Основные принципы планировки школ и других детских учреждений


При развёртывании сети детских учреждений (школ, детских садов) исходят прежде всего из количества детей различных возрастов в данном районе города, сельской местности. Исходя из количества детей младшего, среднего и старшего школьных возрастов устанавливаются необходимая сеть начальных, семилетних и средних школ и соответствующие для данного района типы школьных зданий.

Лишь в больших городах, имеющих высокую плотность населения, допустимы относительно большие школы, рассчитанные на 880 учащихся (22 класса). При этом обязательно разделение в пределах одного здания детей и подростков различных возрастов, особенно младшего школьного возраста.

Как правило, при развёртывании школьной сети следует обеспечивать такое расположение школ на территории города, чтобы дети младшего школьного возраста, т. е. с 7 до 11 лет, не проходили бы свыше 0,5 км, а старшие не более 1,5 км в один конец. Это расстояние установлено с учётом плохой погоды, грязи, холодного времени года и других условий, затрудняющих передвижение. В сельских школах, расположенных в малонаселённых местностях и обслуживающих одновременно несколько деревень, ряду учащихся приходится ежедневно проходить по 3-5 км и притом нередко при неблагоприятных метеорологических условиях. В таких школах обязательна организация подвоза детей в школу и обратно.

В связи с развитием в городах среднего обучения и семилетнего обучения в сельских местностях и во всех национальных республиках, особенно усилилось строительство школьных интернатов. В настоящее время потребность в школьных интернатах ещё более возросла в связи с развёртыванием обязательного семилетнего обучения всех детей. При решении вопроса об открытии при школе интерната необходимо учитывать приведённые здесь соображения, а также исходить из следующего: если расстояние от местожительства учащихся не превышает указанных выше норм, если учащихся, нуждающихся в подвозе немного (не более 15-10 человек), то достаточно организовать подвоз детей и подростков в школу; в противном случае обязательно создание при школе интерната.

В настоящее время основными типами средних школ являются школы, рассчитанные на 880 учащихся в крупных городах и на 400 учащихся в небольших городах, рабочих посёлках и сельских местностях. Основными типами семилетних школ являются школы на 400 и 280 учащихся. Основными типами начальных школ являются школы на 160, 80 и 40 учащихся, а в отдельных малонаселённых местностях (Крайний Север, Дальний Восток) иногда и на 30 детей. При этом обычно при таких маленьких школах в малонаселённых местностях имеются интернаты, поскольку радиус обслуживания школой детского населения иной раз составляет десятки километров.

При планировании сети санаторно-лесных школ для физически ослабленных детей, страдающих туберкулёзом, следует исходить из соображений оздоровительного порядка.

После пребывания в санаторно-лесной школе дети обычно возвращаются в ту начальную или среднюю школу, где они ранее учились.

Детские сады обычно устраиваются вблизи местожительства детей. В случае обслуживания детским садом детей, живущих в различных районах города, матери которых работают на одном и том же предприятии, здание детского сада располагается недалеко от него. В таком случае здание детского сада следует располагать в противоположном направлении от господствующих в данной местности ветров, что необходимо для предупреждения заноса с предприятия в детские помещения дыма, пыли, шума и пр. Между территорией предприятия, с одной стороны, и территорией детского сада, с другой, полезно создать зону густых зелёных насаждений.

Вследствие большой возбудимости детей дошкольного возраста и большой их восприимчивости к инфекционным заболеваниям, детские сады устраиваются небольшими и рассчитываются на относительно небольшое количество детей - на 25 , 50 , 75, 100 и 125 детей при наличии в каждой группе по 25 детей. Детские сады на 150 детей устраиваются лишь в виде исключения. При детских садах имеются группы круглосуточного пребывания детей, матери которых работают на производстве в вечерние и ночные смены.

Детские дома бывают двух видов: одни - для детей дошкольного возраста, другие - для детей школьных возрастов. Детские дома лучше всего располагать вне черты города, в пригородных и сельских местностях, где имеются большие по сравнению с городом возможности обеспечить гигиенический режим воспитанников и где можно широко  использовать природные факторы для укрепления здоровья детей и обеспечить проведение сельскохозяйственного труда воспитанников школьных возрастов. Устройство детского дома непосредственно в черте города менее желательно, так как при этом имеется значительно меньше возможности получить достаточных размеров земельный участок. Детские дома для детей дошкольного возраста устраиваются обычно из расчёта не более как на 100 детей, а школьные детские дома - не более как на 150 детей.

Ремесленные училища и школы фабрично-заводского обучения устраиваются большей частью поблизости от тех или иных производств, которые связаны с профилем училища или школы. Количество учащихся в ремесленных училищах и школах фабрично-заводского обучения зависит от потребностей промышленности и возможностей производств, с которыми они связаны.

Читать далее Земельный участок начальной и средней школы

Внимание! Данный материал о требованиях, предъявляемых к строительству школ в 50-80-е года 20-го века.


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: