Учебная нагрузка, режим дня и их влияние на здоровье учащихся


Режим дня в значительной мере определяет состояние здоровья и работоспособность человека. Именно поэтому вопрос правильной организации режима дня учащихся начиная с момента систематического обучения детей постоянно привлекал внимание общественных деятелей, врачей, педагогов и физиологов.

Систематическое изучение режима дня и учебной нагрузки учащихся началось в нашей стране с 1950/51 учебного года. В этой весьма трудоемкой работе приняли участие различные научно-исследовательские институты, санитарно-эпидемиологические станции и другие учреждения.

Институт физического воспитания и школьной гигиены первым перешел к массовым обследованиям режима дня и учебной нагрузки учащихся и экспериментальному обоснованию наиболее эффективной продолжительности приготовления уроков школьниками I-IX классов. При этом в ходе естественного эксперимента широко использовались различные объективные физиологические методики. Результаты первого этапа исследований, начатых группой сотрудников этого института при научном руководстве П. М. Ивановского, были доложены на специальной конференции, посвященной режиму дня школьников.

Данные, полученные при массовом обследовании в 1950/51 учебном году, явились исходными для последующего наблюдения за изменениями режима дня.

В большинстве случаев для получения показателей, характеризующих учебную нагрузку и степень упорядоченности режима дня, использовались однодневные опросные листы и недельные хронометражные листы, которые предложил Институт физического воспитания и школьной гигиены, а затем утвердило Министерство здравоохранения. Опросные листы заполняются самими учащимися в присутствии обследователя и педагога, ведущего урок. Результаты, полученные при их обработке, не расходятся с данными недельного хронометража и специальных экспериментальных исследований.

Эти экспериментальные исследования заключаются в том, что группы практически здоровых и средней успеваемости учащихся из числа тех, кто заполнял однодневные и недельные опросные листы, в течение 3-4 недель выполняют домашние задания в школе, в отведенном для этого помещении. Уровень освещенности, воздушно-тепловой режим и подбор мебели по росту учащихся приводятся в соответствие с гигиеническими требованиями. Экспериментатор ежедневно фиксирует начало и окончание работы учащегося над каждым заданием в отдельности и время выполнения всех домашних заданий. Качество выполнения заданий проверяли педагоги на основании ответов учащихся и проверки тетрадей.

Результаты таких неоднократно проведенных наблюдений свидетельствуют о том, что риск ошибочного суждения об учебной нагрузке и режиме дня школьников, по данным однодневных опросных листов, очень мал. Распределение времени, затрачиваемого на учебные занятия, отдых, творческую деятельность, сон и т. д., является достаточно опорно-репрезентативным.

Обследования 1950/51 года показали, что учебная нагрузка у школьников, особенно старших классов, чрезмерно велика: количество уроков в неделю (начиная с III класса) значительно больше, чем предусмотрено нормативами.

Учащиеся третьих классов имели по расписанию пять или все шесть дней по пяти уроков; учащиеся четвертых классов все дни недели имели по пяти или шести уроков. То же отмечалось по средним и старшим классам. Кроме того, 1,5-3 часа в неделю уходило на обязательные дополнительные занятия (литература, математика), уроки же физического воспитания заменялись другими предметами.

Много времени требовали для своего выполнения и уроки, задаваемые на дом. Так, только 1/5 часть учащихся I класса успевали за 45 минут - 1 час качественно выполнить все домашние задания; более половины учащихся IV, V, VII и IX классов затрачивали на приготовление уроков много более того времени, которое может считаться наиболее эффективным для детей и подростков соответственных классов.

Объем домашних учебных заданий, даже при согласовании их между отдельными учителями, был очень большим. Так, например, учащимся девятых классов при условии равномерного прохождения материала необходимо было прочитывать от 17 до 25 страниц текста в день по учебникам литературы, истории, географии; решать от 8 до 11 задач по алгебре, физике; прочитывать от 35 до 40 страниц из произведений классиков русской литературы.

В 1950/51 году только общая продолжительность учебных занятий (без учета времени на общественную работу, творческую деятельность) составляла в младших классах 6-9 часов, средних - 8-10 часов и старших - 10-14,5 часа в сутки.

Такая учебная нагрузка вынуждала учащихся либо некачественно выполнять учебные задания, либо лишать себя отдыха на открытом воздухе, или сокращать продолжительность сна, совсем не заниматься творческой деятельностью.

В 1951/52 учебном году в III классе лишь 11% учащихся бывали на открытом воздухе, в V классах - 17% и IX классах - 8%. Более чем половина учащихся VII и IX классов совсем не отдыхала на воздухе - прогулки, подвижные игры, коньки, лыжи.

Данные, свидетельствующие о слишком большой учебной нагрузке и неупорядоченном режиме дня учащихся в 1950- 1953 учебных годах, были получены также другими авторами.

Так, Б. И. Темкин, обследовавший режим дня и учебную нагрузку учащихся IV-X классов школ г. Куйбышева, указывал, что число часов пребывания учащихся в школе не ограничивалось только количеством уроков, предусмотренных учебным расписанием. Фактическое время пребывания в школе у учащихся старших классов в 35% случаев удлинялось до 7 часов, а у учащихся IV-VI классов - до 5-6 часов. Приготовление уроков требовало ежедневно у учащихся восьмых классов в 64% случаев не менее 3-4 часов, в 19% случаев - 4-5 часов, в 28% случаев - более 5 часов.

Учащиеся IX и X классов ежедневно уделяли самостоятельным учебным занятиям не менее 4-5 часов; лишь в отдельные дни продолжительность приготовления уроков не превышала 3-4 часов. Продолжительность сна учащихся при такой учебной нагрузке сокращалась, равно как не оставалось времени для активного отдыха (лыжи, коньки, подвижные игры).

Таким образом, все данные по режиму дня говорили о том, что возникала настоятельная необходимость пересмотра учебных планов, программ и учебников, сокращения продолжительности учебных занятий учащихся в школе и дома.

В 1954 году общее число учебных часов в неделю для I-IV классов было приведено в соответствие с постановлением «Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школах».

Общее количество часов в неделю было определено для III класса -24 (сокращение по сравнению с предшествующим периодом на 5-6 часов); для IV класса - 26 (сокращение на 4 часа); для VII класса - 32 (сокращение на 2-4 часа); для IX класса - 33-34 часа (сокращение всего на 1-2 часа).

Массовое обследование режима дня и учебной нагрузки в 1954/55 году было проведено в тех же школах, что и в 1951/52 году.

При выполнении всех домашних заданий укладывались в рекомендованное время 83% учащихся III класса, 78% - IV и 60% - IX; 40% учащихся девятых классов тратили на домашние задания 4,5-6 часов, т. е. учебная нагрузка у них все еще оставалась высокой.

Мало изменилось в 1954/55 учебном году по сравнению с 1951/52 годом и распределение времени, затрачиваемого учащимися на приготовление заданий по отдельным предметам. Так, в начальной школе (III-IV классы) учебные задания по арифметике и русскому языку требовали почти одинакового времени. В седьмых классах задания по математике, физике и химии стали требовать для своего выполнения больше времени, чем в 1950/51 году.

В девятых же классах по-прежнему на первом месте стояли задания по литературе, затем математике, истории и географии; задания по остальным предметам требовали для своего выполнения примерно равное количество времени.

Таким образом, в старших классах время, затрачиваемое на учебные занятия в школе и дома, существенно не уменьшилось. В связи с этим не произошло существенных изменений других режимных моментов; лишь несколько увеличилась продолжительность сна у учащихся старших классов. И все же 58% учащихся девятых классов и 48% учащихся седьмых классов затрачивали на сон на 1-3 часа меньше, чем этого требует гигиенический норматив.

Не особенно увеличилось и пребывание на открытом воздухе. Лишь 19% учащихся III-IV классов и 10%-VII-IX классов проводили на воздухе столько времени, сколько рекомендовалось педиатрами и гигиенистами.

Аналогичные данные были получены Московской городской санитарно-эпидемиологической станцией. Было отмечено, что введение новых программ положительно сказалось на режиме дня школьников, в основном младших классов. У учащихся старших классов учебная нагрузка осталась по-прежнему большой. В ряде случаев общая продолжительность учебных занятий в школен дома доходила до 11-12 часов. Учащиеся-девочки старших классов затрачивали на прогулки и сон меньше времени, чем мальчики тех же классов. Между мальчиками и девочками младших классов не было различия в суммарной дневной учебной нагрузке и в продолжительности отдельных компонентов режима дня.

По разным школам Москвы количество детей, не бывающих на воздухе в 1954/55 учебном году, колебалось от 8 до 53%.

А. И. Канчели выявил определенную взаимосвязь между частотой нарушения учащимися режима дня и их академической успеваемостью (имеется в виду успеваемость по общеобразовательным предметам). «Среди 1248 школьников, выполняющих режим дня, отличная успеваемость (во всех классах) отмечалась в 15% случаев, в то время как среди 1452 школьников, не выполняющих режим дня, только в 9% случаев; хорошо успевали 40% школьников, выполнявших режим дня, и 27% не выполнявших его. Посредственно занимались 41% учащихся, соблюдающих режим, и 54% не соблюдающих его. Успевающих слабо среди школьников, выполняющих режим дня, было выявлено 4%, а среди не выполняющих - 9 %».

Неблагоприятное влияние нарушений режима дня на успеваемость школьников старших классов отмечено и другими исследователями. Так, по данным В. Е. Поляк, 57% учащихся, имевших правильно организованный режим дня, успевали на «отлично» и «хорошо»; среди же школьников, не соблюдавших режим, высокая успеваемость была всего лишь в 24% случаев. И наоборот, доля плохо успевающих в первой группе учащихся составляла около 5%, тогда как во второй группе - более 10%.

В 1955/56 и 1956/57 учебных годах имели место примерно те же соотношения времени учебных занятий и других режимных моментов учащихся, как и в 1954/55 году, несмотря на то, что в школах было уже широко введено политехническое обучение: уроки ручного труда - в I-IV классах, труд в столярных и слесарных мастерских - в V-VII классах, машиноведение и электротехника - в VIII-X классах). В этот период массовое обследование режима дня и учебной нагрузки учащихся проводилось НИИ физического воспитания и школьной гигиены с привлечением школьно-санитарных врачей ряда городов. Анализ полученных данных показал, что большинство учащихся не может выполнить все домашние учебные задания за время, рекомендованное гигиенистами.

Так, учащиеся восьмых классов Ростова успевали выполнить уроки дома за 3 часа занятий в 56% случаев, а в девятых - в 58% случаев. То же наблюдалось и среди учащихся старших классов в г. Уфе: успешное выполнение уроков в течение наиболее эффективной продолжительности умственной работы отмечено в 61% случаев. Длительность занятий в воскресенье достигала 5-6 часов.

Довольно высокой в 1956/57 году оставалась учебная нагрузка и у учащихся V-VIII классов школ Украины, о чем свидетельствуют данные В. В. Крыжановской, Е. М. Вайнруб, Г. И. Яковенко и М. С. Приталюк. Приготовление уроков занимало у учащихся пятых классов в 45% случаев 3-4 и более часов, а у учащихся восьмых классов в 40% случаев 4-5 и более часов. В школах, где обучение проходило по особому экспериментальному плану, учебная нагрузка учащихся оказалась еще большей, чем в школах, работающих по учебному плану 1954/55 года.

Учебная нагрузка в этот период хотя и меньшая по сравнению с нагрузкой 1950/51 года, но все еще остающаяся высокой, естественно, сказывалась на режиме дня школьников как средних, так и особенно старших классов. Все гигиенисты считали его недостаточно упорядоченным. В этот период 66% учащихся девятых классов спали меньше, чем рекомендуется гигиенистами; в школах Украины такие учащиеся восьмых классов составляли 57%.

На открытом воздухе учащиеся также проводили меньше времени, чем рекомендуется, а часто вообще не гуляли.

Режим дня воспитанников школ-интернатов был близок к режиму дня учащихся массовой школы.

Большая учебная нагрузка и неупорядоченность режима дня не позволяли многим учащимся уделять время для систематических занятий спортом, музыкой и т. д.

Обследования, проведенные в 1959/60, 1960/61 (старшие классы) и 1961/62 учебных годах, показывают, что пересмотр учебных планов и программ, введение в старших классах производственного обучения не только не уменьшили, но в некоторой мере даже увеличили общую нагрузку учащихся.

В третьих классах количество недельных учебных часов снова было увеличено и доведено до 26 часов (вместо 24 в 1954/55 г.), в четвертых - до 29 (вместо 26), в пятых - до 33 (вместо 32), а в IX-XI - до 36 (вместо 33-34).

В 1959/60 учебном году было проведено выборочное обследование режима дня учащихся по школам в 10 городах. В 1960/61 году наблюдение велось в течение всего года за учащимися девятых классов, производственное обучение которых проходило в г. Москве на металлообрабатывающих и текстильных предприятиях.

В 1961/62 году выборочно обследовался режим дня учащихся в школах Ярославля, Иванова, Рязани, где проводилось погодовое наблюдение индивидуализирующим методом за физическим развитием и состоянием здоровья учащихся массовых школ и школ-интернатов. Учебные занятия, общественная работа, самообслуживание и общественно полезный труд фактически требовали от учащихся:

- третьих классов в 77% случаев 4,5-6 часов (астрономических часов) пребывания в школе;

- четвертых классов в 83% случаев 4,5-6 часов пребывания в школе;

- седьмых классов в 78% случаев 5,5-6,5 и более часов пребывания в школе;

- девятых классов в 89% случаев 5,5-6,5 и более часов пребывания в школе.

При ежедневной 6-часовой учебной (производственной) работе в школе (на заводе) учащиеся старших классов уделяли в 81 % случаев (1959/60 г.) не менее 3 часов на подготовку домашних заданий, в 1960/61 и 1961/62 годах соответственно в 35 и 48% случаев на домашние задания отводилось 3,5-6 часов.

Вынужденные работать дома дольше указанного времени, школьники выполняют задания уже при резко сниженной работоспособности, не обеспечивающей успешного выполнения уроков. Учащиеся становятся невнимательными, сохранение нужной сосредоточенности в работе требует от них прогрессивно нарастающих усилий: на выполнение заданий за пределами наиболее эффективной продолжительности приготовления уроков тратится в 1,5-2 раза больше времени, чем тогда, когда подобные же по трудности и объему задания выполняются в рекомендованное время; нарастает число ошибок в правописании и вычислениях, падает интерес к работе, ухудшается состояние ряда физиологических функций организма; появляются головные боли и сонливое состояние.

У них не остается времени для чтения художественной литературы, занятий музыкой, иностранными языками и спортом.

Так, по данным специального опроса учащихся (около 9000 чел.), проведенного в 1956/57 учебном году в IX классе, занимается музыкой лишь 17 человек из 1000 обследованных. То же отмечается в отношении занятий иностранным языком и спортом.

Все еще имеет место неупорядоченность сна и отдыха на воздухе, преимущественно в старших классах. Так, возрастная продолжительность ночного сна в дни учебных занятий в 1959/60 и 1960/61 годах соблюдалась учащимися девятых классов в 19% случаев. В дни производственного обучения число случаев с сокращенной продолжительностью ночного сна тем больше, чем раньше начало работы на предприятии. При начале работы в 7 часов в 92% случаев, а при начале работы в 8 час. 30 мин. в 13% случаев учащиеся не досыпают 2-3 часа. В случаях раннего начала работы на заводе у учащихся оказывается неупорядоченным питание.

В течение 8 лет учащиеся завтракали ежедневно около 8 часов утра. В IX же классе в дни производственного обучения учащиеся встают рано и уходят на производство без завтрака, так как не имеют желания есть.

Достаточный по времени отдых на воздухе имел место у учащихся в 1959/60 году только в 10%, а в 1961/62 учебном году в 2% случаев. В учебные дни в 58-51% случаев учащиеся IX-XI классов совсем не уделяют времени для отдыха на воздухе.

Наши наблюдения последних лет, так же как и предыдущие, подтверждаются данными других исследователей.

Многолетняя неупорядоченность режима дня: большая нагрузка в школе и дома, систематическое недосыпание, недостаточный отдых - не проходит бесследно для организма ребенка.

Изучение состояния здоровья и физического развития учащихся школ гг. Москвы и Глухово за 15 лет показывает улучшение физического развития учащихся и некоторых показателей состояния здоровья.

До 96% детей поступает в школу с хорошим и средним физическим развитием; 85% учащихся первых классов и почти 100% учащихся старших классов имеют нормальное и выше нормы содержание гемоглобина в крови, хорошо упитанны, отмечается нормальное половое созревание, снижение активных форм туберкулеза. Благоприятные изменения в физическом развитии и в указанных показателях состояния здоровья объясняются исключительно повышением материального благосостояния населения (улучшение питания, жилищно-бытовых условий и т. д.).

Наряду с благоприятными изменениями в физическом развитии и состоянии здоровья некоторые его показатели уже в течение многих лет не дают заметных положительных изменений. К числу таких показателей особо следует отнести: близорукую рефракцию и нарушения осанки (сколиоз и др.).

Указания на значительную распространяемость близорукой рефракции среди учащихся школ имеются во многих работах гигиенистов и офтальмологов. Уже Ф. Ф. Эрисман, изучавший в 1870 году состояние зрения учащихся С.-Петербурга, указывал, что близорукую рефракцию имело около 30% обследованных. Подобные же исследования были проведены и по другим городам. Оказалось, что распространенность близорукой рефракции среди учащихся составляла 37% в г. Тифлисе, 35% в г. Москве, 21% в г. Воронеже, 21% в г. Кутаиси. По данным Г. В. Хлапина, в г. Москве в 1905- 1906 годах близорукая рефракция была диагностирована среди учащихся первых классов в 10% случаев, четвертых- 15% случаев и седьмых - 22% случаев.

В 1925/26 учебном году в Москве, по данным Кацнельсона, среди учащихся 12-летнего возраста близорукая рефракция была установлена в 25% случаев, у 15-летних - в 31%) случаев и у 18-летних - в 30% случаев.

В 1949-1954 годах на основании массового обследования состояния зрения школьников многих городов пониженная острота зрения и близорукая рефракция отмечались в 10-30% случаев.

По данным Научно-исследовательского института физического воспитания и школьной гигиены, с 1945 по 1959 учебные годы частота распространенности близорукой рефракции увеличивается у учащихся от младших классов к старшим. Некоторая часть детей, отмечает профессор А. Г. Цейтлин, приходит в школу, имея уже близорукую рефракцию.

Среди учащихся школ г. Харькова, по материалам обследования 1955/56 учебного года, также отмечается рост близорукой рефракции от младших к старшим классам. Так, А. А. Сычев указывает, что число близоруких резко увеличивается при переходе из IV в V и из VII в VIII классы. Если в I классе близорукая рефракция была у учащихся в 4% случаев, а в IV - в 7% случаев, то в V классе она уже констатировалась в 10% случаев, в VIII -в 16% случаев, а в X - в 23,8% случаев. Автор справедливо связывает такое явление с возрастающей от класса к классу, и особенно на V и VII годах обучения, учебной нагрузкой.

Е. М. Белостоцкая, сопоставляя данные своих наблюдений по распространенности близорукой рефракции среди учащихся городских и сельских школ, отметила у последних это отклонение в меньшем числе случаев (11%), чем у первых (22%).

Помимо того, что у учащихся сельских школ был более благоприятный, чем у городских школьников, уровень естественной освещенности учебных помещений, автор склонен объяснять выявленные им различия в распространенности близорукой рефракции и другими, весьма важными факторами. У учащихся сельских школ оказалась меньшей, чем у городских, учебная нагрузка, меньше было домашних заданий, отсутствовали дополнительные занятия в помещении, что имело место у школьников города, и наконец, учащиеся сельских школ больше времени проводили на воздухе, отдыхая или выполняя посильную физическую работу.

Таким образом, и в этой работе частота близорукой рефракции у учащихся в определенной мере поставлена в связь с уровнем учебной нагрузки и степенью упорядоченности режима дня.

В эту же связь может быть поставлена частота другого отклонения - нарушения осанки. По данным профессора А. Г. Цейтлина, этот вид отклонения в состоянии костно-мышечной системы учащихся, так же как и частота близорукой рефракции, нарастает от младших классов к старшим. Из общего количества детей, поступающих в I класс, нарушения осанки в разные годы наблюдались в 5-14% случаев. Далее частота нарушений осанки обнаруживает особый рост в конце первого и четвертого года обучения. В V-VII классах интенсивность нарастания частоты нарушений осанки заметно снижается и в последних, старших классах выражена крайне незначительно. Однако же в старших классах, по данным обследования в различные годы, нарушения осанки констатируются в 17-25% случаев.

Из ряда внешних факторов, которые могут способствовать развитию нарушений осанки, особый акцент зачастую делается на уровне освещенности учебных помещений и степени соответствия оборудования росту обучающихся. Не умаляя важности этих условий, следует все же доминирующее значение признать, видимо, за большой учебной нагрузкой и неупорядоченным у школьников режимом дня.

Длительное вынужденное положение тела (в позе сидя), которое учащиеся должны сохранять на протяжении всех 6-10 часов учебных занятий (суммарно работа в классе и дома), обусловливает малую двигательную активность и большую статическую нагрузку на костно-мышечный аппарат ребенка, что в еще большей мере усугубляется недостаточным отдыхом и малым пребыванием на воздухе.

В наибольшей степени все это, очевидно, сказывается на детях, имеющих какие-либо предрасполагающие к тому эндогенные факторы, перенесенные в раннем детстве глубокие нарушения в процессах обмена веществ. Чаще всего частота нарушений осанки у школьников связывается с частотой распространенности среди них остаточных явлений рахита.

Воспользовавшись данными В. Г. Ужви, полученными при изучении физического развития учащихся сельских школ генерализирующим методом, и применив способ вычисления коэффициента согласия, а также коэффициента ассоциации, удалось проследить степень этой связи во всех возрастных группах школьников.

От 7 до 17 лет при числе степеней свободы, равном единице, величина коэффициента согласия (наименьшая - 22, наибольшая - 127) более чем с третьей степенью достоверности указывает на наличие связи между распространенностью нарушений осанки учащихся и частотой среди них же остаточных явлений рахита, перенесенного в раннем детстве.

Не единичны в литературе указания о взаимозависимости состояния здоровья, особенностей изменения некоторых показателей физического развития и состояния высшей нервной деятельности. Среди учащихся, которые имели крайне неупорядоченный режим дня (сокращение сна и отдыха на воздухе, большая нагрузка), отклонения в состоянии здоровья были выявлены почти в 18% случаев. В то же время среди школьников, имевших относительно более упорядоченный режим дня, т. е. менее выраженные и более редкие нарушения продолжительности сна и отдыха, подобные же отклонения в здоровье встречались в 11 % случаев.
 
В. Г. Хион обратил внимание на различие в уровне физического развития и приросте отдельных антропометрических показателей двух групп 8-9-летних детей, имеющих режим дня разной степени упорядоченности. Первая группа - занималась в первую смену и имела более упорядоченный режим дня (регулярное питание, достаточную продолжительность сна и пребывания па воздухе, а следовательно, и большую двигательную активность) по сравнению со второй группой детей, занимающихся во второй смене. Учащиеся первой группы дали большие прибавки в антропометрических показателях, чем учащиеся второй группы.

Р. В. Силла, изучавший динамику показателей высшей нервной деятельности учащихся I-III классов при разной продолжительности их домашней учебной работы, показал, что у тех из них, у которых она была больше, взаимодействие сигнальных систем было хуже.

Таким образом, отсутствие положительных изменений в одних показателях и ухудшение других, характеризующих состояние здоровья, физическое развитие и работоспособность учащихся, в большой степени вероятности связано с понижением в ряде случаев общей и иммунобиологической реактивности организма. Неупорядоченный в течение многих лет режим дня играет здесь, как видно, не последнюю роль.

Педагоги, гигиенисты и физиологи должны совместно направить свои усилия на нормализацию общей (суммарно школа и домашние уроки) нагрузки учащихся всех возрастных групп, особенно же старших классов.

К нормализации учебной нагрузки, несомненно, смогли бы привести и другие меры, в частности использование других, более совершенных, чем ныне действующие, методов преподавания. Это позволило бы учащимся полнее усваивать материал в процессе классных занятий и меньше сидеть за приготовлением уроков дома.

Сокращение продолжительности приготовления уроков дома позволит учащимся больше времени уделять активному отдыху на воздухе - отдыху, проводимому в играх и спортивных развлечениях, что, как показывают многочисленные исследования и наблюдения, способствует гармоническому развитию развивающегося организма ребенка и повышает его работоспособность.


Еще по теме:


Sownlwp, 14.04.2024 01:49:42
Спасибо предназначенных для снабжения этого рода фантастически данные.  Посетите также мою страничку

посмотрите и мою страничку и дайте ей оценку

https://ankecollee9082139984.bloggersdelight.dk/2024/02/09/%d1%8f%d0%bd%d1%83%d0%b0%d1%80%d0%b8-%d0%bd%d0%b0-%d0%bf%d1%85%d1%83%d0%ba%d0%b5%d1%82-%d0%be%d1%82%d0%ba%d1%80%d0%b8%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%b5-%d0%bd%d0%b0-%d0%b1%d0%be%d0%b6%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b2/ пукет симиланските острови
https://www.kino-ussr.ru/user/MaureenMoonlight/ пукет и островът на костенурките
https://zenwriting.net/2f77mm7fu9 хотели тайланд пукет
https://learning.lgm-international.com/forums/users/alfredashcraft/ времето в пукет тайланд

=pat=
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: