Органы чувств у детей


При посредстве органов чувств человек воспринимает явления окружающей его и воздействующей на него среды.

Процесс обучения и воспитания человека со дня его рождения осуществляется при непременном непосредственном участии органов чувств.

Органы вкуса у новорождённых детей развиты в наибольшей мере по сравнению с другими органами чувств. Новорождённые дети хорошо различают сладкое, горькое, кислое и солёное. Особенно характерные и резкие рефлексы дают ощущения горького и сладкого вкуса. Так, при смазывании различных частей языка растворами этих вкусовых веществ получаются соответствующие мимические выражения и гримасы, отражающие чувства неудовольствия или, напротив, удовольствия. Дальнейшее развитие органов вкуса идёт только но линии более тонких различений.

Хотя чувство вкуса у грудных детей уже достаточно развито, они не могут ещё сами по вкусу определить пригодность или непригодность (вредность) той или иной пищи. Вкус у детей и подростков иногда может быть ослаблен в зависимости от различных причин, например, при болезненных (воспалительных) состояниях, значительных расстройствах питания, при ревматизме и др. Однако солёный вкус ощущается детьми, как правило, постоянно.

Развитие вкусовых ощущений у маленьких детей следует учитывать при назначении и приготовлении им пищи. Приученный к слишком сладкой пище ребёнок нередко отказывается от новых, необходимых для его организма, но менее сладких блюд. Можно также легко избаловать вкус детей путём питания их слишком разнообразными, в частности изысканными, вкусовыми веществами, вследствие чего у них нередко вырабатывается нежелание есть менее вкусные кушанья. Чувство вкуса находится в тесной связи с обонянием.

Чувство обоняния у детей в раннем возрасте развито в меньшей мере, чем у детей старших возрастов, так как у них ещё недоразвиты полости носа. Но чувство обоняния уже имеется у новорождённых, и они могут различать разные сильно действующие пахучие вещества, вызывающие у них характерные мимические движения - искажение черт лица и сморщивание кожи носа. Даже в первые дни после рождения ребёнок отворачивается от дурно пахнущих веществ, если ими намазать грудь матери. В дошкольном и школьном возрастах чувство обоняния у детей обычно острее, чем у взрослых.

Упражнения в обонянии детей имеют бесспорное эстетическое и гигиеническое значение. Ощущения запахов цветов в саду и поле, в лесу, особенно хвойном, сохнущего сена восполняют представления детей о природе и дают им приятные эмоции, остающиеся в памяти часто на всю жизнь. Развитие чувства обоняния у детей имеет значение с точки зрения различения по запаху опасных для здоровья пищевых веществ (испорченное, подгнивающее мясо, рыба) и напитков. Развитие обоняния в некоторых случаях, особенно при систематическом его упражнении, достигает значительного совершенства.

Чувство обоняния может резко снижаться при наличии насморка, особенно хронического. Курение также понижает восприятие запахов.
 
Кожная чувствительность у новорождённых детей (в частности болевое чувство) ещё недостаточно развита. Тепловое чувство уже имеется у новорождённого. Его наличие подтверждается тем, что тёплое купание вызывает у новорождённого явно приятное ощущение. Чувство прикосновения или давления у детей развито очень рано. Об атом свидетельствуют вызываемые при прикосновении к коже и слизистым оболочкам рефлексы. Так, при щекотании ладони ребёнка уже в первые месяцы жизни он отвечает её сжатием. Особой чувствительностью у детей обладает кожа на лице и слизистая оболочка на губах. Если дотронуться до щеки маленького ребёнка, то он поворачивается в сторону раздражителя и пытается поймать его ртом. Если прикоснуться к губам ребёнка, то он начинает производить сосательные движения.

Развитие чувства осязания (прикосновения) зависит от соответствующих упражнений. Осязательные ощущения у маленьких детей играют большую роль в выработке у них психических представлений. Путём упражнений можно довести осязательное чувство до весьма большого уровня, что подтверждается опытом слепых. Обычно в раннем возрасте упражнение детей в осязании происходит непроизвольно - путём многообразного прикосновения к игрушкам и другим предметам.

В гигиеническом и педагогическом отношениях весьма существенно развивать чувство осязания, и не только в раннем детстве, но и в школьные годы, так как овладение им имеет большое практическое значение: оно помогает лучшему познанию всех тех предметов, с которыми приходится иметь дело в жизни. Это воспитание может выражаться в осязании пальцами разных кусочков материй, различных по толщине и поверхности, разных листов кустарников и деревьев и других материалов. Чувство давления развивается при упражнениях в плетении из прутьев различных предметов, в лепке из глины, воска и тому подобного, а также путём игры в мяч.

Всесторонне развитое чувство осязания делает человека более вооружённым в жизни и способным познавать окружающую действительность во всех её деталях.

Орган зрения. Наибольшего внимания требует орган зрения, так как видимое восприятие мира происходит только при его посредстве.

Световые лучи, проникнув через зрачок в полость глаза и достигнув сетчатой оболочки, раздражают палочки и колбочки сетчатки. Возникающее в них возбуждение передаётся по зрительному нерву в кору больших полушарий, вызывая зрительное восприятие (видение предметов). Для обеспечения ясного видения необходимо приспособление глаз к различным расстояниям (аккомодация), поскольку рассматриваемые предметы обычно находятся на различных расстояниях от глаз.

Аккомодация глаз связана с изменением формы хрусталика. При рассматривании близких предметов хрусталик становится более выпуклым, а при обозрении дальних он делается более плоским. Чем выпуклость хрусталика больше, тем более увеличивается его преломляющая сила и тем меньшим становится его фокусное расстояние, вследствие чего на сетчатку попадают изображения от близких предметов. И, наоборот, чем меньше выпуклость хрусталика, тем больше его фокусное расстояние, его преломляющая способность уменьшается, и на сетчатке получаются изображения от дальних предметов. Чем больше приходится приспособлять глаз к близким расстояниям, чем значительнее аккомодация, тем скорее наступает утомление глаз.

Нормальный глаз хорошо видит как близкие, так и дальние предметы вследствие того, что аккомодация его действует вполне исправно, особенно в детском возрасте. Но при сильном зрительном напряжении, особенно при недостаточном и плохом освещении, функция аккомодации может быть нарушена, и изменения формы хрусталика становятся затруднительными.

Зрительный аппарат у новорождённых детей ещё не вполне готов к нормальной деятельности. Координация движений глаз у них ещё недостаточно налажена, и у некоторых младенцев глаза поворачиваются независимо друг от друга. Не вполне у них удаётся и точная фиксация глаз на предметах, вследствие чего не получается ясного видения. Кроме этого проводящие пути, соединяющие периферический конец зрительного нерва с корой больших полушарий, у новорождённых детей ещё не совсем созрели. Поэтому у них до 2-3 месяцев зрительные рефлексы связаны в основном с деятельностью подкорковых центров, иннервирующих мышцы, поворачивающие глазные яблоки.

Глаза детей по своему строению отличаются от глаз взрослых. Глазные впадины и глазные яблоки у них относительно больше, чем у взрослых. Белковая оболочка глаз (склера) у детей тоньше, чем у взрослых, а роговица толще. Сосудистая оболочка глаз у детей тоньше, чем у взрослых. Хрусталик у детей в первые 6 месяцев имеет более выпуклую форму, чем в последующие годы, когда его поверхность становится более плоской.

Развитие зрительных способностей у детей происходит постепенно и зависит от развития коры больших полушарий. Новорождённые дети боятся света, и лишь в сумерках они открывают глаза. Эта светобоязнь обычно проходит к концу 1-го месяца. В середине второй недели у ребёнка наблюдается передвижение глаз от одного блестящего предмета на другой, однако при этом в сторону предмета поворачиваются не только глаза, но и голова. Лишь по прошествии некоторого времени ребёнок приобретает навык следить за медленно двигающимися предметами только при помощи глаз, но без поворота головы. И способность координации движений глазных яблок приобретается ребёнком в результате систематических упражнений не раньше 6 месяцев, а обычно на 9-й месяц или к концу 1-го года жизни.

Способность различения цветов не у всех детей появляется в одинаковое время. Первоначальное различение цветов (отличие чёрного от белого, тёмного от светлого) появляется обычно в начале 2-го года, затем распознаётся красный цвет, потом зелёный, далее голубой и, наконец, жёлтый. Полное различение цветов у детей происходит в конце 3-го года. Но при упражнении оно может появиться и ранее.

Новорождённые дети ещё не обладают способностью аккомодации. Способность приспособления глаз к видению на различных расстояниях вырабатывается постепенно. Хрусталик у детей дошкольного и школьного возраста имеет менее выпуклую форму, чем у взрослых. Передне-задняя ось его более короткая, что обеспечивает сравнительно большую дальнозоркость глаз у детей. По данным Ф. Ф. Эрисмана у детей 8-10 лет дальнозоркость составляет 67,8 %.

Хрусталик у детей весьма эластичен, что обеспечивает быстрое изменение его формы. Это обстоятельство говорит о том, что дети обладают значительно большей способностью аккомодации, чем взрослые.

С возрастом способность аккомодации постепенно снижается, хрусталик значительно теряет свою эластичность. Вследствие этого пожилые люди, особенно старые, очень плохо видят на близком расстоянии и им обычно трудно рассматривать мелкие предметы (например, обычный печатный текст в книгах и газетах) без помощи очков.

Детская дальнозоркость легко может переходить в близорукость вследствие того, что глаза у детей сравнительно более податливы по отношению к внутриглазному давлению, чем у взрослых, и легко могут удлинять свою ось. Развитию близорукости у детей способствуют продолжительная аккомодация глаз, а также систематическое кровенаполнение глаз при значительном наклоне головы, увеличивающее внутриглазное давление. Наследственное расположение отдельных индивидуумов к близорукости также благоприятствует её возникновению.

Зрение у детей и подростков, как правило, более остро, чем у взрослых. При продолжительной работе, связанной с напряжением зрения, например, при рассмотрении мелких предметов на близком расстоянии (чтение, письмо и т. п.), особенно при недостаточном и неправильном освещении, острота зрения у детей и подростков может уменьшиться.

Из ознакомления с особенностями органов зрения у детей и подростков становится очевидным всё то значение, которое приобретает гигиена глаз. Важнейшим мероприятием в этом направлении является обеспечение достаточного и правильного естественного и искусственного освещения в школьных помещениях и в семейной обстановке при занятиях, связанных с чтением, письмом, рисованием, шитьём и другими упражнениями, обусловливающими напряжение зрения на близких расстояниях. Большое значение в охране зрения детей и подростков, учащихся в школе, имеет правильное устройство школьных парт (с обязательным наклоном крышки парты, так как при этом во время чтения и письма не происходит значительного изменения силы аккомодации).

Гигиена глаз выдвигает требование к внешнему оформлению учебников и детских книг, в частности запрещения печатания книг с мелкой, неясной и бледной печатью, столь затрудняющей зрительные восприятия детей и подростков и вызывающей необходимость чрезмерного напряжения глаз. Сказанное относится не только к учебникам и детским книжкам, но и к другим учебным пособиям - детским картинкам, таблицам, географическим и историческим атласам и т. д., печать которых должна обеспечивать чёткое и ясное зрительное восприятие.

В гигиеническом отношении также важно нормировать во времени работу детей и подростков, связанную с длительным напряжением глаз. Продолжительное напряжение глаз во время письма и особенно чтения вызывает переутомление ресничного тела (аккомодационной мышцы) и нередко её спазм, усиливающий внутриглазное давление. Долгое зрительное напряжение часто влечёт за собой у детей и подростков повышение общей нервной возбудимости. В связи с этим необходимо так строить учебную работу, чтобы упражнения, связанные с напряжением глаз (чтение, письмо и т. п.), не занимали бы полностью всего времени урока, а чередовались с другими видами упражнений (опрос знаний, рассказ, пояснение и пр.).

Полезно также после упражнения, связанного с напряжением глаз на близком расстоянии, рекомендовать детям и подросткам несколько отвлечься (на 1-2 минуты) и посмотреть вдаль, если окна класса выходят на открытое пространство. Такая аккомодация для дали обеспечивает отдых глаз. Поэтому также всячески следует рекомендовать после уроков, связанных с напряжением зрения, провести занятие на школьном участке или экскурсию в поле, лес, сад. В сельских школах и школах небольших городов и рабочих посёлков в этом направлении имеются широкие возможности.

Зрение детей может быть значительно усовершенствовано путём соответствующих упражнений ещё с раннего возраста. Давая детям младших возрастов игрушки, имеющие форму шара, куба, цилиндра и т. д., им представляется возможность зрительных упражнений по восприятию отдельных форм предметов и различий между ними. Обычно эти зрительные восприятия сочетаются с осязательными. В последующем могут быть использованы для упражнения зрения различные детские строительные материалы, которые облегчают зрительное восприятие и понимание треугольного, горизонтального, отвесного и пр.

Наряду со зрительными упражнениями, знакомящими детей с формами предметов, целесообразно применять упражнения, развивающие цветные ощущения. Этим целям могут служить окрашенные в разные цвета игрушки, мячи, садовые и полевые цветы и т. д. Рассматривание их не только развивает зрительные способности детей, но и воспитывает у них чувство прекрасного. В связи с этим полезно в весеннее, летнее и осеннее время года проводить с детьми экскурсии в поле и лес, где можно наблюдать за разнообразными цветами и их оттенками, встречающимися в природе. Особенно развивает зрительные способности сбор грибов, лекарственных растений и т. п.

В более старшем возрасте следует развивать у детей способности наблюдения и различения деталей на рисунках, картинах, чертежах, в окружающей обстановке, в помещениях и, особенно, в природе (в поле и в лесу). В этом отношении весьма ценны экскурсии в художественные музеи и на выставки картин. Не менее важно развивать и такие зрительные способности, как глазомер, что достигается путём ряда игр, сопряжённых с движениями (игры в мяч, с шарами, стрельба в цель), вырезывания из бумаги или дерева геометрических фигур, рисования и пр.

У подростков и юношей зрительные упражнения могут носить более усложнённый характер. Весьма ценны в этом направлении астрономические наблюдения, которые имеют и весьма большое общеобразовательное значение. Развивают зрение также охота и туризм, при занятиях которыми можно достигнуть значительной степени зрительного совершенства. Однако во всех этих упражнениях, как в любом ином занятии, необходимо соблюдение умеренности во избежание возможного переутомления глаз. Одним из признаков значительного утомления глаз является усиление мигания век.

Орган слуха. При помощи органа слуха воспринимаются различные звуки.

Звуковые колебания воздуха воспринимаются барабанной перепонкой, которая приводится благодаря этому в колебательные движения. Одновременно с этим приходят в колебание слуховые косточки среднего уха. От них звуковые колебания передаются в жидкость внутреннего уха, благодаря чему приводятся в состояние возбуждения чувствительные клетки кортиева органа, состоящего из особых клеток, связанных с окончаниями волоконец слухового нерва. Возбуждение по слуховому нерву передаётся в головной мозг.

Органы слуха у новорождённых детей ещё не вполне развиты, и нередко считают, что ребёнок родится глухим. Такое мнение, однако, ошибочно. У новорожденных имеет место относительная глухота, и в первые дни своей жизни дети почти что не слышат, за исключением громких звуков. Относительная глухота новорожденных связана с особенностями строения у них уха. Слуховой проход у них короткий и узкий и в первое время расположен вертикально, а барабанная перепонка находится в горизонтальном положении. Полость среднего уха у них заполнена слизистой жидкостью, которая затем всасывается и вместо неё из носоглотки через евстахиеву трубу проникает воздух. Вслед за изменением положения слухового прохода и рассасыванием слизистой жидкости ребёнок начинает более активно реагировать на слуховые раздражения.

Слух у детей становится вполне отчётливым к концу 2-го, в начале 3-го месяца жизни. В это время ребёнок поворачивается на звук, уже прислушивается к звукам чужого голоса и шумам, возникающим от собственных движений (например, шуршание своего собственного платья, падение игрушки на пол и т. п.). В конце 3-го месяца дети «ищут» глазами, когда слышат чей-либо голос. В последующие годы слух у здоровых детей вполне развит.

К 12 годам у детей полностью завершается оформление слухового аппарата. Так, до 5 лет стенки слухового канала ещё не вполне окостенели и имеют щели, вследствие чего воспаление среднего уха легко может распространиться на околоушную железу и челюстно-височный сустав. Височная кость, в которую заключён слуховой аппарат, у детей ещё не срослась и состоит из 3 примыкающих друг к другу костей, между которыми имеются щели. Сосуды твёрдой мозговой оболочки головного мозга у маленьких детей сообщаются с сосудами барабанной перепонки, вследствие чего заболевания среднего уха у них могут повлечь за собой заболевание менингитом (воспаление мозговых оболочек) и другие заболевания головного мозга. Стенки слухового канала окостеневают у детей только к 10 годам.

Гигиена органа слуха. Всё сказанное выше об особенностях органа слуха у детей выдвигает требование бережного к нему отношения и исключения, по возможности, всех факторов, могущих вызвать его заболевание, частым последствием которого бывает понижение слуха. Среди моментов, неблагоприятно влияющих на развитие слуха и вызывающих заболевания ушей у детей, надо указать на пыль и сильно нагретый воздух, раздражающие слизистые оболочки и способные вызвать воспаление глотки, а затем и уха. Вредно также действуют на уши холодные струи воздуха, особенно в сырую погоду, так как они могут вызвать воспаление среднего уха с последующим поражением барабанной перепонки, часто оставляющим за собой понижение слуха. Это надо иметь в виду при организации жизни детей и подростков в школе и семье.

Содержание ушей в совершенной чистоте является одним из основных правил гигиены. При нечистом содержании их в наружном слуховом проходе скопляется много серы, вызывающей раздражение и зуд, при которых дети и подростки иной раз стараются их устранить при посредстве твёрдых и даже острых предметов (ручка для письма, карандаш, перо, шпилька). Последствием этого являются не только повреждение стенок наружного слухового прохода и барабанной перепонки, но и занесение инфекции внутрь уха. Повреждение барабанной перепонки не всегда влечёт за собой полную глухоту, а лишь притупление слуха, но при прободении её заносится грязь во внутреннее ухо, где возникает воспалительный процесс, часто кончающийся полной глухотой. В связи с этим надо категорически разъяснить недопустимость и вредность очистки слухового прохода от скоплений серы при помощи твёрдых и тем более острых предметов. При наличии зуда следует осторожно промыть наружный слуховой проход с последующей очисткой его кончиком полотенца или чистого носового платка.

Особенное внимание следует обращать на уши детей и подростков во время болезней (и после них), при которых возможны различные осложнения, в частности, воспаление среднего уха (скарлатина, корь, свинка, менингит и др.). Тщательный уход за ушами и наблюдение за ними предохранит от возможных тяжёлых последствий их заболеваний - понижения слуха, тугоухости и глухоты.

Вредными для органов слуха детей являются также чрезмерно сильные звуки, так как они могут вызвать расстройство слуха. Особенно это относится к маленьким детям. Поэтому следует удалять от ребёнка всякий сильный и внезапный шум.

Большое значение для развития органов слуха у детей и подростков имеют слуховые упражнения. В раннем детстве таким упражнением может быть слушание простых ритмических мелодий (например, колыбельной песни). В более старших возрастах (дошкольном и школьных), наряду со слушанием музыки, целям слуховых упражнений служит пение различных песен самими детьми. Обучение пению и музыке также весьма развивает слух детей и подростков.

Весьма существенно воспитывать в детях и подростках способность распознавать более тонкие оттенки звуков, различать шорох, шелест и т. п. Этому содействуют некоторые детские игры, например, игра в «жмурки». Весьма развивает тонкость слуха различение звуков в природе, например, прислушивание к шелесту листьев, движению ветра, пению птиц и т. п. Этим путём можно в значительной мере усовершенствовать слух и достигнуть большой его остроты, что имеет немаловажное практическое значение.


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: