Детородная функция у текстильщиц



По Б. Г. Саядяну преждевременные роды в 6% случаев, а по Р. Ф. Бродскому в 10,1% являются следствием гриппа и гриппозной инфекции.

По мнению В. С. Груздева, А. Орлова, А. М. Агаронова и многих других, преждевременное прерывание беременности часто является результатом недоразвития матки. Среди обследованных нами текстильщиц две работницы основной группы страдали привычным недонашиванием беременности, по-видимому, вследствие инфантилизма половых органов. В анамнезе остальных 43 женщин основной и 18 контрольной группы не было указаний на причину преждевременных родов. Необходимо подчеркнуть, что никто из них не связывал преждевременное прерывание беременности с профессиональным трудом.

Одни преждевременные роды были у 49 работниц основной и у 17 работниц контрольной группы; дважды они имели место у одной женщины основной и у одной женщины контрольной группы; трижды преждевременные роды наблюдались в двух случаях в основной и в трех случаях в контрольной группе.

Только преждевременные роды имели 11 текстильщиц основной и 5 контрольной группы. У остальных работниц, кроме преждевременных родов, имели место и срочные роды или аборты.

Первая беременность закончилась преждевременными родами у 31 женщины в основной группе и у 10 в контрольной группе. Невынашивание беременности после срочных родов наблюдалось только в пяти случаях в первой и в двух случаях во второй группе. После аборта преждевременные роды наступили у 16 работниц основной и у 9 работниц контрольной группы. Таким образом, преждевременные роды наблюдались почти исключительно у первобеременных и у женщин, перенесших аборты. Большинство авторов считает, что в группе женщин, имевших преждевременные роды, существует лишь незначительное преобладание первобеременных (по А. П. Николаеву, не более чем на 10%). По данным И. И. Климца, первобеременные среди таких женщин составили около 2/3 в основной группе и около половины в контрольной группе. Столь заметное преобладание первобеременных объясняется тем, что у большинства текстильщиц, у которых преждевременными родами закончилась первая беременность (или они последовали за абортом) были признаки недоразвития внутренних половых органов. Они проявлялись в позднем наступлении первых месячных (после 17 лет) и неправильном их течении (нерегулярные, болезненные, скудные). Среди имевших преждевременные роды в основной группе таких женщин было 36, в контрольной-12. Несомненно, что на исход первой беременности у этих работниц оказало свое влияние некоторое недоразвитие у них полового аппарата.

Что касается тех случаев, где невынашиванию беременности предшествовал аборт, то они составили в основной группе около 1/3, а в контрольной почти половину от общего числа имевших преждевременные роды.

Искусственные выкидыши в анамнезе, по единодушному мнению всех авторов, часто служат непосредственной причиной невынашивания.

По данным Я. А. Дульцина, у женщин, не имевших абортов, преждевременные роды наблюдались в 6,6% случаев, в то время, как у женщин, имевших в анамнезе выкидыши, количество таких родов достигало 18,1%. И. Ф. Жорданиа, А. Л. Каплан, П. А. Белошапко и многие другие считают, что предшествующие аборты значительно повышают частоту невынашиваемости.

М. А. Петров-Маслаков показал, что искусственное прерывание беременности, производимое посредством операции выскабливания матки, особенно при ее гипоплазии, приводит к нейрогенной дистрофии половых органов, а последняя, в свою очередь, может явиться причиной преждевременных родов.

Увеличение числа работниц, не доносивших беременность, в основной группе (12,5% против 6,1% в контрольной группе) относится главным образом за счет тех женщин, у которых имеются признаки инфантилизма внутренних половых органов, и тех, у которых преждевременным родам предшествовал аборт. Если их исключить, то число текстильщиц с неустановленной причиной преждевременных родов будет равно в основной группе 7 (1,6%), а в контрольной - 6 (1,8%), т. е. станет примерно одинаковым для работниц обеих групп. Число преждевременных родов у текстильщиц основной группы оказалось несколько большим, чем в контрольной группе.

Однако и эта разница вполне объясняется теми особенностями половой сферы, которые были обнаружены у работниц, имевших в анамнезе преждевременные роды, и о которых говорилось выше. Если редуцировать все случаи преждевременных родов, причину наступления которых можно связать с чисто акушерскими факторами (многоплодие) или патологическим Состоянием половых органов (инфантилизм, воспалительные процессы и др.), то частота невынашиваемости у женщин обеих групп будет также примерно одинаковой (5,5 и 4,3%). Важно указать далее, что даже максимальный процент преждевременных родов у обследованных текстильщиц (7,1) не превышает средних цифр.

Е А. Ивенская отмечает преждевременные роды в 8,0%, А. А. Кононова и В. Т. Шверина в 15,6%, Н. М. Ковалева в 11,5-12,1%. На материале Я. А. Дульцина они встретились в 8,5% родов. По Р. Ф. Бродскому, невынашивание имело место в 8,9%, по И. Л. Давиденко - в 9,4%.

Таким образом, в настоящее время нет достаточных оснований говорить о каком-либо неблагополучии в отношении частоты преждевременных родов у текстильщиц.

Преждевременные роды среди обследованных нами чаще всего наблюдались у молодых работниц.

Из 57 преждевременных родов, имевших место у работниц основной группы, 34 были у женщин моложе 30 лет. Из 28 преждевременных родов в контрольной группе на этот возраст падает 12.

На преобладание среди невынашивающих женщин лиц молодого возраста указывают многие акушеры. Н. Н. Письменный считает, что преждевременные роды чаще всего встречаются у молодых матерей. Такого же мнения придерживаются Я. А. Дульцин, Б. Я. Динец, А. П. Николаев, Б. Г. Саядян, Р. Ф. Бродский и многие другие авторы.

На основании вышеизложенного следует считать, что производственный труд не может служить прямой причиной преждевременного прерывания беременности у текстильщиц. Невынашивание у них объясняется в основном теми факторами, которые фигурируют в качестве наиболее частых причин этой патологии (инфантилизм, воспалительные процессы, перенесенные аборты и др.).

У работниц, имеющих указанные изменения половых органов, хроническое воздействие вибрации в комплексе с другими неблагоприятными факторами профессионального труда может, по нашему мнению, лишь способствовать наступлению самопроизвольного выкидыша или преждевременных родов.

Ряд авторов находили у текстильщиц увеличение различных видов патологии беременности и связывали ее возникновение с действием профессиональных вредностей. Однако в настоящее время и в этом отношении не удается обнаружить сколько-нибудь заметного неблагоприятного влияния работы на текстильных предприятиях.

На основании разработки индивидуальных карт беременных нами установлено, что осложненная беременность у ткачих фабрики им. Ногина наблюдалась в 28,6%, у прядильщиц - в 25,0%.

Следует отметить, что патологическое течение беременности не связано с детальной профессией текстильщиц и как показывают наблюдения, зависит в основном от чисто акушерских факторов. У первородящих работниц осложненная беременность встретилась примерно в 2 раза чаще, чем у повторнородящих. Наиболее частым заболеванием у них была рвота беременных (27,4 - 23,5%), которая у повторнородящих встречалась во много раз реже (4,1-5,9%). Указанные цифры нельзя считать высокими, так как беременные и особенно первородящие очень часто страдают этой формой токсикоза. Токсикозы второй половины беременности также чаще наблюдались у первобеременных, хотя количество их у текстильщиц не превышает средних цифр.

Если взять наиболее характерную и чаще всего встречающуюся форму поздних токсикозов - нефропатию, то у первородящих она наблюдалась в 3,2 - 2,6%, а у повторнородящих в 1,0-1,5%, т. е. вдвое реже. По В. Цангемейстеру, нефропатия встречается у 2,7% первородящих и у 1,7% повторнородящих, по Г. Г. Гейгеру - у 2-3% всех беременных.

Следующим осложнением, одинаково часто (в 9,1-9,3%) встречающимся как у перво-, так и у повторнородящих работниц, является угрожающее прерывание беременности.

Из 53 первородящих ткачих и 37 прядильщиц, имевших указанное осложнение, 46 женщин среди первых и 32 среди вторых являлись первобеременными. Остальные (7 ткачих и 5 прядильщиц) были повторно беременными и в прошлом имели аборты. Все первобеременные являлись молодыми женщинами в возрасте до 30 лет, причем у многих из них (у 28 ткачих и 16 прядильщиц) были отмечены признаки гипоплазии внутренних половых органов (позднее начало и неправильное течение месячных, позднее наступление первой беременности, привычное невынашивание).

Что касается повторнородящих текстильщиц, у которых имели место явления угрожающего прерывания беременности, то у них у всех в анамнезе были аборты.

Следовательно, все случаи угрожающего выкидыша и угрожающих преждевременных родов относятся или к первобеременным с признаками недоразвития внутренних половых органов, или к работницам, имевшим ранее аборты.

Эти данные подтверждают высказанный ранее взгляд о причинах невынашивания беременности у текстильщиц.

У первородящих текстильщиц наибольший удельный вес среди различных осложнений беременности имеют ранние токсикозы (50,8-52,3%), затем следуют поздние токсикозы (18,6- 12,3%) и угрожающее прерывание беременности (17,7-19,1%).

У повторнородящих токсикозы беременности отодвигаются на второй план и первое место занимает угрожающее прерывание беременности (30,4 - 33,3%). Последнее, по-видимому, связано с тем, что у повторнородящих в анамнезе чаще встречаются аборты и воспалительные заболевания внутренних половых органов (эндометриоз и др.).

Таким образом, и при анализе осложнений беременности не удается выявить каких-либо специфических особенностей их у текстильщиц.

Некоторые авторы отмечают отрицательное влияние профессионального труда текстильщиц на течение родового акта. А. П. Говоров утверждает, что производственный труд способствует удлинению у них родового акта, причем у ткачих больше, чем у работниц других текстильных специальностей. Продолжительность родов, по его данным, для первородящих ткачих равна 21-28 часам, для повторнородящих - 14-18 часам, для прядильщиц соответственно 20-26 и 14-17 часам, а для прочих работниц текстильного производства - 20-25 и 15-16 часам.

Н. М. Вавилова нашла, что продолжительность первого и второго периодов родов у ткачих почти на 2 часа больше, чем у домохозяек.

Подобно А. П. Говорову и Н. М. Вавиловой, Т. О. Орлова, А. И. Лепсис и М. Д. Тарасова также отмечают удлинение продолжительности родов как для перво-, так и для повторнородящих ткачих. Средняя продолжительность родового акта, вычисленная ими для первородящих ткачих, равна 21,7, для повторнородящих - 11 часам, в то время как для домохозяек она была значительно меньшей (особенно для первородящих) и равнялась 16 и 10,2 часам.

Однако не все авторы считают, что профессиональная работа текстильщиц отрицательно сказывается, на продолжительности родового акта. Л. С. Троицкая, А. Г. Спектор, В. Л. Мхитарьянц, Е. Н. Зеленова не могли отметить разницы в продолжительности родов у прядильщиц по сравнению с домохозяйками.

По нашим данным, средняя продолжительность родового акта у ткачих и прядильщиц в настоящее время значительно меньше той, которая приводится многими акушерами как для женщин вообще, так и отдельно для текстильщиц. Наблюдаемое в настоящее время некоторое укорочение продолжительности родов является, по-видимому, следствием больших успехов в деле родообезболивания и родоускорения.

Точно так же, в настоящее время у текстильщиц не отмечается и увеличения частоты осложнений родового акта, в частности гипотонических кровотечений, о которых в свое время писали Т. О. Орлова, А. И. Лепсис, М. Д. Тарасова и Л. С. Троицкая с соавторами. Они находили указанную патологию в 3,1-8,8% родов. По наблюдениям И. И. Климца, гипотоническое кровотечение у текстильщиц встречается значительно реже (0,4-1,9%).

По его же данным, первое место среди осложнений родового акта как у первородящих, так и у повторнородящих работниц этой профессии занимает преждевременное отхождение вод (39,1-44,5%)., Далее у первородящих следуют угрожающая асфиксия плода (12,1-15,4%) и угрожающий разрыв промежности (11,7-14,1%), а у повторнородящих - кровотечение в послеродовом периоде (25,0-27,8%).

Отдельные авторы рассматривают как следствие профессионального труда и неправильное положение плода. К. Е. Ефимов утверждает, что поперечное положение плода обусловливается тяжелой физической работой в вынужденном положении тела, а все остальные причины (узкий таз, отвислый живот, предлежание плаценты и др.) являются только предрасполагающими.

Страница 3 - 3 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: