Гигиенические основы построения учебно-воспитательной работы


Хорошая школа имеет своей задачей воспитание здорового, всесторонне развитого и образованного человека. Воспитание здорового, всесторонне развитого человека предусматривает физическое и психическое его развитие. Физическое и психическое развитие неразрывно связаны между собой и представляют единый гармоничный процесс формирования человека. Отклонения от единства этого процесса в одну или другую сторону следует рассматривать как уклонения от нормы развития, так как они влекут за собой одностороннюю гипертрофию одних качеств за счёт недоразвития или деградации других.

Вся учебно-воспитательная работа в целом, а также отдельные её разделы должны быть так организованы, чтобы были обеспечены оптимально возможные результаты в направлении всестороннего физического и психического развития учащихся.

Достижение этих целей возможно лишь при соблюдении основных положений школьной гигиены. Глубоко прав М. И. Калинин, писавший в обращении к пионерам: «Моё пожелание, чтобы вы хорошо учились. А для этого надо организовать учёбу свою, свой день, чтобы успевать отлично учиться и гулять, и играть, и заниматься физкультурой. Ведь мы хотим, чтобы вы были не только учёными, но и здоровыми, жизнерадостными, счастливыми детьми».

Вопросы гигиены учебно-воспитательной работы неразрывно связаны с режимом дня детей и подростков, в частности с вопросом о нормах нагрузки учащихся умственной работой и другими видами деятельности, обусловливающими их утомление, а иногда и переутомление.

Вез разрешения вопроса о нормах допустимой нагрузки умственной работой детей и подростков различных возрастов нельзя дать научно обоснованного ответа на вопрос, каким должен быть учебный план школы для каждого класса в отдельности, так как последний определяет объём учебного материала, подлежащего усвоению учащимися. По этим же мотивам вопрос о допустимых нормах нагрузки умственной работой детей и подростков имеет значение для определения продолжительности учебного дня и учебного года, содержания программ отдельных учебных предметов и учебников и т. п. Установить допустимые нормы нагрузки учащихся различных возрастов умственной работой, в первую очередь учебной работой в школе и по приготовлению заданных на дом уроков в семье, является сложным делом и возможно лишь на основе глубокого физиологического изучения режима дня детей и подростков, в частности изучения отдельных элементов этого режима.

Под нормами нагрузки учащихся умственной работой подразумевается ограничение во времени того или иного вида учебных и иных занятий. Следует, однако, иметь в виду, что эти нормы в известной мере условны, так как у отдельных лиц одного и того же возраста может иметь место большая или меньшая способность восприятия и усвоения учебного материала, зависящая от индивидуальных особенностей физического и особенно психического развития и условий обучения и воспитания. Несмотря на это, нормы эти обязательны, так как они регламентируют допустимую продолжительность уроков, учебного дня и учебного года и обусловливают объём и содержание программ и учебников по отдельным предметам, имеющимся в учебном плане.

Вполне очевидно, что нормально растущий и развивающийся организм требует удовлетворения определённых физиологических потребностей (сон достаточной продолжительности и в надлежащих условиях, пребывание на свежем воздухе, обеспечение движений, рациональное питание и правильная организация приёма пищи и т. п.). Недостаточное удовлетворение физиологических потребностей растущего организма (как в количественном, так и в качественном отношениях) неизбежно влечёт за собою более вялое течение всех жизненных процессов по сравнению с нормальным состоянием организма. Последствием этого также является понижение сопротивляемости организма в отношении различных неблагоприятных факторов, в первую очередь в отношении инфекции. Это имеет место у взрослого человека, но особенно у ребёнка, организм которого значительно более реактивен и податлив различным воздействующим на него влияниям.

Недостаточное в количественном и качественном отношениях удовлетворение физиологических потребностей растущего организма, в особенности сна, резко отрицательно отражается на психических процессах - на мышлении, восприятии и усвоении учебного материала. Естественным последствием недостаточного удовлетворения этих потребностей является понижение активности внимания и памяти.

Нормирование учебной работы в школе и продолжительности учебного дня, а равно и нормирование во времени задаваемых на дом уроков, имеет назначением, помимо оптимального обеспечения физиологических потребностей растущего организма, исключить чрезмерное утомление учащихся и тем более переутомление их. Вопрос о нормах нагрузки учащихся умственной работой может быть правильно решён лишь при условии учёта морфологических, физиологических и психических особенностей растущего организма в различные возрастные периоды. Основной особенностью растущего организма являются рост, развитие и совершенствование отдельных клеток, тканей, органов и всего организма в целом. Это развитие характеризуется чрезвычайным разнообразием у отдельных индивидуумов тех или иных морфологических, физиологических и особенно психических признаков. Но это развитие организма в различные возрастные периоды может быть сведено к основным, наиболее характерным для того или иного возраста признакам.

Рост, развитие и совершенствование организма во все возрастные периоды обусловливают потребности организма в восполнении энергии не только на производимую работу, но и на синтетические процессы, которые могут протекать нормально только при правильном питании, при обязательном достаточном поступлении в организм кислорода (отсюда вытекает необходимость пребывания на свежем воздухе), при наличии движений тела и при обеспечении гигиенических требований в отношении сна. Всё это необходимо иметь в виду при установлении норм нагрузки учащихся умственной работой и другими видами деятельности.

Гигиеническое построение учебно-воспитательной работы предусматривает использование всех возможных при данных конкретных условиях средств гигиенического воздействия, направленных на совершенствование психических и физических свойств растущего и развивающегося человека. Эти средства многообразны: рациональный режим дня, нормальный сон, пребывание на свежем воздухе, обеспечение доброкачественного воздуха в помещениях, полноценное питание и т. п.

Обеспечение основных факторов нормального физического и психического развития растущего организма является одной из основ правильной организации учебно-воспитательной работы, проводимой в школе и в семье.


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: