Обезболивание в гинекологии


Еще недавно применение обезболивающих средств при различных оперативных вмешательствах в гинекологии рассматривалось многими клиницистами и теоретиками преимущественно с органолокалистических позиций в отношении фармакодинамических свойств наркотиков и аналгетиков. Подобного рода механистический подход в решении такой сложной проблемы, как обезболивание, основывался на абстрактных представлениях о специфическом действии лекарственных веществ на клетку и рецепторный аппарат без учета состояния организма в целом.

В полном противоречии с подобным мировоззрением находится учение И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. Е. Введенского, А. А. Ухтомского, которые подходили к познанию природы раздражающего действия разнообразных агентов с точки зрения их влияния на организм в целом. Согласно материалистическим представлениям классиков русской физиологии, действие раздражающих веществ на организм нельзя рассматривать как стабильный процесс, так как характер действия в значительной степени зависит от состояния внешней и внутренней среды организма.

Иными словами, проблема физиологического раздражения разрешается как сложная взаимозависимость раздражителя, организма в целом и условий внешней и внутренней среды.

Вот почему применение обезболивающих средств должно предусматривать строгий анализ и учет многих факторов: состояние организма в данный момент и в первую очередь функциональную направленность его нервной системы, реактивную способность организма на действие обезболивающих средств, а в зависимости от этого следует учитывать и количественно-качественное соотношение обезболивающих веществ.

Величайшим событием в истории физиологии является открытие И. М. Сеченовым внутрицентрального торможения в координационной деятельности нервной системы. Последовательным развитием физиологической мысли в этом направлении являются работы Н. В. Введенского, в которых была вскрыта сущность и внутренняя природа торможения. Именно русским физиологам принадлежит ведущая роль в мировой физиологической науке в изучении проблемы торможения.

Особое освещение проблема торможения в деятельности коры больших полушарий головного мозга получила в работах И. П. Павлова, которые являются классическими и непревзойденными по глубине мысли.

И. П. Павлов дал не только более широкое и глубокое изучение указанной проблемы, но он создал новое представление о роли торможения как охранительной при физиологических состояниях нервных клеток и охранительно-целебной роли - при патологических состояниях. Так, естественный сон он рассматривал как проявление охранительного торможения и по этому поводу писал: «С одной стороны, постоянно, наравне с процессом раздражения, участвуя в разнообразной деятельности животного во время бодрого состояния, торможение, с другой стороны, также постоянно является в роли охранителя реактивнейших клеток организма, клеток коры больших полушарий, защищая как специально против чрезвычайного напряжения их деятельности при встрече с очень сильными раздражениями или при длительном повторении хотя бы и не сильных раздражений, так и обеспечивая им необходимый покой после ежедневной нормальной работы в виде сна».

Совершенно очевидно, что при патологических состояниях организма имеет место снижение тормозных процессов в коре мозга благодаря своеобразной атаке, которой подвергаются клетки центральной нервной системы (особенно коры больших полушарий) в связи с постоянным поступлением импульсов из внутренних органов и внешней среды. Поэтому в качестве терапевтической меры клиницисты с большим успехом применяют сонную терапию и при помощи различных лекарственных средств добиваются усиления процессов торможения.

Таким образом, на основании учения И. П. Павлова об охранительном торможении при патологических состояниях организма усиление торможения может быть достигнуто применением различных лекарственных средств. Применяя обезболивание при различных оперативных вмешательствах, мы тем самым создаем торможение в коре головного мозга а охраняем центральную нервную систему от потока болевых импульсов.

Подобного охранительного торможения мы достигаем в одних случаях при помощи глубокого наркотического сна, а в других - методами местного обезболивания.

Естественно, возникает вопрос, какой же метод обезболивания является предпочтительным - местное обезболивание или глубокий наркотический сон.

Не подлежит сомнению, что обезболивание с выключением сознания оперируемого больного является наиболее шалящим методом Однако это положение не исключает применения местного обезболивания, тем более, что местное обезболивание нельзя рассматривав узколокалистически, так как оно, несомненно, включает элементы общего обезболивающего действия вследствие предотвращения потока болевых раздражений, идущих от органов к коре мозга.

В каждом отдельном случае выбор вида и метода обезболивания должен быть строго индивидуализирован в зависимости от общего состояния больного, реактивности его нервной системы.

Применению любого вида обезболивания должна предшествовать соответствующая подготовка больного к предстоящей операции. В числе мероприятий в этом направлении большое значение следует придавать воздействию словом (вторая сигнальная система) - (психопрофилактическая подготовка). В качестве обязательного мероприятия следует также считать усиление тормозных процессов при помощи медикаментозных средств (за 2-3 дня до операции назначение брома, урегулирование и усиление сна применением люминала, веронала), а за 30 минут до предстоящей операции - введение под кожу 1 мл 2% раствора пантопона. Во время операции как при местной анестезии, так и при ингаляционном неингаляционном наркозах применение кофеина показано не только с точки зрения воздействия на сердечно-сосудистую систему, но и с точки зрения регулирования процессов возбуждения и торможения в головном мозгу.
 
Исключительно велика роль охранительно-целебного торможения и в послеоперационном периоде, так как оно способствует нормализации жизненных функций организма: улучшаются процессы заживления раневой поверхности, обеспечивается отдых больному организму, экономятся силы больного.

Охранительно-целебное торможение в послеоперационном периоде приводит к нарушению связи с внешними раздражителями и ограничивает поступление в кору больших полушарий различного рода импульсов с многочисленных рецепторных аппаратов внутренних органов.

Практика показывает, что послеоперационный сон способствует предотвращению ряда таких осложнений, как, например, метеоризм, расстройство мочеотделения, нормализует дыхание, сердечную деятельность и терморегуляцию.

Для создания послеоперационного сна показано применение препаратов производных барбитуровой кислоты (гексевал, пентотал, люминал), особенно в сочетании с препаратами коркового действия (бром, алкоголь).

Различают следующие виды обезболивания при гинекологических операциях: 1) ингаляционный наркоз (эфир, хлороформ, хлорэтил, закись азота, циклопропан); 2) неингаляционный наркоз (гексенал, пентотал); 3) местная анестезия (спинномозговая, интрадуральная, перидуральная, эпидуральная, пли сакральная, инфильтрационная, инфильтрационно-проводниковая, охлаждение).

Независимо от того, какой вид обезболивания будет применен в каждом конкретном случае, врач должен всегда помнить следующие основные положения:

1) обезболивание проводится в обязательном порядке при любых оперативных пособиях, какими бы они ни казались малыми и кратковременными;

2) выбор того или иного метода обезболивания должен быть строго индивидуализирован; интересы больной должны стоять на первом месте;

3) больная должна быть поставлена в известность о характере обезболивания еще накануне операции, чтобы оградить ее от излишних переживаний и догадок относительно характера предстоящего обезболивания;

4) больная доставляется в операционную в сопровождении врача (наркотизатора) или сестры только тогда, когда все подготовлено для предстоящего обезболивания и операции; никаких томительных ожиданий для больной в операционной не должно быть;

5) если предстоящая операция будет проводиться под местной анестезией, то это обязывает хирурга и всех присутствующих в операционной к строжайшей дисциплине; исключаются всякие разговоры относительно недостатков намеченного хирургом вида и метода обезболивания, чтобы оградить больную от излишних психических травм;

6) прежде чем приступить к обезболиванию, врач (хирург, анестезиолог) должен хорошо познакомиться с техникой применяемого обезболивания, с показаниями и противопоказаниями, а также с мероприятиями по борьбе с возможными осложнениями;

7) всякое заявление оперируемой о болевых ощущениях должно восприниматься хирургом как непреложный факт и хирург обязан обеспечить дополнительную анестезию; никаких упреков по адресу больной со стороны хирурга и наркотизатора не должно иметь места;
 
8) смена анестезиолога во время операции недопустима; анестезиолог сопровождает больную в послеоперационную палату и дает сестре необходимые указания по уходу за нею в первые часы после операции.


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: