Основные симптомы расстройств питания у детей


Клиника гипотрофии имеет свои особые черты в зависимости от этиологического фактора, но в то же время все виды гипотрофии имеют ряд общих основных симптомов, дающих основание для их общей характеристики.

Основным симптомом является недоупитанность либо истощение ребенка. При развитии хронических расстройств питания жировой слой на определенных участках постепенно истончается, а затем исчезает. Исчезновение подкожно-жирового слоя отмечается прежде всего на туловище (живот, грудь, спина, ягодицы), затем на конечностях (верхних и нижних) и, наконец, на лице (лоб, щеки, подбородок).

Так как этот симптом появляется в определенной последовательности и закономерности, пропорционально нарастанию расстройства питания, методическое обследование подкожно-жирового слоя является масштабом для установления степени расстройства питания.

Для исследования подкожно-жирового слоя захватывают складку кожи большим и указательным пальцами на животе, на уровне пупка. При нормальном питании ребенка толщина этой складки равна около 1,5 см; при истончении подкожно-жирового слоя складка напоминает собой складку тонкой материи. При захватывании кожи на ягодицах у ребенка-нормотрофика образуется ряд маленьких углублений, напоминающих кожу апельсина. Ввиду того что понижение количества жира начинается с живота и кончается лицом, целесообразно определять складку на животе. Если жир сохранился здесь, значит он имеется везде. Если он исчез на лице, значит его нет нигде. Более точно состояние упитанности определяется весом ребенка, который в случаях гипотрофии бывает ниже среднего нормального. Для суждения о степени недоупитанности принято определять еще и коэффициент веса, т. е. отношение действительного веса к тому, который ребенок должен был иметь, если бы он развивался нормально, или процент отставания в весе.

На основании характера исчезновения подкожного жира и процента отставания в весе ребенка различают три степени гипотрофии: I, II и III, или, как ее принято называть, атрофия - последняя степень истощения.1 Термин «атрофия» выгоднее заменить термином гипотрофия III степени, так как «атрофия» - понятие анатомическое (атрофия тканей, органов и клеток) и свидетельствует о необратимой реакции. Такой термин выгоден и потому, что он указывает на связь между гипотрофией I, II и III степени, подчеркивая глубину нарушений в организме при последней степени гипотрофии.
Все три степени гипотрофии надо рассматривать как стадии одного и того же процесса, различающиеся глубиной нарушений со стороны органов и систем организма и его иммунологического состояния.

При гипотрофии I степени подкожно-жировой слой сохранен везде и лишь становится тоньше на туловище и частично на конечностях. Лицо ребенка сохраняет еще свою округлость. При этом несколько теряется упругость кожи, свойственная здоровому ребенку. В весе ребенок отстает до 20%. Рост не страдает. В ряде случаев отмечается некоторая бледность кожи и видимых слизистых оболочек. Общее состояние ребенка страдает относительно мало.

При гипотрофии II степени наряду с отставанием в весе отмечается отставание в росте на 1-3 см. Отставание в росте наступает позднее отставания в весе, при длительной гипотрофии. Оно указывает на более глубокие нарушения в организме. Отставанию в росте врач должен уделять большое внимание. Подкожно-жировой слой в значительной мере исчезает на туловище, отчего выступают ребра и даже позвонки, а на животе складка кожи становится тонкой, как складка материи. Исчезает жир на конечностях и в области ягодиц. Кожа теряет эластичность, становится бледной, сухой, легко собирается в складки, которые плохо расправляются. Это особенно заметно на конечностях на внутренней стороне бедер и плеч, а также на ягодицах, где кожа висит, как мешок. Тургор понижен. Исхудание заметно и на лице. Мышцы истончаются, тонус их может быть либо повышен (гипертония), либо понижен (гипотония). Отставание в весе может дойти до 40%. Наряду с отставанием в весе и росте наблюдается отставание моторных функций. Двигательные умения не только не развиваются, но даже исчезают у детей, которые ими уже владели: так, ребенок перестает сидеть, становиться на ноги, ходить. В одних случаях взгляд еще сохраняет живость, в других - заметно страдальческое выражение лица, которое объясняется наличием ребенка, страдающего гипотрофией II степени, инфекционных очагов (отит, пиелит, пневмония и т. д.). Эти инфекционные очаги являются частыми спутниками выраженной гипотрофии. У некоторых детей отмечается резко пониженный аппетит - анорексия, а при насильственном кормлении - рвота; у других, наоборот, аппетит как будто повышен. Со стороны органов дыхания явных отклонений от нормы отметить не удается. Тоны сердца слегка приглушены. При гипотрофии II степени можно отметить более слабо выраженные формы, приближающиеся к гипотрофии I степени, и более тяжелые, граничащие с гипотрофией III степени.

Более глубокие нарушения со стороны органов и систем организма, обмена веществ, наблюдаемые при гипотрофии III степени, придают этому состоянию и другие качественные свойства, другую функциональную и анатомическую характеристику. Здесь наблюдается переход количества в качество. При гипотрофии III степени вес отстает более чем на 40%. Отставание в росте достигает 3-5 см и даже больше. Вид ребенка очень характерен. Его сухая, серая, иногда цианотичного цвета кожа, утратившая эластичность, собирается в тонкие, плохо расправляющиеся складки. На отдельных участках кожи можно отметить нарушения трофического характера: шелушение, язвочки. Последние легко образуются на затылке, ягодицах, мошонке. Нередко на ягодицах, мошонке и нижних конечностях появляется мокнущая эритема. Иногда наблюдаются кровоизлияния, геморрагическая сыпь или пигментация кожи на отдельных участках; волосы редеют. Со стороны слизистой рта отмечается сухость, стоматит, молочница. При этой последней степени истощения подкожно-жировой слой отсутствует везде, даже на лице и лобке. Лицо принимает треугольную форму, глаза западают вследствие исчезновения жира в области глазниц, лоб прорезают глубокие морщины, впалые щеки образуют складки, скулы выдаются, подбородок заостряется. Лицо ребенка принимает старческий вид, нередко с выражением беспокойства, страдания. На маленьком, сморщенном лице выделяется большой ярко-красный рот. Покраснение губ, а иногда и подошв, которое нередко наблюдается при последней степени истощения, - явление вазомоторного характера. На туловище и конечностях кожа висит многочисленными складками. Мышцы истончены, дряблы. На грудной клетке можно сосчитать все ребра. Тонус мышц резко повышен. Ребенок весь ригиден. Живот либо втянут, либо вздут вследствие метеоризма и атонии кишечника и брюшной стенки. В этих случаях кожа на нем натянута, блестяща, представляет полную противоположность всей остальной коже туловища и конечностей. Грудная клетка по отношению к большому животу мала. Нос и конечности холодные. Дыхание поверхностное, замедленное, иногда неравномерное. Вследствие нарушений акта дыхания, а также замедленного крово- и лимфообращения вентиляция легких в задних отделах недостаточна, отчего создается наклонность к паравертебральным пневмониям (преморбидное состояние). Тоны сердца приглушены. Артериальное давление понижено. Пульс слаб и замедлен - 70-80 ударов в минуту вместо 120 ударов в норме. Отсутствует монотермия. Обычно температура низкая (35-36°), но могут отмечаться и внезапные повышения температуры на 1-2°. Это происходит в связи с нарушением обмена, регуляции тепла, кровообращения, расходованием собственных белков организма, токсогенным распадом белка при наличии инфекции. Аппетит резко понижен, хотя в этом состоянии ребенок нередко жадно сосет свои кулачки, как будто он постоянно голоден; пьет он охотно, часто с жадностью. В этой стадии истощения особенно заметны признаки обезвоживания: большой родничок западает, черепные кости заходят одна на другую, голос становится афоничным, конъюнктива высыхает, роговица тускнеет, на ней появляются язвочки.

Состояние гипотрофии всегда сопровождается витаминной недостаточностью.
 
В раннем детском возрасте, в особенности при гипотрофии, симптомы гиповитаминоза не носят ярко выраженного характера. Они часто протекают в стертой форме.

Для возникновения гиповитаминоза у ребенка, страдающего гипотрофией, имеются все предпосылки: 1) пониженный аппетит такого ребенка приводит к ограничению приема пищи и витаминов - алиментарный фактор; 2) недостаточность со стороны органов и систем, в частности со стороны пищеварительного тракта; 3) нарушения со стороны обмена веществ.

Последние два фактора приводят к нарушению ассимиляции и синтеза витаминов. О недостатке витаминов А, С, D и комплекса В у детей, страдающих гипотрофией, говорят и лабораторные данные.

Путем изучения условных рефлексов Н. И. Красногорский установил у детей, страдающих гипотрофией, пониженную возбудимость коры головного мозга, состояние корковой гипорефлексии и задержку в развитии корковых функций. Нарушение физиологической деятельности коры мозга у детей с расстройствами питания выражается в глубоких нарушениях не только приобретенных корковых, но и безусловных рефлексов. Чем моложе ребенок и чем запущеннее расстройство питания, тем сильнее влияние расстройства питания на нервную систему. Это находит отражение в состоянии ребенка, страдающего гипотрофией, - в понижении эмоционального состояния, угнетении психики.

У детей, страдающих гипотрофией, отмечается задержка двигательных рефлексов и статических функций. У некоторых из них отмечается повышенная возбудимость: они капризны, плаксивы, плохо спят, другие, наоборот, пассивны, вялы, могут целыми часами лежать неподвижно, не реагируя на окружающее. У них задерживается нормальное развитие речевых функций, дети значительно позже начинают говорить, а те, которые уже владели речью, перестают говорить. Н. И. Красногорский подчеркивает, что по своему неблагоприятному воздействию на речевую систему после непосредственного заболевания мозга расстройства питания занимают первое место. Даже нерезко выраженные расстройства питания ведут к задержке развития речи. Отсталость в развитии высшей нервной деятельности у детей, страдающих гипотрофией, связана частично и с их частой заболеваемостью. С улучшением общего состояния детей восстанавливается до нормы их высшая нервная деятельность, статические и речевые функции, повышается положительное эмоциональное состояние.

При хронических расстройствах питания наблюдаются функциональные нарушения со стороны ряда органов и систем: чем сильнее выражена гипотрофия, тем глубже эти нарушения.

Со стороны сердечно-сосудистой системы отмечается глухость тонов сердца, пульс более слабого наполнения, несколько замедленный (70-80 ударов в минуту вместо 120), кровяное давление также несколько понижается. Особенно выражены нарушения со стороны пищеварительного тракта детей. Кислотность желудочного содержимого и энергия пепсина и лабфермента значительно понижены по сравнению с нормой; рН дуоденального сока имеет сдвиг в кислую сторону; амилолитическая и липолитическая энергия ферментов понижена, чем объясняется пониженная выносливость детей, страдающих гипотрофией, к жирам и углеводам. Это состояние отчетливо проявляется при гипотрофии II и III степени. При гипотрофии III степени отмечается резкое истощение пищеварительных желез. Большое значение имеет изменение кислотности, так как оно ведет к нарушению оптимальных условий для действия ферментов.

Что касается эвакуаторной функции желудочно-кишечного тракта, то на основании рентгеноскопии установлено, что у детей, страдающих гипотрофией, пища задерживается в желудочно-кишечном тракте значительно дольше, чем в норме. Постоянная задержка пищевых масс ведет к расширению и опущению желудка. Аппетит ребенка понижен. Между состоянием питания детей и функциональной способностью их пищеварительного тракта существует тесная связь: чем глубже гипотрофия, тем более выражено это нарушение. Работа пищеварительного тракта является сложным актом и обусловлена совокупностью разнообразных его функций: секреторной, моторной, экскреторной, всасыванием пищевых веществ и т. д. Нормальный ход пищеварения зависит от правильной координации всех его функций, что в свою очередь зависит от состояния самого организма, функционального состояния важнейших органов и систем организма - нервной системы, органов кровообращения, дыхания, деятельности почек и т. д.. Присущее ребенку, страдающему гипотрофией, состояние угнетения - понижение эмоционального тонуса, нарушения со стороны ряда органов и систем - нервной, эндокринной и др., нарушения со стороны обмена веществ, в том числе и витаминного - приводят к нарушению функции железистых клеток, нарушению нервных и гуморальных регуляторов, нарушению «физиологического единства» и как следствие этого к нарушению пищеварительного аппарата - понижению секреторной деятельности пищеварительных желез, нарушению эвакуации. Нарушение процессов пищеварения возникает у ребенка, страдающего гипотрофией, не в силу патологического состояния самих органов пищеварения, а в связи с изменившимися условиями внутренней и внешней среды организма: однообразное питание, отсутствие вкусовых раздражителей в пище, частые инфекции, далеко не безразличные для функционального состояния пищеварительного тракта, возникновения дискинетических расстройств у ребенка, страдающего гипотрофией.

В тяжелом случае гипотрофии - гипотрофии III степени - наряду с нарушениями со стороны ферментативной способности желудочно-кишечного тракта отмечается нарушение ферментативного аппарата и вне его, что сказывается в снижении ферментов крови и мочи.

Читать далее Состояние обмена веществ при хронических расстройствах питания


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: