Исследование слуха речью, слова для проверки слуха


Разговорная речь в 9 раз громче шепотной, и обычно пользуются шепотной речью. Расстояние между исследователем и испытуемым определяет порог слышимости данного человека. Зная, что нормально слышащий человек воспринимает шепотную речь из низких звуков на расстоянии 5-6 м и дискантовую речь на расстоянии 15-20 м, можно определить остроту слуха исследуемого.

При поражении слуха пороги повышаются. Слова, употребляемые для исследования, состоят из слов басовой группы (низкие звуки) и из слов дискантовой группы (высокие звуки). Слова с басовой группой, предложенные В. И. Воячеком, - вон, вор, вру, врун, лор, мну, но, ну, он, ром, ворон, руно, умно. Слова дискантовой группы: ай, ой сжечь, чай, чей, еще, закись, час.

Больной не должен видеть губы исследуемого, лучше всего предложить ему закрыть глаза и повернуть его боком - исследуемым ухом к врачу, предварительно закрыв противоположное ухо пальцем или вложить в ухо ватку, смоченную водой. Исследующий становится на возможно дальнем расстоянии от исследуемого и произносит нужное слово шепотом на остаточном воздухе после выдоха. Исследование шепотом на выдохе производится потому, что шепот при таком способе у разных исследователей получается приблизительно одинаковым. Если исследуемый не слышит и не повторяет вслух названного слова, то исследующий приближается к нему на один шаг и повторяет то же слово до тех пор, пока больной не услышит его и не повторит вслух. Затем таким же способом произнося слова другой дискантовой группы и выяснив таким же способом состояние слышимости одного уха, переходят к исследованию другого уха.

Если больной не воспринимает шепотной речи на расстоянии, необходимо проверить восприятие ее на близком расстоянии, выключив второе ухо трением ладони на ушной раковине. Если же снижение слуха достигает такой степени, что больной не слышит шепотной речи, то нужно выяснить, на каком расстоянии он воспринимает громкую речь. При этом второе ухо заглушается трещеткой Барани.
 
Частота и интенсивность человеческой речи очень вариабельны, и это значительно снижает ценность исследования слуха речью.

Этот метод исследования дает возможность, выяснив, какая группа звуков хуже слышится больным, судить о том, какая часть слухового анализатора поражена: при нарушении слышимости низких звуков чаще всего поражен звукопроводящий аппарат, а при нарушении слышимости высоких звуков обычно страдает звуковоспринимающий аппарат. Объясняется это тем положением, что орган слуха человека в несколько тысяч раз чувствительнее к высоким звукам, чем к низким, и для проведения высоких звуков состояние наружного и среднего уха не играет такой роли, как для проведения низких звуков. Сравнительно низкая чувствительность органа слуха к низким тонам компенсируется усилением звука при прохождении через среды среднего уха (воздух, система косточек). В связи с этим при заболевании звукопроводящего аппарата (наружного и среднего уха) снижается чувствительность к низким звукам.

Если исследовании слуха шепотом и камертонами не дает совпадения, то говорят о диссоциации, причем если простые звуки слышатся лучше, а речь, более сложные звуки слышатся хуже, то нужно думать о более высоких поражениях в коре мозга или подкорковой области.


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: