Гигиенические требования к мебели классной комнаты


Наличие в классе шкафа весьма помогает учителю в сохранении в чистоте и порядке детских работ, наглядных пособий и другого учебного материала. Однако шкафы должны по возможности не отнимать места в классе - не уменьшать его площади и кубатуры. Кроме того, необходимо, чтобы на них не скапливалась пыль, а края их не могли стать причиной ушибов учащихся. Поэтому всего удобнее иметь в школе внутристенные шкафы, удовлетворяющие всем этим требованиям. Если шкафы монтируются в узких проходах, то в них целесообразно устраивать раздвигающиеся створки взамен открывающихся вперёд.

Каждое учебное помещение должно иметь удобное место для учителя. Стол учителя должен быть достаточного размера и иметь свободное пространство. При нём учитель может придвигать стул до отрицательной дистанции, располагать ноги свободно под столом и переносить часть тяжести корпуса на спинку стула, т. е. соблюдать неутомительную, правильную посадку. Желательна установка стола учителя на особом возвышении или устройство специальной кафедры. Это даёт возможность учителю лучше видеть учащихся в классе. Устройство кафедры особенно желательно в старших классах.

К общему оборудованию класса относятся также рейки по стенам. На них учитель вывешивает картины, таблицы и другие материалы. Наличие реек позволяет содержать стены в порядке и чистоте.

Размещение оборудования в классе, как это было видно уже на примере классной доски, отражается на гигиенических условиях занятий. Парты и стол учителя следует размещать на основе следующих требований:

а) парты ставятся так, чтобы свет падал на них слева;

б) впереди ставятся более низкие парты, сзади - более высокие;

в) наружный ряд парт ставится на расстоянии не менее 50-70 см от окон; иначе учащиеся подвергаются неблагоприятным воздействиям потока холодного воздуха от стен и окон и от нагрева левой половины туловища отопительными приборами;

г) средние проходы между партами надо делать не менее 70 см, иначе затрудняются вход и выход из класса и может создаться толчея в проходах;

д) самое удаленное от света место занятий не должно находиться далее 6 м от окон (не далее двойной величины высоты верхнего края окна);

е) последняя парта не должна ставиться далее 8 м от доски иначе учащиеся и преподаватель будут излишне напрягать зрение, слух и голос;

ж) стол учителя может быть поставлен против среднего ряда парт или сбоку - впереди внешнего ряда парт.

Мебель учебных лабораторий. Занятия в учебных лабораториях естествознания, физики и химии включают большое количество демонстраций и практических упражнений. Записи в тетрадях занимают небольшую часть этих уроков; таким образом, высота мест занятий и приспособленность их к письму не имеют того значения, какое они имеют для занятий в классах.

Учебные лаборатории оборудуются столами с горизонтальными крышками, на которых удобно ставить опыты и проводить другие практические занятия. В учебных лабораториях занятия проводятся с учащимися нескольких старших классов, поэтому согласовать высоту столов с ростом детей нельзя. Столы делают высотой 72-75 см, так как при более высоких столах учащимся малого роста было бы неудобно работать за ними. Наряду с этим необходимо учесть, что любую установку, аппарат или прибор удобно рассматривать, если они находятся на уровне глаз или ниже, но не выше. Учитывая то, что многие аппараты имеют относительно большую высоту, надо предостеречь от изготовления высоких столов для учебных лабораторий. Пространство под лабораторными столами должно быть достаточно высоким, иначе учащимся будет некуда деть ноги и им станет весьма неудобно проводить опыты и наблюдения, требующие естественно спокойной и удобной позы.

Размер крышки стола должен быть не ниже 60 см и не короче 65 см на одного учащегося. Надо, чтобы ученик не был стеснён при размещении приборов во время опытов; кроме того, теснота может быть причиной несчастных случаев при некоторых химических и физических опытах.

Расстояние между столами должно быть из тех же соображений не менее 70-80 см.

Столы учебных лаборатории снабжаются иногда электрическими штепселями; в связи с этим надо обращать внимание учащихся на осторожное обращение с ними во время разных опытов.

Наличие набора реактивов на столе (в зависимости от опытов) и подводки воды и газа к столам химической лаборатории не только создаёт удобства в проведении занятий, но весьма ценно в гигиеническом отношении, так как устраняет ненужные и подчас опасные переходы по классу с реактивами, облегчает немедленное удаление использованных реактивов и т. д.

Столы учебных лабораторий должны быть весьма устойчивыми. Удобнее и гигиеничнее покрывать их сверху светлым линолеумом или окрашивать кислотоустойчивыми красками (протравлять кислотоупорными протравами). Использования табуреток взамен стульев в учебных лабораториях не следует допускать, так как учащиеся при этом быстрее утомляются и, кроме того, при облокачивании на сзади стоящие столы возможны несчастные случаи.

В школах, не имеющих водопровода, учебные лаборатории необходимо оборудовать настенным баком для воды (с возможной подводкой воды к столам). Это важно как для успешной организации занятий а обеспечения безопасности учащихся, так и для соблюдения правил личной гигиены (мытье рук).

Непременным оборудованием химической лаборатории являются вытяжные шкафы. Конструкция их может быть различна, однако они должны иметь сильную вытяжную вентиляцию (с электромеханическим побудителем) и плотное прилегание подвижных и неподвижных частей. Вытяжной шкаф удобно монтировать в стене между учебной лабораторией и лаборантской, ближе к наружной стене.

Предметы гигиенического оборудования в классной комнате. К предметам гигиенического обихода в школе относятся приборы санитарного узла, умывален и уборной и следующие приспособления: а) для питьевой воды, б) для очистки ног у входа в школу и в) для уборки здания; кроме того, к ним следует отнести мусорные ящики и плевательницы.

Для собирания мелкого мусора, обрывков бумаги, очисток карандаша в каждом помещении ставится мусорный ящик.

Мусорные ящики делаются стоячие и подвесные. Стенки ящика изнутри окрашиваются масляной краской. Ящик помещают вблизи выхода из класса, но не на ходу, а несколько в стороне.

Для уборки крупного мусора служит большой ящик у выхода. Как этот ящик так и небольшие ящики в классах очищаются одновременно с уборкой школьного здания.

Наиболее гигиеническим оборудованием для раздевальных являются вешалки с индивидуальными кабинками. При общих вешалках расстояние между крючками должно быть не менее 25 см. Тесное прилегание одежды одна к другой затрудняет проветривание и (после дождя и снега) просушку её.

В начальных классах (или в коридорах при них) желательно иметь индивидуальные шкафчики для халатиков, полотенец и туалетных принадлежностей.

Читать далее Школьная парта и Школьная доска


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: