Менструальная функция у женщин, работающих на транспорте


Специальные гинекологические обследования с целью изучить особенности патологии половых органов у работниц городского и железнодорожного транспорта производились неоднократно.

Частота наблюдаемых у них нарушений менструальной функции, по различным данным, полученным при обследовании одних и тех же профессиональных контингентов женщин, колеблется в широких пределах.

Некоторые авторы находили неправильные месячные у всех или у подавляющего большинства обследованных. Другие указывают на сравнительно небольшую частоту этой патологии. З. А. Шварева с соавторами обнаружила различные расстройства менструального цикла только у 17% работниц, О. И. Барсукова - у 12,7%, Б. Я. Дондыш - у 17,7 - 20,4%. Столь большие колебания величины этого показателя объясняются различной методикой обследования и обработки материала, а также рядом особенностей местных условий труда. Кроме того, очень важное значение принадлежит характеру и параметрам самой вибрации. Чем больше выраженность данного фактора, тем сильнее при прочих равных условиях его отрицательное влияние на течение менструальной функции. В частности, у кондукторов автобусов, которые подвергаются воздействию толчкообразных сотрясений значительной амплитуды, боли в пояснице и внизу живота во время месячных встречаются, по данным Е. Ц. Андреевой, О. А. Григоровой и Н. Ф. Окуневой значительно чаще, чем у вагоновожатых и кондукторов трамваев (23,5-25,6%).

Помимо ухудшения самочувствия в период менструации, работа на транспорте способствует также возникновению альгодисменореи и меноррагии. Очень важно отметить, что указанные расстройства имеют, как правило, нестойкий характер. Они наблюдаются только во время выполнения соответствующей работы и постепенно исчезают при длительном отдыхе или при перемене профессии.

Вопрос о зависимости более частой патологии месячных у вагоновожатых, кондукторов, шоферов и проводниц от их производственного труда решается авторами по-разному. Причем некоторые из них считают, что нет достаточных объективных данных для того, чтобы отнести найденные нарушения за счет влияния профессиональных факторов. Однако большинство исследователей на основании сравнительных данных и учета первых признаков заболевания вскоре после начала работы ставят возникновение этих расстройств в связи с выполняемым трудом. Одной из непосредственных причин, нарушающих правильное течение менструальной функции у работниц вышеперечисленных профессий, является длительное сотрясение тела. Но нельзя забывать, что в труде работниц, обслуживающих местный и железнодорожный транспорт, помимо вибрации, имеются и другие вредные профессиональные факторы, которые также могут служить причиной неправильного течения месячных. К таких факторам, в частности, относятся: длительная работа сидя или стоя, возможность переохлаждения, нервное и физическое напряжение, вынужденная задержка мочеиспускания. Кроме того, очень большое значение в появлении патологических менструальных циклов принадлежит индивидуальным особенностям организма работниц и прежде всего их половой сферы.

Таким образом, следует признать, что различные расстройства этой функции являются следствием влияния всего комплекса неблагоприятных производственных факторов и наблюдаются чаще всего у женщин, предрасположенных к их возникновению (гинекологические заболевания в анамнезе и т. д.). Поэтому, наряду с мероприятиями по улучшению санитарно-гигиенических условий труда на транспорте, необходимо проводить строгий профессиональный отбор при приеме на работу, своевременно выявлять и лечить гинекологических больных, а также правильно их трудоустраивать.

Как видно из сравнения однородных данных вышеприведенных авторов, в настоящее время наблюдается заметное снижение частоты патологических процессов половой сферы и, в частности, расстройств менструальной функции у женщин, занятых на транспорте. Это объясняется тем, что условия труда в данной отрасли народного хозяйства существенно изменились к лучшему, в том числе и в отношении производственной вибрации. Булыжные мостовые уступили место асфальту и другим более совершенным видам дорожных покрытий, далеко вперед шагнула техника строительства железнодорожных путей, созданы новые, удобные конструкции автобусов, троллейбусов и трамваев с прекрасными амортизационными свойствами.

Указанные изменения, наряду с ростом материального уровня жизни населения и достижениями медицины, явились основой для наблюдаемого оздоровления половой сферы у работниц соответствующих профессий.


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: