Состояние ацетилхолинового обмена при столбняке


Поскольку ацетилхолин играет важную роль в синаптическом проведении в центральной нервной системе и в нервно-мышечной передаче, изучение состояния ацетилхолинового обмена при столбнячной интоксикации представляет специальный интерес и давно привлекает внимание исследователей. Работы в этом направлении касаются нескольких аспектов.

Холинэстеразная активность при столбняке. Harvey впервые высказал предположение о том, что столбнячный токсин является ингибитором холинэстеразы. Это предположение было поддержано на основании ряда данных и косвенных соображений Gopfert и Schaefer, Lissak и Pasztor, Genuitu Labenz и, казалось, нашло свое подтверждение. Однако последующие работы дали весьма противоречивые результаты, которые не позволяют считать его доказанным.

Уже Schaefer в своих дальнейших исследованиях, пытаясь получить прямые данные о действии столбнячного токсина на холинэстеразу в опытах "in vitro, не мог обнаружить отчетливого тормозящего эффекта столбнячного токсина, несмотря на применение разнообразных методик. Небольшое уменьшение активности холинэстеразы было отмечено им лишь при инкубации мышцы со столбнячным токсином в течение нескольких дней. Автор пришел к выводу, что действие токсина на холинэстеразу можно практически исключить. Аналогичные результаты были получены Amnion. По данным Isibasi, активность холинэстеразы мозговой ткани мышцы при действии столбнячного токсина остается в пределах нормы.

Ряд авторов исследовал в модельных опытах in vitro влияние столбнячного токсина на холинэстеразу сыворотки крови. В этих исследованиях было показано, что в очень больших концентрациях или при длительной экспозиции (в течение нескольких дней) столбнячный токсин угнетает холинэстеразу. Аналогичные данные были получены в опытах in vitro с тканью спинного и головного мозга М. Б. Лебедевой и И. Л. Чертковым. Однако всё авторы подчеркивают, что ингибирование холинэстеразы наблюдалось при использовании таких концентраций токсина, которые никогда в организме не встречаются. Поэтому они считают, что антихолинэстеразный эффект обусловлен примесями в токсине или является методическим артефактом и не может иметь патогенетического значения.

Определение холинэстеразной активности тканей пораженных столбняком животных также не дало бесспорных доказательств угнетения холинэстеразы токсином.

По данным Martini, Torda и Zironi, Muntz, М. Б. Лебедевой и И. Л. Черткова, Isibasi, холинэстеразная активность ткани спинного и головного мозга различных животных при столбнячной интоксикации не отличается от нормы. Не нашли изменений активности ни истинной, ни ложной холинэстеразы Millo и Scatozza. Pighini обнаружил небольшое увеличение активности холинэстеразы в ткани спинного и головного мозга больных кроликов и собак. Н. К. Фруентов отметил либо незначительное уменьшение (в пределах возможной ошибки), либо отсутствие изменений, а в некоторых случаях даже небольшое увеличение холинэстеразной активности мозговой ткани у белых мышей и морских свинок; Э. И. Павлов и В. С. Зуева в опытах на белых крысах наблюдали повышение активности холинэстеразы в коре и в таламусе и отсутствие изменений в мозжечке.

Однако Leonardi и Bernardi отметили торможение активности холинэстеразы в спинном мозгу пораженных столбняком животных. Н. Е. Жебраковская нашла уменьшение активности холинэстеразы в спинном мозгу, особенно в передних рогах, и в спинальных ганглиях при общем столбняке у кроликов.

Исследуя холинэстеразную активность в пораженных мышцах, Martini и соавторы отметили снижение ее в передней большеберцовой мышце и увеличение в икроножной мышце. Ambache, Morgan и Wright не могли обнаружить изменений активности ни истинной, ни общей холинэстеразы в ткани отравленной радужки у кроликов после введения им токсина в переднюю камеру глаза, а также в мышцах пораженной конечности у морских свинок. Lanari и Devoto считают, что столбнячный токсин не оказывает существенного влияния на систему ацетилхолин - холинэстераза. М. Б. Лебедева и И. Л. Чертков не обнаружили изменений холинэстеразной активности мышц больных столбняком морских свинок; активность же холинэстеразы крови этих, животных была несколько повышенной. Вместе с тем Zaccheo и Grossi, применив гистохимическую методику с учетом скорости возникновения минимальной окрашиваемости препарата при его обработке, пришли к выводу, что активность холинэстеразы в области концевой пластинки пораженной мышцы у морской свинки на высоте развития столбняка снижена. Авторы обзорных работ пришли к заключению, что в литературе нет убедительных биохимических данных об изменении активности холинэстеразы, возникающем под влиянием столбнячного токсина или в процессе столбнячной интоксикации. Электрофизиологические же и фармакологические исследования свидетельствуют о том, что эффекты столбнячного токсина, наблюдаемые при столбнячной интоксикации, существенным образом отличаются от тех, которые характеризуют действие ингибиторов холинэстеразы.

Содержание ацетилхолина в тканях. По данным Mordrakowski и Koskowski, общее содержание ацетилхолина в спинном и головном мозгу кроликов увеличивается по мере развития заболевания, а содержание свободного ацетилхолина уменьшается. Fegler н соавторы нашли повышение содержания ацетилхолина в спинном и головном мозгу при общем столбняке, a Lissak и Pasztor - в мышцах кошки при общем столбняке. Wartenberg обнаружила повышение содержания ацетилхолина в нервной и мышечной тканях при столбнячной интоксикации. Она показала, что ткань коры головного мозга, спинного мозга и скелетная мускулатура отравленных белых крыс и кроликов содержат и синтезируют больше ацетилхолина, чем в норме. Fal и Czernawski установили, что диафрагма, взятая у пораженных общим столбняком крыс, выделяет больше ацетилхолина, чем диафрагма контрольных животных. Авторы оценивают свои данные в свете результатов опытов Wartenberg, Fegler и других польских исследователей как доказательство того, что столбнячный токсин обладает холинергическим действием: он увеличивает синтез, накопление и высвобождение ацетилхолина. При этом они оговаривают, что действие токсина может не ограничиваться указанными эффектами. Еще раньше Torda и Wolff показали, что столбнячный токсин в небольших дозах активирует синтез ацетилхолина. При увеличении дозы токсина активирующий эффект ослабляется. По данным Feigen, Peterson и др., столбнячный токсин (его фракция или примесь) увеличивает спонтанный выброс ацетилхолина нервными окончаниями в мышце лягушки, что проявляется в виде увеличения частоты миниатюрных потенциалов концевой пластинки.

Однако Isibasi не мог обнаружить усиления активности холинацетилазы под влиянием токсина ни in vitro, ни in vivo. Schaefer лишь в некоторых случаях мог обнаружить увеличение количества ацетилхолина в мышцах морской свинки при местном столбняке. В исследованиях Ambache, Morgan и Wright было обнаружено достоверное прогрессивное падение содержания ацетилхолина в радужке и в глазной жидкости у кроликов по мере развития интоксикации после введения токсина в переднюю камеру глаза. Интересно, что Wartenberg также нашла хотя и небольшое, но постоянное снижение содержания ацетилхолина в радужке кроликов после введения токсина в переднюю камеру глаза. Вместе с тем активность холинацетилазы ткани радужки во всех случаях была повышенной.

В других тканях с холинергической иннервацией (сердце, матка, селезенка), а также в яичниках и яичках у кроликов не обнаружено увеличения содержания ацетилхолина и активности холинацетилазы. Исключением являются надпочечники, в которых наблюдается увеличение количества ацетилхолина и небольшое (в пределах ошибки) увеличение активности холинацетилазы.

Как видно из изложенного, результаты исследований по изучению состояния ацетилхолинового обмена при столбнячной интоксикации весьма противоречивы и вопрос не может считаться решенным. Грубость и ограниченные возможности методических приемов, применяемых для изучения ацетилхолинового обмена во всей мозговой ткани и мышце en masse без учета функциональной дифференцированности их структур, стадии патологического процесса, возможной роли вторичных изменений и отраженных реакций, не позволяют пока сделать окончательных выводов о состоянии ацетилхолинового обмена в различных отделах нервной системы и в периферическом нервно-мышечном аппарате при столбнячной интоксикации.


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: