении и в дальнейшем каждые 3 месяца вплоть до выписки. Обследовали детей от 2 до 9 раз, некоторых однократно.

Все больные были разделены на 3 группы: первая - больные с активным туберкулезом и небольшой давностью заболевания (37 человек); вторая - больные с длительным хроническим течением туберкулеза (28 человек) ; третья - туберкулиноположительные дети, страдающие нетуберкулезными заболеваниями (12 человек).

Первую группу составили дети с бронхоаденитом и первичным комплексом (35), диссеминированным туберкулезом (2).

В основном наблюдались осложненные формы с поражением бронха (12), долевыми и сегментарными процессами (13), ограниченной диссеминацией (2),экссудативным плевритом (5), инфильтративной вспышкой (5). Дети поступили в клинику в различные сроки от начала заболевания; 11 человек не получали специфического лечения, 26 детей лечились 1-6 мес.

У больных с активным процессом, поступивших в клинику в первые 3 месяца от начала заболевания, антитела в крови, как правило, не выявлялись. Также не определялись антитела у большинства детей с туберкулезом, поступивших через 3-6 месяцев от начала заболевания, - реакции были положительными менее чем у 1/3 больных, но титры антител были невысокими. При исследовании после 6 месяцев от начала заболевания почти у половины больных титры антител не выявлялись, у второй половины реакции были положительными, а титры антител выше, чем в предыдущие сроки. Реакция на антигены имела обратную зависимость. Почти у всех детей, поступивших в первые 3 месяца от начала заболевания, титры антигенов были положительными и высокими. У больных, поступивших в сроки более 6 месяца от начала заболевания, положительные реакции отмечались только в половине случаев и титры антигенов были ниже, чем в предыдущие сроки.

Таким образом, у больных с активным процессом небольшой давности в первые месяцы заболевания титры антител не определяются. Среди больных, исследованных в более поздние сроки, постепенно нарастает число лиц, дающих положительные титры антител, что зависит от течения заболевания и предшествующего лечения. Мы проследили за динамикой изменений титров антител и антигенов в период  пребывания  детей в клинике. Все дети этой группы в основном получали препараты I ряда в тройной или двойной комбинации. Мы считали выраженным нарастание титров антител в том случае, если титр по РСК становился выше 1 :8, а по РПГА - выше 1 : 64. У 6 больных титры антител были высокими при поступлении. Эти больные поступили в клинику после 4-6-месячного правильного специфического лечения с благоприятным течением заболевания. У 4 больных антитела в крови не выявлялись или титры их были низкими в течение всего периода пребывания в клинике. У 21 больного отмечалось нарастание титров антител в различные сроки. Ни в одном случае мы не установили нарастания титров антител в первые 3 месяца, оно наблюдалось в более поздние сроки и у большинства больных в период от 6 месяцев до 1 года от начала заболевания на фоне специфического лечения (разница в нарастании титров антител до и после 6 месяцев лечения достоверна). Поскольку далеко не все дети получали правильное лечение до поступления в клинику, было интересно проследить, как изменяются титры антител на фоне правильного лечения в клинике. Здесь определялась та же закономерность, т. е. в первые 3 месяца нарастания титров антител не происходит. Они нарастают постепенно в последующем в течение года лечения.

При определении титров антигенов установили, что в первые 3 месяца лечения снижения титров антигенов не наблюдается, оно происходит в последующем в различные сроки, но в большем числе случаев после 9 месяца от начала заболевания или проводимого лечения.

Таким образом, динамическое наблюдение показало, что в первые 3 месяца от начала заболевания при наличии активного процесса антитела в крови не определяются или титры их очень низки и нарастания не происходит, а титры антигенов довольно высоки и не снижаются. Та же закономерность наблюдается и спустя 3-6 месяцев, когда титры антител начинают нарастать, а титры антигенов падать, но в небольшом проценте случаев. Следовательно, эти показатели иммунного ответа в первые 6 месяцев (особенно в первые 3 месяца) от начала заболевания и на первых этапах лечения находятся на низком уровне.

Как было показано, у 6 детей не отмечалось нарастания титров антител в период пребывания в клинике или они нарастали поздно, после года лечения. У трех из этих больных при наличии малой формы бронхоаденита преобладали проявления неспецифических заболеваний (частые ангины, бронхиты, пневмонии), была выражена интоксикация. У остальных 3 больных имелся вяло текущий туберкулезный процесс, протекавший со вспышками и выраженной туберкулезной интоксикацией. Во всех случаях на первый план выступала интоксикация (хотя причины, вызвавшие ее, были различны). Это согласуется с данными А. И. Николаева, по мнению которого интоксикация способствует угнетению антителообразующей функции иммунологически компетентных клеток. У 5 больных в период лечения в клинике наблюдались вспышки заболевания. У 3 больных с осложненным бронхоаденитом вспышка проходила на фоне ухудшения общего состояния, температурной реакции, патологических сдвигов крови и более выраженных рентгенологических изменений. В это время у них отмечалось снижение титров антител. При стихании вспышки, в период значительного рентгенологического улучшения, титры антител вновь начинали возрастать, и в дальнейшем продолжалось стойкое постепенное их повышение. У 2 больных вспышка выражалась лишь в небольшом увеличении инфильтративных явлений в легких, выявленных при рентгенологическом обследовании, без клинических проявлений ее. Снижения титров антител у этих больных не наблюдалось.

Таким образом, в случаях, когда вспышка небольшая и не сопровождается нарушением общего состояния, не отмечается каких-либо изменений в иммунологических показателях; при более выраженной вспышке, сопровождающейся значительным клинико-рентгенологическим ухудшением, наблюдается снижение титра антител.

При наблюдении за детьми с нарастающими титрами антител было выявлено определенное соотношение между клинико-рентгенологическим улучшением и динамикой иммунологических показателей. Так, к 3-му месяцу лечения отмечалась нормализация температуры тела и картины крови у половины больных. Нарастания титров антител в этот период еще не было. Спустя 3-6 месяцев почти у всех больных на фоне нормальной температуры тела и отсутствия патологических сдвигов крови наступало значительное рентгенологическое улучшение. В эти же сроки отмечалось нарастание титров антител у половины больных, у остальных оно происходило к 9-12-му месяцу лечения при благоприятной клинико-рентгенологической динамике. Закономерности в соотношении интенсивности туберкулиновых проб и величины титров антител и антигенов установить не удалось. Таким образом, благоприятная клинико-рентгенологическая динамика сопровождалась нарастанием титров антител и соответственно падением титров антигенов.

Вторую группу составили 28 больных с длительным течением заболевания, в основном от 2 до 4-6 лет. Длительность заболевания была связана с наличием больших казеозно измененных лимфатических узлов корня и средостения, крупных туберкулом, поражением бронха. У ряда больных туберкулезный процесс отступал на второй план, преобладали после туберкулезные изменения (пневмосклероз, бронхоэктазы). Все больные до поступления в клинику длительно получали специфическое лечение, но не всегда своевременно и регулярно. Как показали исследования, у большей части больных с хроническим течением заболевания и наличием активных специфических изменений начальные титры антител были отрицательными или низкими. Закономерности в титрах антигенов у этих больных не выявлено.

У больных с после туберкулезными пневмосклерозами, где на первый план выступали неспецифические явления (повторные обострения), титры антител были в основном высокими, а титры антигенов низкими или отрицательными (разница в величине титров антител у больных с активными туберкулезными изменениями и пост туберкулезным пневмосклерозом статистически достоверна. Следовательно, при хроническом течении заболевания, когда туберкулезный процесс развивается медленно, но активность его сохраняется, иммунитет снижен, на что указывают низкие или отрицательные титры антител у большинства больных. В тех случаях, когда туберкулезный процесс уже неактивен, а преобладают пост туберкулезные изменения, титры антител высокие. Факт постепенного нарастания титров антител у больных с развивающимися массивными пост туберкулезными изменениями, по-видимому, может играть роль в определении активности туберкулезного процесса и решении вопроса об окончании противотуберкулезного лечения. Всем больным этой группы в клинике проводилась антибактериальная терапия с учетом предшествующего лечения и возможной устойчивости. Назначали различные комбинации препаратов II ряда, внутривенное и хирургическое лечение. На фоне лечения наступала положительная динамика, хотя и медленная, которая выражалась рассасыванием воспалительных изменений, уплотнением очагов диссеминации, появлением или нарастанием кальцинации в лимфатических узлах. Однако сроки нормализации клинико-рентгенологических показателей были разнообразными. Так, интоксикация у половины больных исчезла, у остальных сохранилась, но несколько уменьшилась. Положительные рентгенологические сдвиги наблюдались в течение 1-9 месяцев лечения. Нарастание титров антител также происходило в различные сроки - от 3 до 15 месяцев. Таким образом, и в случаях хронического течения заболевания можно добиться положительной динамики, подобрав необходимую комбинацию препаратов. При этом параллельно с улучшением клинико-рентгенологических показателей нарастают и титры антител.

В третью группу вошли 12 детей, инфицированных, но не больных туберкулезом. Они поступили в клинику для дифференциальной диагностики. Выявлены следующие заболевания: хроническая пневмония (7) и кистозные изменения в легких (5). Градуированная туберкулиновая проба была положительной у 7 больных, слабо выраженная (не более 10 мм) на одно - два разведения. Реакция Манту 1 :2000 оказалась положительной у всех и была в основном средней интенсивности, лишь у 2 больных папула превышала 20 мм в диаметре. Поскольку большинство больных этой группы находились в клинике короткое время, половине из них проведено однократное исследование, у 6 больных серологические реакции прослежены в динамике от 2 до 5 раз в сроки от 4 до 10 месяцев. Определяли только титры антител. Оказалось, что у трети больных титры антител были отрицательными, у остальных - положительными, низкими или средними. При динамическом наблюдении у 6 больных четкого нарастания титров антител не отмечалось. Они оставались на том же уровне, иногда снижались, иногда повышались в пределах соседних разведений, затем возвращались к исходным.

Таким образом, у туберкулино-положительных детей с неспецифическими заболеваниями могут выявляться специфические антитела, поэтому однократное проведение серологических реакций не может помочь в дифференциальной диагностике. Изучение иммунологических показателей в динамике приобретает определенное значение. Если у больных с активным туберкулезом легких после 3 месяцев лечения наблюдалось постепенное нарастание титров антител, у больных данной группы этого нарастания не отмечалось.

Динамика специфических комплементсвязывающих антител прослежена нами по реакции потребления комплемента (РПК) у 69 больных. Дети были разделены на 3 группы: 1) активный туберкулез легких и внутригрудных лимфатических узлов - 37 человек; 2) затихающий туберкулез легких - 19 человек; 3) неспецифические заболевания легких-13 человек. При первом обследовании (при поступлении в клинику) титры антител по РПК были положительными у большинства больных первой и второй групп. Так, из 37 больных с активным туберкулезом титр антител выше диагностического (диагностическим считали экстинцию, равную 0,12) был у 30 (81%), во второй группе - у 13 из 19 (68,4%). У ряда больных с неспецифическими легочными заболеваниями титры антител по РПК также были положительными, но низкими. Больший процент положительных титров отмечался у больных с активным туберкулезом. Только у них были высокие титры антител по РПК (1,0-5,1). В то же время у больных с выраженной неспецифической патологией титры антител были отрицательными или низкими - не выше 0,12-0,9. Этот факт может служить дифференциально-диагностическим признаком при неясной этиологии выраженных легочных процессов.

Исследование титров антител по РПК повторно показало, что при наступлении положительной клинико-рентгенологической динамики у больных как с активным, так и с затихающим туберкулезом отмечается снижение показателя титра антител, причем более медленное у больных с выраженным активным туберкулезом и высокими начальными титрами антител. У больных, у которых в конце лечения не отмечалось активности туберкулезного процесса, титры антител были отрицательными или низкими. Факт снижения титра антител по РПК на фоне благоприятной динамики процесса может иметь значение при определении активности туберкулеза в сочетании с другими клинико-рентгенологическими показателями. Таким образом, определение специфических антител (комплементсвязывающих и гемагглютининов) в сыворотке крови и антигенов микобактерий имеет значение в оценке иммунологической настроенности организма. Течение туберкулезного процесса, степень его активности отражаются на показателях иммунологических реакций.


Еще по теме:


Гость, 13.05.2011 14:46:22
Подробнее про кистозное легкое: Кистозное легкое (иначе мешотчатое) обычно содержит единичные закрытые кисты, трудно определяемые не только клиническими, но нередко и рентгенологическими исследованиями. Кисты бывают открытые, т. е. сообщающиеся с бронхом, и закрытые.

При наличии значительного количества кист легкое называется сотовым, ячеистым. В таких случаях полостные образования лежат в разных плоскостях, что и выявляется при многоосевой рентгеноскопии. Наряду с овальными или округлыми просветлениями видны кольцевидные тонкостенные полости. Наблюдения ряда авторов относятся к взрослым людям, что доказывает относительную доброкачественность этих врожденных изменений. Пиопневмотораксы являются обычно следствием абсцедирования легких или исходом гнойного плеврита.
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: