Нарушение самочувствия у детей


Повышенная утомляемость у детей

Повышенную утомляемость наблюдают у многих детей в возрасте между 3 и 5 годами и затем сноса а препубертатном возрасте. Если исключить органические причины (анемия, хронические инфекции миндалин, зубов, мочевых путей, скрытый туберкулез, преморбидная фаза ревматоидного артрита, безжелтушный гепатит, подострый эндокардит и др.), то остается "утомляемость роста". У многих детей в периоды интенсивного роста снижается работоспособность, но и возрастает потребность в дневном сне, тогда как вечером они засыпают с трудом. Следует также иметь в виду возможность психогенной сонливости, например у единственных в семье детей, не имеющих друзей, при недостаточной мотивации к действию или, наоборот, слишком высоких требованиях, предъявляемых к ребенку в школе. У многих детей отмечается сонливость из-за подавленности вследствие напряженной обстановки в семье или из-за отсутствия руководства со стороны родителей. В период созревания у ребенка может наблюдаться хроническая медикаментозная интоксикация (снотворные средства, транквилизаторы). Таким образом, во всех неясных случаях утомляемости необходимо поставить дифференциальный диагноз. После исключения органических причин помощь не должна ограничиваться назначением активирующих медикаментов или сердечно-сосудистых средств.

Нарушения сна

Бессонница и плохой сон также относятся к частым симптомам, которые имеют возрастные специфические причины. В конце 1-го и на 2-м году жизни ребенок ночью вскрикивает и пробуждается, что у активных, но еще плохо разговаривающих детей можно считать почти нормой, как и "трехмесячные колики" у грудных детей. У других детей ночью во сне всплывают свежие дневные впечатления. У детей старшего возраста это может быть причиной ночных вскрикиваний и страхов. Подобные явления особенно характерны для детей с минимальными церебральными нарушениями. Особенность последних заключается в том, что барбитураты оказывают на таких детей парадоксальное воздействие. Многие дети также реагируют отсутствием сна на содержащие эфетонин препараты, принятые ими во второй половине дня. Устранить нарушения сна чаще удается при помощи физических упражнений и более длительного пребывания на свежем воздухе. Разумеется, должны быть исключены органические причины, которые отрицательно влияют на глубину сна, такие, как начинающаяся инфекция, глисты, вызывающие зуд в заднем проходе, полидипсия, которая влечет за собой многократное ночное мочеиспускание.
 

Потливость

Потение в первой половине ночи не является патологическим симптомом. Его часто наблюдают у очень подвижных детей, у которых вечером бывает гипертермия движения (до 38°С). При потоотделении температуры тела нормализуется. Испарина к утру вызывает подозрение на острую или хроническую инфекцию и является показанием к проведению туберкулиновых проб. При приступообразной потливости необходимо определить содержание сахара в крови (гипогликемические приступы) и исследовать функцию щитовидной железы. В редких случаях это может оказаться признаком феохромоцитомы или нейробластомы. Из экзогенных факторов надо обратить внимание на медикаменты (антигистамины) и скрытое отравление ртутью.

Полиурия

Во всех случаях полиурии у детей надо прежде всего предполагать инфекцию мочевыводящих путей. Однако многие дети даже в отсутствие воспаления склонны к психогенным позывам на мочеиспускание и учащенному выделению мочи. Эта особенность может сохраниться у чувствительных детей вплоть до школьного возраста. У этих детей объем мочевого пузыря невелик и для его увеличения приходится прибегать к тренировке (постепенное увеличение времени между позывом и мочеиспусканием). Некоторые из таких детей склонны к ночному недержанию мочи, которое можно устранить тем же методом тренировки мочевого пузыря. Иногда частое мочеиспускание бывает реакцией на неблагополучные отношения в семье. При полиурии следует исключить возможность полидипсии, независимо от того, является ли это просто привычкой или признаком основного заболевания (несахарный диабет, начинающийся или нестабильный сахарный диабет, почечная недостаточность, адреногенитальный синдром с потерей солей, гиперкальциемия, гиперпаратиреоз, интоксикация витамином D, первичный альдостеронизм при опухолях или гиперплазии коры надпочечников - синдром Конна).

Зуд у детей

Дифференциальный диагноз ставят без труда, если местные кожные изменения позволяют определить основную причину (укус насекомых, чесотка, грибковые заболевания, крапивница, энтеробиоз) или же зуд является лишь сопутствующим симптомом диагностированного основного заболевания (уремия, заболевания печени, сахарный диабет, гистиоцитоз X, лейкемия). Если у ребенка нет никаких видимых особенностей, диагноз поставить труднее. Могут наблюдаться раздражения кожи, вызываемые собственным потом (потница), шерстью или другими материалами, из которых сделана одежда. Зуд может быть побочным эффектом медикаментов, пищевых продуктов, может появиться под воздействием пыли при еще нормальной морфологии кожи. Все это надо учесть, прежде чем поставить диагноз психогенного кожного зуда.

Сердцебиение

Дети замечают сердцебиение сами только при нарушениях сердечного ритма (экстрасистолия, пароксизмальная тахикардия). При динамическом повышении сердечной функции вследствие пороков клапанов или других врожденных пороков дети редко жалуются на сердцебиение. Тахикардию после физической или эмоциональной нагрузки и симпатикотонию у маленьких детей обычно замечают только родители. Дети школьного возраста и подростки часто сами жалуются на сердцебиение, которое нередко служит проявлением гиперкинетического сердечного синдрома с одышкой при физическом напряжении в результате внезапного повышения выработки катехоламинов. Иногда при этом бывают жалобы на боли в прекардиальной области. Если эти приступы особенно выражены, следует исключить феохромоцитому. В остальных случаях при жалобах на сердцебиение необходимо убедиться в их безобидном характере с помощью повторных ЭКГ, снятых по возможности во время приступа или нагрузки.

Непроизвольные движения у детей

Моторное беспокойство, легкая атаксия - явления обычные в раннем детстве. Это признак развития организма, и лишь в том случае, если имеется подозрение на раннее органическое поражение мозга, на них надо обратить внимание. Тики (вынужденное движение глаз, головы, лица, плеч, щелканье языком, сопение носом) также широко распространены среди школьников и легко диагностируемы.

Надо лишь отличать тик от малой хореи, при которой в насильственных движениях принимает участие мускулатура всего тела; они неконтролируемы и сопровождаются угнетенным настроением.

Запоздалое развитие речи

Прежде всего следует думать об умственной отсталости даже в том случае, когда вроде бы нет признаков церебральных нарушений. Данные анамнеза об осложненной беременности или тяжелых родах и их последствиях, отставание в статомоторном развитии позволяют сделать некоторые выводы и являются показаниями к подробному неврологическому исследованию. В качестве семейной особенности развитие речи может отставать у вполне здоровых и умственно полноценных детей. В подобных случаях надо проверить слух, особенно в зоне высокочастотных звуков, которые необходимы для понимания речи. Успокаивающим может быть тот факт, что ребенок на 2-м году жизни безукоризненно выполняет сложные поручения (например, приносит из соседней комнаты какой-нибудь предмет). В этом случае активная речь развивается с опозданием, но без особой помощи на базе пассивного понимания речи. Иногда приходится иметь дело с детьми, которых часто оставляют одних, или с детьми, которым никогда не нужно выражать свои желания словами, так как их выполняют заранее (избыточная опека). Во всех случаях, когда ребенок на 2-м году жизни говорит лишь отдельные слова, а на 3-м году говорит лишь примитивными, предложениями, следует провести прицельный поиск минимальных церебральных нарушений. У ребенка, который при наличии нормального слуха на 4-м году жизни еще не начал хорошо говорить, может быть какое-либо церебральное поражение, и прогноз относительно его способности своевременно научиться писать и читать неясен.

Аутизм у детей

Об этой особенности (психический дефект коммуникабельности или у детей старшего возраста нежелание контактировать с окружающими) следует подумать при запаздывании развития активной речи или в том случае, если умеющий говорить ребенок говорит все меньше. У некоторых детей обнаруживают умственное отставание как следствие церебральных поражений, которые трудно выявить. Аутизм может быть одним из проявлений нарушения поведения, негативизма; в этих случаях прогноз обычно лучше, чем у детей с органическими поражениями мозга. При тяжелых инфекциях, например тифе, в связи с помещением в больницу без психической подготовки или хирургическим вмешательством может наступить преходящая афазия в виде функциональной потери речи.

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Г. Эвербек

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: