Условно-рефлекторная методика изучения реакций


Условно-рефлекторная методика предложена И. П. Павловым в его классических опытах на животных. Основным условием получения условно-рефлекторной реакции является: одновременное применение двух раздражителей, из которых один является индифферентным, а другой имеет для животного жизненное значение (в опытах И. П. Павлова часто применялся в качестве индифферентного раздражителя звук, а в качестве второго - пищевой раздражитель). При этом в коре головного мозга на участках, соответствующих видам раздражений, образуется одновременно два пункта возбуждения, между которыми устанавливается временная связь.

При повторении такого рода сочетаний временная связь между двумя центрами закрепляется, и тогда уже достаточно применения одного индифферентного раздражителя, чтобы вызвать безусловный рефлекс (применяемый звук вызывает слюноотделение, как будто при этом животному подается пища). Следовательно, внешний раздражитель представляется сигналом для условно-рефлекторной деятельности.
По И. П. Павлову, образование условных рефлексов обеспечивается нормальным взаимодействием основных нервных процессов - возбуждения и торможения, их иррадиации, положительной и отрицательной индукции и других сложных физиологических процессов.

Вначале возбуждение в коре головного мозга распространяется на обширную область (иррадиация возбуждения). В этот период условный рефлекс у животного можно получить не только на звук применяемого тона, но и на другие звуки. Затем возбуждение сосредоточивается в отграниченном участке (концентрация возбуждения). Можно полагать, что концентрация возбуждения происходит в пределах области мозга, воспринимающей раздражение, а в остальных участках затормаживается.

Процесс торможения, так же как и возбудительный процесс, может в случае его усиления иррадиировать, а затем концентрироваться в определенном пункте.

Животное начинает дифференцировать раздражители, и безусловная реакция может возникнуть только на звук определенного тона. В ответ на предъявляемые дифференцировки в центральной нервной системе развивается дифференцировочное торможение. Процесс дифференцировки раздражений играет большую роль в анализе явлений окружающего мира.

Если на протяжении некоторого времени применять условный раздражитель без подкрепления его безусловным, на основе которого он выработан, то условный рефлекс может угаснуть (угасательное торможение). Угасший условный рефлекс может быть снова восстановлен применением безусловного подкрепления.

Так же, как и дифференцировочное, угасательное торможение относится, по И. П. Павлову, к внутреннему торможению.

Помимо процессов иррадиации и концентрации, в коре головного мозга при условно-рефлекторной деятельности развиваются и явления индукции, отражающие взаимосвязь состояния пункта раздражения и окружающей его области.

Различают положительную и отрицательную индукцию. Положительная индукция выражается в том, что в окружности области торможения развивается или усиливается возбудительный процесс. Отрицательная индукция - появление пли усиление торможения в окружности пункта раздражения.

Условный рефлекс может уменьшиться или полностью исчезнуть под влиянием постороннего раздражителя (внешнее торможение).

Кроме внутреннего и внешнего торможения, различают еще запредельное «защитное» торможение, которое развивается в тех условиях, когда раздражитель оказывается сверхсильным для раздражаемых элементов нервной системы.

Из сказанного ясно, какой сложный, все время изменяющийся комплекс возбуждения и торможения мы должны иметь в виду, оценивая условно-рефлекторные реакции у животного.

Еще более многообразно протекают нервные процессы у человека с его психической деятельностью и произвольными действиями.

Для изучения условно-рефлекторной деятельности у человека А. Г. Ивановым-Смоленским применена условно-рефлекторно-двигательная методика на речевом подкреплении.

В этой методике условный рефлекс образуется на базе не безусловного рефлекса (как это имело место в опытах И. П. Павлова), а на основе выработанного условного рефлекса, а именно: используются условные связи между словами и действиями, которые они обозначают.

Опыт протекает следующим образом. Исследуемому предъявляется индифферентное раздражение и к нему присоединяется речевое подкрепление (например, «нажмите баллон»). Повторяя сочетание индифферентного раздражителя с речевым подкреплением, можно закрепить условную связь, и тогда испытуемый будет нажимать баллон или делать какое-либо другое движение уже без команды экспериментатора: двигательная реакция возникает условно-рефлекторно.

При изучении условных реакций необходимо учитывать скрытый период реакции и ее величину, так как эти показатели отражают взаимоотношение процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе.

Метод условных рефлексов используется для изучения физиологии органов чувств и постепенно внедряется в клиническую практику в целях разработки вопросов патологии анализаторов.

Так, Н. А. Паутов изучал условные рефлексы с целью распознавания притворной глухоты.
И. П. Кутепов также пользовался условными реакциями при исследовании слуховой функции.

Позже С. Г. Кристостурьян использовала условный рефлекс для определения пределов анализа минимальных интенсивностей звуковых частот. Автор обнаружила особенности протекания условно-рефлекторной и условно-оборонительной кожно-гальванической реакций на звуковые сигналы у лиц с различными поражениями звукового анализатора.

В поисках метода объективной аудиометрии Е. А. Михайлова применяла условно-двигательную методику для исследовании слуха у детей.

Некоторые авторы при изучении слуховой функции пытались использовать ориентировочные и условные сосудистые реакции с помощью плетизмографической методики.

Для изучения физиологии вестибулярного анализатора также применялся метод условных рефлексов.

А. В. Жукович, вырабатывая вестибулярные условные реакции у людей, отметила особенности образования вегетативных условных реакций на вращение: 1) легкость и быстрота выработки сердечных и дыхательных условных рефлексов; 2) непрочность указанных условных рефлексов; 3) склонность к быстрому угасанию при многократности их повторения.

А. М. Рындина изучавшая условную кожно-гальваническую реакцию на пороговые раздражения вестибулярного анализатора, также подчеркивает легкость образования условных вегетативных реакций на вестибулярные раздражения.


Еще по теме:


Гость, 24.04.2011 18:46:41
А что их изучать? Природа за нас все давно изучила!
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: