Состояние школьной гигиены в СССР


До Октябрьской социалистической революции в нашей стране школьной гигиены, как особой отрасли государственной охраны здоровья детей, подростков и молодёжи и как системы широких профилактических мероприятий, направленных к оздоровлению подрастающего поколения, не было и не могло быть.

Царское правительство, представлявшее господствующие классы страны - помещиков, фабрикантов и купцов, уделяло мало внимания народному здоровью, так же как и народному образованию. На эти нужды отпускались ничтожные средства. Царское правительство не интересовалось вопросами физического развития и состояния здоровья детей, подростков и молодёжи широких масс населения - рабочих и крестьян.

Только в СССР, стране победившего социализма, охрана и укрепление здоровья всех детей, подростков и молодёжи получили самое широкое и всестороннее развитие. Лишь в СССР школьная гигиена имеет все данные для своего научного развития и практического применения.

Великие учители пролетариата в своих гениальных трудах уделяли большое внимание вопросам гигиены и, в частности, гигиены детей, подростков и молодёжи. Маркс писал о том, что капитал «... узурпирует время, необходимое для роста, развития и здорового сохранения тела. Он похищает время, которое необходимо рабочему для того, чтобы пользоваться свежим воздухом и солнечным светом».

Маркс и Энгельс в своих произведениях указывали на значение гигиены жилища, питания, личной гигиены, гигиены отдыха и сна, физического развития детей и молодёжи, а также гимнастики. Они указывали на необходимость гигиенического режима дня для растущего и развивающегося организма. Отдых и досуг Маркс мыслил как обязательное условие в деле воспитания здорового поколения.

В классическом труде Энгельса «Положение рабочего класса в Англии» читаем: «Большие размеры смертности обусловливаются главным образом высокою смертностью среди маленьких детей рабочего класса. Нежный организм ребёнка всего менее в состоянии бороться с неблагоприятными воздействиями плохих условий жизни. Отсутствие ухода, на которое он часто бывает обречён, когда и отец и мать работают или один из них умер, очень скоро мстит за себя; нет поэтому ничего удивительного в том, если, например, в Манчестере, согласно только что упомянутому нами отчёту, свыше 57% детей рабочих умирает, не достигнув пяти лет, между тем как из детей высших классов до пятилетнего возраста умирает только 20%...».

Маркс и Энгельс показали, что в условиях капиталистического общества гигиенические мероприятия не могут быть проведены в жизнь в отношении эксплуатируемых трудящихся и их детей. Наряду с этим они показали, какое огромное значение имеют в жизни человека вопросы охраны здоровья. Вопросы физического развития и укрепления здоровья детей рассматривались Марксом и Энгельсом как одна из задач коммунистического воспитания.

«В основу своей деятельности в области народного здоровья полагается прежде всего проведение широких оздоровительных и санитарных мер, имеющих целью предупреждение развития заболеваний. Диктатура пролетариата уже дала возможность провести в жизнь целый ряд оздоровительных и лечебных мероприятий, неосуществимых в рамках буржуазного общества...».

По указанию Владимира Ильича Ленина в тяжёлые годы гражданской войны были опубликованы два декрета об усилении питания детей.

В начале 1918 г. при Народном Комиссариате просвещения РСФСР был организован школьно-гигиенический отдел. В июле этого же года в связи с организацией Народного Комиссариата здравоохранения и объединения всей советской медицины водном ведомстве школьно-гигиенический отдел перешёл в его состав в качестве школьно-санитарного отдела. Однако этот факт не снял с Наркомпроса и его органов на местах ответственности за работу по санитарному благоустройству школ и других детских учреждений. Физическое и гигиеническое воспитание детей и организация их питания остались за органами народного образования.

На всём протяжении существования Советского государства коммунистическая партия и советское правительство неустанно заботился о здоровье молодого поколения.

В советских условиях школьная гигиена, так же как и другие отрасли гигиенической науки и санитарной практики, получили в нашей стране широкое развитие. Уже с первых лет деятельности советского здравоохранения при непосредственном участии первого народного комиссара здравоохранения, крупного деятеля гигиенической науки Н. А. Семашко, были разработаны основные установки, в области советской школьной гигиены и школьно-санитарного дела.

Изменение всей системы народного образования в СССР, содержания и характера обучения и воспитания детей определили и изменения в содержании и характере советской школьной гигиены. Советская школа, призванная подготовлять здоровых, всесторонне развитых, инициативных и деятельных молодых людей, предъявляла к школьной гигиене высокие требования по обеспечению гигиеническими мероприятиями многомиллионных масс детей, подростков и молодёжи. Школьная гигиена в СССР, в отличие от школьной гигиены в дореволюционной России и в капиталистических странах, имела возможность охватить своими мероприятиями десятки миллионов детей и благодаря этому являлась мощным фактором охраны и укрепления здоровья подрастающей смены.

Школьная гигиена после Октябрьской социалистической революции приобрела массовый характер. Принципиально иным стало и её содержание. Это относится не только к школьной гигиене в целом, но и к отдельным её разделам. Так, изменения в характере постановки учебной работы и переход от старых, пассивных методов к активным и массовое строительство школ по-новому поставили проблему гигиены школьного здания. По-новому ставился вопрос о месторасположении школы, о составных элементах школьного здания, о школьном участке и т. п. Такой раздел школьной гигиены, как гигиена учебно-воспитательной работы, естественно, получил наибольшие изменения и развитие, поскольку коренным образом изменились характер педагогического процесса и его организация.

Благодаря постоянным заботам партии и правительства о детях и их здоровье и в связи с изменением содержания и организации учебной и воспитательной работы возникли совершенно новые разделы школьной гигиены, например, гигиена пионерской и внешкольной работы среди детей и др. Многие проблемы школьной гигиены ещё находятся в стадии разработки и исследования. Сюда прежде всего относятся вопросы возрастной морфологии, возрастной физиологии и нейро-гигиены детей и подростков. Среди новых разделов школьной гигиены надо указать на дошкольную гигиену, гигиену ремесленных училищ и школ фабрично-заводского обучения и гигиену суворовских и нахимовских училищ.

Достижения школьной гигиены в СССР выражались в проведении массовых мероприятий по охране и укреплению здоровья детей, подростков и молодёжи, строительстве новых школьных зданий и зданий других детских учреждений на основе требований школьной гигиены, проведения чёткого гигиенического режима в школах, детских садах, в развёртывании общественного питания детей, гигиенической организации внешкольного быта учащихся, развёртывании физической культуры, гигиенического воспитания, организации санаторно-лесных школ и т. д.

Одним из крупнейших достижений в деле охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения в СССР являются детские лечебно-профилактические амбулатории и детские поликлиники, детские больницы, а также детские отделения поликлиник и больниц для взрослых, сеть которых растёт с каждым годом. В нашей стране была  создана целая сеть детских санаториев различного типа (для больных туберкулёзом, ревматизмом и т. п.), санаторных и массовых пионерских лагерей, детских садов, оздоровительных площадок и т. п.

Большие заслуги в развитии школьной гигиены в СССР имели многие советские учёные. Русским учёным принадлежит честь разработки передовых идей школьно-гигиенической науки. Но только после Великой Октябрьской социалистической революции школьная гигиена стала на путь творческого развития и её достижения стали достоянием многомиллионных масс детей, подростков и молодёжи. Ниже мы упоминаем наиболее видных советских деятелей в области школьной гигиены.

Н. А. Семашко - выдающийся гигиенист и один из старейших большевиков. Н. А. Семашко принадлежит огромная заслуга в разработке основных теоретических положений советской гигиенической науки и особенно школьной гигиены и физической культуры в СССР. Он автор ряда работ по вопросам социальной и школьной гигиены и физическому воспитанию.

В. Е. Игнатьев - ученик и ближайший помощник Ф. Ф. Эрисмана, выдающийся специалист в области школьной гигиены. Ещё в дореволюционные годы им опубликовано много научных работ по различным вопросам школьно-гигиенической науки.

Особенно широкую и многогранную деятельность В. В. Игнатьев развернул в советские годы, когда он опубликовал ряд капитальных работ по школьной гигиене.

В. В. Гориневский ещё в 1888 г выступил с публичной лекцией на тему «О воспитательном и образовательном значении гигиены». Эта работа представляет большой теоретический интерес. Перу В. В. Гориневского принадлежит ряд работ по школьной гигиене, в частности по закаливанию и физическому воспитанию. При советской власти он многое сделал для гигиенического обоснования физического воспитания и спорта.

Д. Д. Векарюков - видный деятель медицины, разработавший ещё в дореволюционное время многие теоретические и практические вопросы школьной гигиены и явившийся автором капитального руководства по школьной гигиене. После установления в России советского строя Д. Д. Векарюков развернул всестороннюю деятельность в области школьной и дошкольной гигиены.

А. В. Мольков в дореволюционное время был санитарным врачом в Московском земстве. Ему принадлежит заслуга организации первой в СССР кафедры школьной гигиены на медицинском факультете 1-го Московского университета. Им написан учебник школьной гигиены для медицинских институтов.

Е. А. Аркин - крупный деятель в области дошкольной гигиены и автор многочисленных трудов в этой области («Дошкольный возраст» и др.).

Научно-исследовательская работа по школьной гигиене проводилась также и в других медицинских научно-исследовательских институтах как в Москве, Ленинграде, так и в областных центрах. Проблемы школьной гигиены разрабатывались также и на кафедрах школьной гигиены медицинских и педагогических институтов. В СССР имелась специальная аспирантура, подготавливающая кадры научных работников по школьной гигиене. Школьная гигиена была введена в качестве обязательного учебного предмета в учебные планы педагогических и учительских институтов и педагогических училищ.

Передовые идеи и научные достижения советской школьной гигиены находили своих последователей за рубежом, в странах народной демократии и среди прогрессивных учёных, врачей и педагогов всего мира.

В процессе развития школьной гигиены у нас имели место извращения и ошибки, являвшиеся отражением извращений в педагогической теории и практике. «Левацкие» извращения в области педагогики, антиленинская «теория отмирания школы» приводили к тому, что при построении педагогической работы явно недооценивались и вопросы школьной гигиены, вопросы охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения. Наряду с этим пропаганда некоторых проектов повела к тому, что в школьной практике пытались отрицать необходимость специального, отвечающего требованиям школьной гигиены, класса, отрицалась необходимость рациональной в гигиеническом отношении мебели, выдвигались методы учебной работы не безвредные для здоровья детей и подростков, и пр. Извращения и ошибки в обучении и воспитании детей были вскрыты и осуждены Центральным Комитетом партии, были приняты меры для ликвидации этих извращений.

Особенно большой вред делу развития школьной гигиены нанесла лженаука педология. Она монополизировала учение о ребёнке. Школьная гигиена передоверяла педологии такие вопросы, как анатомо-физиологические особенности растущего организма, обоснование физического развития детей, режима в школе и вне школы. Это приводило к антинаучному толкованию вопросов школьной гигиены и тормозило разработку и проведение в жизнь мероприятий по гигиенической организации учебно-воспитательной работы, режима школьника, внешкольной работы и т. п. Представители педологической лженауки, среди которых было немало врачей, смыкались с представителями «левацких» извращений в области педагогики, сторонниками антиленинской «теории отмирания школы». Они пытались подменить школьную гигиену так называемой «врачебной педологией». После постановления Центрального Комитета партии «О педологических извращениях в системе наркомпросов» от 4 июля 1936 г., разоблачившего лженауку педологию, были созданы все возможности для дальнейшего развития школьной гигиены.

Учителю советской школы было доверено воспитание и обучение детей, подростков и молодёжи. Учитель отвечал не только за правильное воспитание, за хорошее усвоение школьниками основ наук, но и за здоровье и поведение ребёнка. Перед советским учителем стоит ответственнейшая задача по воспитанию нового поколения людей, «здоровых и жизнерадостных, способных поднять могущество страны на должную высоту и защитить её грудью от покушений со стороны любых врагов».

Читать далее Возрастная структура, рождаемость и движение населения


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: