Оборудование яслей и домов ребенка


В числе условий, обеспечивающих правильное обслуживание детей, большое значение имеет оборудование и расстановка его. От того, как оборудованы детские комнаты, зависит организация работы персонала, поведение детей, их деятельность, а следовательно, и развитие. Конструкции и размеры предметов, которыми пользуются дети, должны отвечать их анатомо-физиологическим особенностям: росту, способностям выполнять известные действия.

Поэтому для каждой возрастной группы (до 8-9 месяцев, от 8-9 месяцев до 1 года 8 месяцев и старше 1 года 8 месяцев) требуются особые предметы оборудования. Конструкции их должны предохранять детей от падения, ушибов, но в то же время способствовать развитию у них известной самостоятельности.

Конструкции предметов должны быть возможно более простыми и прочными, лицевые поверхности - гладкими, отполированными. Нарезки и накладки очень усложняют чистку предметов. Надо, чтобы все детали были хорошо пригнаны - это имеет гигиеническое значение, так как зазоры затрудняют дезинфекцию.

В детских учреждениях оборудование должно обеспечить правильное проведение сна, кормления детей, туалета, игр и занятий.

Кровати. Детям должен быть обеспечен сон не только достаточной продолжительности, но и глубокий, спокойный - только при этих условиях достигается полный отдых, восстановление сил. Для этого необходимо создавать ребенку удобное положение во время сна, что достигается наличием кроватей соответствующих размеров и конструкции, с удобными постелями.

Основным типом кровати в учреждениях для детей раннего возраста является кровать длиной 100 см и шириной 60 см, с боковыми стенками высотой 50 см. Верхний край такой стенки доходит до сосковой линии стоящего в кровати ребенка, что предотвращает возможность его падения. Для того чтобы облегчить укладывание ребенка и уборку кровати, одна боковая стенка должна быть спускающейся. Эта стенка должна иметь хороший запор, мешающий ей опуститься от сотрясения. Этим предотвращается возможность выпадения ребенка из кровати.
 
Для детей в возрасте до 4-5 месяцев нужны кровати меньших размеров - 55X85 см, высотой 42 см, с наглухо закрепленными боковыми стенками.

Дети старше 2 лет пользуются кроватями без боковых спинок, они взбираются на них сами.

Кровати могут быть сделаны из железа или дерева. Железные кровати более гигиеничны, их чистка легче. Железные кровати должны иметь сетки или решетки с мелкими просветами, иначе матрац может западать в просветы.

В яслях для старших детей широко применяются кровати-раскладушки. Полотно раскладушки должно легко сниматься с рамы, что позволяет стирать его и суживать, когда оно растягивается.

Удобство постели в значительной мере зависит от матраца и подушки. Матрац должен точно соответствовать размеру кровати, а подушка должна быть во всю ширину кровати, длиной 30 см.

Кровати нужно размещать подальше от отопительных приборов, так как на здоровье ребенка неблагоприятно влияет сухой воздух: он сушит слизистые рта и зева и ведет к раздражению их, а это предрасполагает ребенка к катарам дыхательных путей.

Детские столы и стулья. Для организации кормления требуются детские столы, стулья, стол для раздачи пищи и шкаф для посуды.

За столом детям должно быть обеспечено удобное положение, предотвращающее возможность быстрого утомления детей, нарушение у них нормального кровообращения и дыхания.

При нормальном положении ребенка за столом ступни его при отвесно опущенных голенях опираются на пел, а при положенных на стол предплечьях ребенок не приподнимает плечи и не сгибается над столом.

Основным размером столов и стульев является высота их. Наблюдение показало, что при разнице для каждой ростовой группы с интервалом роста 10-12 см требуются столы и стулья разной высоты. Для ползунков, которые нуждаются в опоре в виде подлокотника, - нужны кресла с подножкой, приподнятой над полом. Этим же креслом могут пользоваться дети ростом ниже 74 см.

Подножка служит для того, чтобы кресло можно было использовать за более высоким столом. Это облегчает персоналу обслуживание детей за столом и одновременно позволяет обойтись столами только двух высот.

Таким образом, для яслей и домов ребенка требуются столы и стулья двух высот и кресла одной высоты. Кроме того, для ползунков рекомендуются одноместные и двухместные высокие столы.

Кормление детей правильнее всего организовывать в детской комнате, вблизи двери в приемную, так как через эту дверь приносят пищу.

Не следует допускать, чтобы горячую пищу проносили через комнату мимо детей - это представляет опасность.

У стены ставят стол для раздачи пищи, а дальше - детские столы и стулья.

Шкаф для детской посуды должен быть вблизи от места кормления детей.

Большое внимание должно быть уделено содержанию детей в чистоте, проведению им туалета.

Туалетный стол. На нем проводится туалет, одевание, врачебный осмотр детей и прививки. Поэтому стол должен быть удобен для ребенка, находящегося в лежачем положении, и для работы за ним взрослого человека. Кроме того, стол должен быть так оснащен, чтобы при проведении туалета у работника под рукой было все необходимое: белье, одежда, банка с ватой и тальком, ножницы, гребешок, вазелин и пр. Для хранения этих предметов в столе предусматриваются полка и два выдвижных ящика. Крышка стола заканчивается бортиком высотой в 2 см, для того чтобы лежащий на ней матрац не скользил. Более высокий бортик мешает движениям рук сестры при работе, кроме того, ребенок может ушибить об него голову и руки.

Умывальники должны быть высокие для подмывания детей до полутора лет и сниженные для детей старшего возраста. Раковина в группах грудных детей и ползунков должна быть несколько выше обычного - на уровне 80-90 см над полом; кран должен быть расположен высоко, чтобы при подмывании под него можно было подводить тело ребенка. Для старших детей надо делать сниженные умывальники, позволяющие детям легко пользоваться ими. Высота раковины над. полом 46 см, глубина - 30 см.

В туалетной нужно иметь вешалки для полотенец и простынок, судна.

Манежи. Среди предметов, обеспечивающих правильную организацию бодрствования детей, в грудной группе необходимым: предметом являются манежи. Площадь манежа должна позволять выкладывать в него всех здоровых детей старше 2 месяцев, причем дети должны лежать свободно, иметь возможность перевертываться, учиться ползать, вставать, садиться. Форма и размеры манежа должны позволять. сестре и няне быстро и легко без напряжения доставать ребенка, в какой бы части манежа он ни находился. Наиболее удобным является манеж длиной 2 м 75 см, шириной 1 м 30 см. Важно, что такой манеж можно использовать одинаково хорошо для всех детей в возрасте до 1 года. Манеж надо делать разборный, что дает возможность свободно переносить его из одного помещения в другое. Дно манежа состоит из фанеры, обитой войлоком и клеенкой. Манежи должны быть снабжены подставками для игрушек.
 
Кроме двух больших манежей, в группе необходимо иметь индивидуальный манеж размером 100х100 см.

В группах детей в возрасте от 8-9 месяцев до 2 лет нужна горка-манеж. Если в детской комнате невозможно поместить горку-манеж, ее заменяют горкой меньших размеров.

Весьма нужным пособием в комнате ползунков является стол-барьер, а также диваны, которые широко используются и в группах старших детей. Эти предметы являются удобным местом игры и одновременно служат устойчивой опорой для детей, осваивающих вставание и ходьбу.

Шкафы. В яслях нужно иметь достаточное количество шкафов. В фильтре и приемной они нужны для хранения домашней одежды детей, для ясельных детских пальто, для халатов матерей, для спальных мешков, для матрацев, используемых для сна на воздухе. Все эти шкафы лучше всего делать вмонтированными в стены или пристроенными к ним, что позволяет лучше использовать простенки и значительно улучшает внешний вид комнаты. В группах необходимо иметь шкафы для игрушек.


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: