Лечебное применение физиотерапии для детей раннего возраста


Для обеспечения нормального роста и развития детей, а также для закаливания и укрепления их здоровья в доме ребенка и яслях, наряду с осуществлением рационального гигиенического и диетического режима и правильно организованной воспитательной работы, необходимо широко использовать физические факторы. Физиопрофилактика и физиотерапия должны войти как обязательная часть в комплекс профилактических и терапевтических мероприятий в детских учреждениях в виде определенной системы с учетом возрастных особенностей детей.

Из физиопрофилактических методов особенно широко должны быть использованы естественные факторы природы - солнечный свет, воздух и вода как мощные средства для закаливания и укрепления детского организма. Правильное систематическое применение этих естественных факторов закаливает детский организм, повышает его устойчивость к внешним раздражениям и сопротивляемость к заболеваниям, в частности к катарам верхних дыхательных путей, гриппу, пневмонии и др. Особое значение имеет использование солнечного света и воздуха в профилактике и лечении рахита и гипотрофии. Под влиянием физиопрофилактических мероприятий развиваются и совершенствуются различные физиологические механизмы растущего детского организма, что проявляется в нормализации процессов обмена веществ, повышении сопротивляемости организма инфекции.

Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности позволяет правильно понимать действия физических факторов на организм. Механизм их действия является рефлекторным. Рефлексы возникают благодаря термическим, механическим, химическим раздражениям периферических рецепторов кожи (экстерорецепторов). Многочисленные нервные приборы кожи передают раздражение в центральную нервную систему и вызывают возникновение ответных сложных рефлексов сосудодвигательного и трофического характера. В реакции организма на воздействие физических методов участвуют также и гуморальные механизмы.

Таким образом, механизм действия физических факторов является нейрогуморальным при ведущей роли центральной нервной системы.

Детский организм реагирует на воздействие внешней среды живее и энергичнее, чем взрослый человек, поэтому при практическом использовании физических факторов надо учитывать механизм действия каждого из этих факторов, а также возрастную особенность и реактивность ребенка раннего возраста.

Следует придерживаться следующих положений: назначать физиотерапевтические процедуры только после тщательного медицинского обследования каждого ребенка, а в дальнейшем проводить систематические наблюдения за состоянием ребенка как во время процедуры, так и после нее. Необходимо соблюдать постепенность в увеличении дозировки и иметь индивидуальный подход к каждому ребенку.

При использовании физических факторов для закаливания детского организма надо добиваться, чтобы физиопрофилактические процедуры проводились непрерывно и по определенной системе. Следует соблюдать осторожность и следить за тем, чтобы переход от слабых процедур к более энергичным происходил постепенно. Если ребенок пропустил несколько процедур, то при возобновлении их следует уменьшить дозировку, которую он получал до перерыва.

Читать далее Профилактическое и лечебное применение света


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: