Электроэнцефалография в диагностике ЛОР заболеваний


В настоящее время электроэнцефалографический метод нашел большое применение при комплексном обследовании больных в нейрохирургических и неврологических клиниках. Электроэнцефалография может быть с успехом использована в ЛОР клиниках при постановке диагноза интракраниальных осложнений.

Установлено, что биопотенциалы мозга имеют малое напряжение (порядка от 5 до 200 μV), поэтому до регистрации они нуждаются в значительном усилении. Это достигается при помощи электроламповых усилителей. Колебания потенциалов на выходе из усилителя (представляющие усиленные биопотенциалы мозга) передаются на регистрирующий прибор. К таковым относятся: катодные и шлейфовые осциллографы, чернильные и пьезоэлектрические писчики, струнный и зеркальный гальванометры.

У человека биопотенциалы обычно отводятся от неповрежденного черепа путем прикрепления электродов к коже соответствующего участка головы. Биопотенциалы мозга можно отводить непосредственно от открытого мозга.

В результате всякого эксперимента на бумаге получается кривая линия, которая показывает колебания потенциалов мозга. Если электроэнцефалографическая установка имеет несколько каналов, т. е. запись ведется с нескольких точек мозга, то на бумаге получается соответствующее количество рядом расположенных кривых. В кривой биопотенциалов мозга различают два основных типа колебаний электрических потенциалов. Главный из них альфа-ритм выражает медленные колебания электрических потенциалов с частотой 8-12 колебаний в секунду, длительностью 90-120 σ. По своему внешнему виду альфа-волны напоминают синусоиду, но не типичную, а лишенную строгой периодичности. Альфа-ритм с частотой ниже 8 и выше 12 у человека встречается редко. Медленные альфа-волны человека регулярны, при закрытых глазах их регулярность видна отчетливее. Отмечается некоторая периодичность в течении альфа-волн, которая лучше заметна в затылочных долях.

Вторым основным компонентом электроэнцефалограммы человека является бета-ритм, выражающий колебания потенциалов с более высокой частотой, чем альфа-ритм; их частота равна 25-40 гц, а длительность - 35-40 σ.

Бета-волны очень иррегулярны в отношении частоты, периодичности и амплитуды. Они отчетливо видны при открытых глазах, но видны на электроэнцефалограмме и при закрытых глазах между отдельными группами альфа-волн или насаживаются на альфа-ритм в виде зазубрин. Обладая значительно большей частотой, чем альфа-волны, бета-ритм имеет меньшую амплитуду. Их амплитуда равняется 8-20 μV, что составляет приблизительно 1/4 амплитуды альфа-волн.

Кроме этих двух основных элементов электроэнцефалограммы, на кривой можно видеть колебания очень высокой частоты (200-1000 гц). Эти ритмы были названы Джаспер и Андрюсом гамма-волнами. Они имеют довольно правильную форму и малую амплитуду.

Волны очень большой частоты могут быть также выражением электромиограммы, которая наслаивается на электроэнцефалограмму при установке электрода на мышцу.

Во время сна, а также в некоторых случаях патологического состояния организма, связанного с понижением функционального состояния коры, в электроэнцефалограмме замечали появление медленных волн в 2-3 колебания в секунду. Эти волны получили название дельта. Ритм около 4-6 колебаний в секунду был назван тета ритмом. И, наконец, последний из встречающихся компонентов электроэнцефалограммы, который образуется при слиянии альфа-волн, носит название эта-волны.

На основании большого количества исследований электрическая активность (альфа-, бета- и дельта-) рассматривается как результат жизнедеятельности серого вещества мозга. Белое вещество лишь в момент пробега волны возбуждения порождает быстрые колебания потенциалов.

Вопрос о природе мозговых ритмов является, пожалуй, самым актуальным вопросом современной нейрофизиологии.

На основании большого количества исследований можно считать, что корковая ритмика не зависит от дыхания, не зависит от сердечного ритма и внутричерепного давления. Имеются основания считать, что биотоки мозга представляют собой явление, связанное с деятельностью  нервных клеток.

Полагают, что медленный компонент электроэнцефалограммы (альфа-ритм) обеспечивается, в результате совместной деятельности коры и более глубоких отделов мозга, а именно таламической области. В последнее время в возникновении медленных ритмов большое значение придают ретикулярной формации, которая располагается в мезэнцефальной и таламической областях.

При изучении электроэнцефалограмм людей было отмечено, что характер фоновых биопотенциалов более или менее специфичен для каждого индивидуума. Индивидуальные особенности сказываются на выраженности величины амплитуды, частоты, ритма, формы и регулярности альфа-волн, а также на наличии большего или меньшего количества других волн, их расположении, частоте, величине амплитуд. У одного и того же испытуемого альфа-волны обладают не только одинаковым периодом, но и одинаковой формой, даже если они отводятся от различных мест черепа.

При действии разного рода раздражителей регулярный ритм потенциалов мозга изменяется. Это изменение обычно выражается реакциями двух родов.

Первая, диффузная реакция регистрируется в форме появления замедленных волн альфа-ритма. Наиболее эффективными в отношении падения напряжения альфа-ритма являются зрительные раздражения.

Как показали исследования нескольких авторов, исключение представляет вестибулярный раздражитель, вызывающий увеличение амплитуды альфа-ритма.

При длительном действии раздражителя депрессия альфа-волн исчезает и вновь восстанавливается регулярный ритм, как будто человек привыкает к раздражению.

Отмечено, что при установлении адаптации прекращение раздражения вызывает такую же депрессию медленных волн, как прежние раздражения. Время наступления адаптации у людей различно и, по данным некоторых авторов, колеблется в пределах 2-59 минут.

Изменение медленных электрических колебаний мозга (альфа-ритма) при раздражении рецепторов наблюдается обычно во всех областях коры.

Вторая локализованная реакция, выражающаяся в усилении электрической активности за счет изменения быстрых колебаний, обычно имеет место в зонах проекции.

Локализованный эффект в коре мозга может выражаться в виде появления вновь быстрых биотоков, учащения или увеличения их амплитуды в области соответствующих корковых центров. Удалось выяснить, что афферентные импульсы, проходя от возбужденного рецептора через периферическое нервное волокно, спинной мозг, мозговой ствол, межуточный мозг и кору большого мозга, модулируют кривую фоновой электрической активности и вызывают акционные токи в определенных нервных образованиях («токи действия»).

Большим количеством исследований показано, что кривая фоновой электрической активности изменяется не только под влиянием периферических раздражений, - ее модулируют различные физиологические и патологические процессы.

Так отмечено, что электрическая активность мозга изменяется при закрывании глаз.
Известно, что страх, испуг, волнение вызывают сильную депрессию или исчезновение альфа-волн. Депрессия ритмов может наступить даже при мысленном представлении страшной обстановки, какого-нибудь предмета.

Первые попытки установить связь изменчивости электрических явлений со свойствами нервных механизмов были сделаны И. М. Сеченовым, который в уменьшении электрических «разрядов» продолговатого мозга при раздражении центрального конца седалищного нерва усматривал явление торможения. Прерывистый характер колебаний И. М. Сеченов объяснял явлениями суммации, свойственными нервным центрам.
Бергер, наблюдая уменьшение «фоновых» потенциалов мозга при концентрации внимания и возбуждении органов чувств, трактовал это явление как выражение разлитого торможения.

Таким образом, была доказана связь электрических явлений в живых тканях с основными проявлениями их жизнедеятельности - процессами возбуждения и торможения.

В настоящее время исследование электрических потенциалов мозга внедряется в клинику и приобретает диагностическое значение для определения локализации и характера патологических изменений.

Даже при тяжелых патологических состояниях головного мозга фоновая электрическая активность не исчезает полностью. При патологических состояниях изменяется ритм медленных и быстрых волн, их периодичность, их интенсивность, возникают новые типы биотоков. Появляются характерные для патологического состояния волны, судорожные электрические разряды.

Хотя ткань мозга, погибшая в результате кровоизлияния или травмы, так же, как опухоль, электрически неактивна, при отведении биопотенциалов из мест их расположения обычно наблюдаются патологические медленные волны.

Утверждают, что аномальная электрическая активность возникает в смежных (окаймляющих зону патологически измененной нервной ткани) областях серого вещества, между собственно очагом поражения и нормальным мозгом. Она может быть следствием торможения, развивающегося в окружающей ткани при интоксикации продуктами распада очага или сдавлении.

В норме электроэнцефалограммы симметричных участков двух полушарий неотличимы одна от другой, «фоновые» ритмы идентичны и синхронны. В патологических случаях наиболее постоянным признаком является асимметрия биотоков здоровой и больной стороны полушария головного мозга. В неосложненных случаях патологическая электрическая активность ограничивается участком поражения, во всех других областях того же полушария наблюдается нормальная электрическая активность. Глубокие повреждения, распространяющиеся на подкорковые и стволовые образования, имеют тенденцию вызывать изменения в обоих полушариях. Степень выраженности и двусторонность изменений дают указание на глубину поражения.

Быстрые потенциалы мозга наблюдаются при различных патологических процессах, связанных с возбуждением коры головного мозга.

Иногда биоэлектрическая активность мозга не проявляет заметной патологии в статических условиях исследования, но оказывается малодинамичной  под слиянием как возбуждающих, так и угнетающих нервные функции раздражителей.

Для проведения такого рода функциональных проб применяются фармакологические или физические раздражители.

При заболеваниях мозга нервная ткань пораженных областей теряет способность повышать частоту своих ритмов при предъявлении ритмической стимуляции; в то же время в здоровых участках мозга наблюдается учащение ритмов.

Нарушения в деятельности мозговой ткани могут быть обнаружены и при функциональной нагрузке фармакологическими средствами. Регистрируя биопотенциалы мозга больного через разные сроки после введения фармакологических препаратов, можно обнаружить области поражения мозговой ткани.

Таким образом, в числе признаков нарушения потенциалов мозга отмечено: наличие брадиритмии волн дельта и тета, тахиритмии и сильных выбросов, а затем патологической устойчивости или извращенной реактивности при внешних раздражениях.

Как видно из сказанного, метод изучения электрических явлений в центральной нервной системе играет важную роль в диагностике мозговых заболеваний и широко используется в нейрохирургической клинике.

Метод электроэнцефалографии использовался также отечественными и зарубежными авторами для изучения вопросов физиологии и патологии изучаемых нами анализаторов. Метод доказал свою эффективность при исследовании слуха.
 
Так, А. В. Жукович, Н. М. Асписов, изучая биопотенциалы мозга людей и животных в различной постановке опытов, нашли прямые доказательства участия коры и подкорковых образований мозга в осуществлении вестибулярных реакций.

Бун Иши Хасама в опытах на животных наблюдал появление локализованных токов действия в коре мозга при обонятельных раздражениях. Эффект усиливался при впрыскивании стрихнина и снижался при смазывании слизистой носа кокаином.

М. С. Медведовский также применял метод регистрации электрических явлений в центральной нервной системе для изучения деятельности обонятельного анализатора. Он отметил типичную для большинства раздражителей локализованную и диффузную реакцию в коре мозга (угнетение альфа-ритма) в ответ на обонятельные раздражения. Автор считает, что применение электроэнцефалографической методики может иметь известное значение для диагностики поражений обонятельного анализатора.

Бун Иши Хасама наблюдал локализованную реакцию на вкусовые раздражения у кролика в букко-лингвальной зоне сенсорной области коры, раздражение которой фарадическим током вызывало жевательные движения.

В приведенных исследованиях в основном авторы ставили себе целью определить проекционные зоны Е коре того или другого анализатора. Возможности применения электроэнцефалографии гораздо шире, так как эту методику можно использовать для определения функционального состояния анализаторов. Некоторые авторы рекомендуют применять электроэнцефалографический метод в целях объективной аудиометрии.


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: