Диспансеризация и реабилитация детей с нарушениями артериального давления


Поскольку нарушение артериального давление в детском и подростковом возрасте может быть обусловлено и своеобразием нейроэндокринной регуляции в препубертатном и особенно раннем пубертатном периодах развития, правильно и своевременно установленный диагноз - одно из основных условий эффективности лечебно-профилактических мероприятий. Массовое измерение артериального давления у детей и подростков следует осуществлять планомерно и систематически - не реже 3 раз в год: после летней оздоровительной кампании, в зимне-весенний период (февраль-март) и в конце мая, то есть у школьников перед экзаменами, у детей более раннего возраста - перед летним отдыхом.

По показаниям измерение артериального давления следует проводить с применением функциональных проб (с дозированной физической нагрузкой, задержкой дыхания, переменой положения и т. п.).

Дети с нарушениями артериального давления даже кратковременного характера должны быть взяты на учет для диспансерного наблюдения в детской поликлинике и подростковом кабинете. Обследование в условиях поликлиники при участии педиатра, кардиолога, психоневролога, эндокринолога (по показаниям) следует проводить не реже одного раза в 3 мес. В течение первого полугодия после взятия на диспансерный учет вопрос о кратности обследования решается индивидуально в зависимости от выраженности и стойкости выявленных нарушений артериального давления. В процессе амбулаторного обследования необходимо предусмотреть исследование глазного дна, проведение ЭКГ (в покое и с нагрузкой), по показаниям - исследование гемодинамики. Особое внимание нужно уделять детям с наследственностью, отягощенной по гипертонической или гипотонической болезни, а также при наличии сочетаний генетических и внешне средовых факторов риска.

Необходимым условием эффективности оздоровительных мероприятий является своевременное выявление очагов хронической инфекции и сопутствующих ей аллергических реакций, проведение необходимых санирующих и общеукрепляющих мероприятий.

Ведущее место в реабилитации детей с артериальной гипертензией и гипотензией и профилактике перехода их в гипертонию и гипотонию взрослых занимает комплекс оздоровительных мероприятий: организация режима дня, регламентация занятий и отдыха, удлиненный сон, максимальное пребывание на воздухе, устранение стрессовых ситуаций и нервно-эмоциональных перегрузок, правильное решение вопроса о профессиональной ориентации.

Одной из мер, способствующих сохранению здоровья, поддержанию на достаточно высоком уровне работоспособности детей с нарушениями артериального давления, является создание оптимальных гигиенических условий в детских дошкольных учреждениях и особенно школах. Установлено, что к концу каждого урока ухудшается микроклимат, а к концу занятий в 2 раза и более увеличивается содержание кислорода во вдыхаемом воздухе, повышается на 2-5 °С температура воздуха, увеличивается влажность, выявляются условия дискомфорта. К концу уроков нередко можно наблюдать значительное учащение пульса у школьников, повышение или снижение артериального давления.

Санитарными правилами по устройству и содержанию общеобразовательных школ, рекомендуются следующие параметры микроклимата школьных помещении: относительная влажность воздуха - 40-60%; температура воздуха в классах и кабинетах (с учетом климатических условий) - 17-20 °С, в спальных помещениях -18 °С, душевых - не ниже 25 °С, в спортивном зале - 15-17 °С, раздевалках при спортзале - 19-23 °С. Предельно допустимый уровень шума в школьных помещениях - 40-45 дБ.

При длительном статическом положении и педагогический персонал школы должен особое внимание уделять соблюдению режима отдыха учащихся во время перемен, проведению их на воздухе с оптимальной двигательной активностью. Учитывая вышеизложенное, школьникам с артериальной гипертензией и гипотензией необходимо проводить перемены на воздухе в течение всего учебного года.

Важным профилактическим мероприятием является правильная организация режима дня не только в период пребывания учащихся в школе. Время активного отдыха на воздухе, независимо от возраста, должно быть не менее 3-3,5 ч в день. Продолжительность ночного сна должна соответствовать возрастным нормативам. Дневной сон продолжительностью 1 -1,5 ч рекомендуется всем учащимся младших (1-3) классов и реконвалесцентам после различных заболеваний.

При приготовлении домашних заданий школьникам всех возрастов через каждые 30-35 мин необходимы перерывы по 5- 10 мин. Эти дети могут участвовать только в одном кружке и выполнять не более одного общественного поручения.

Занятия физической культурой с детьми и подростками при повышенном и пониженном артериальном давлении следует проводить по программе основной группы, но участие в соревнованиях по бегу на большие дистанции, участие в спортивных секциях разрешаются врачом в индивидуальном порядке.

Учащиеся с первичной артериальной гипертензией и стойко выраженной гипотензией нуждаются в освобождении от переводных и выпускных экзаменов.

Ведущее место в профилактике нарушений артериального давления занимает организация отдыха детей и подростков в каникулярное, особенно летнее время. Оздоровление детей и подростков с артериальной гипертензией и гипотензией в условиях местных пионерских лагерей обычного и санаторного типа, санатория достаточно эффективно. Отдых детей и подростков с артериальной гипертензией в санаториях в Крыму и на Кавказе не только не дает положительного эффекта, но и способствует усугублению нарушений артериального давления, повышению сосудистого тонуса, ухудшению общего самочувствия. В связи с этим оздоровление детей и подростков с артериальной гипертензией, как правило, должно осуществляться в климатической зоне постоянного их места жительства.

Существенное влияние на характер дальнейшей эволюции первичной артериальной гипертензии и гипотензии оказывает правильное решение вопроса о профессиональной пригодности. В целях профилактики прогрессирования заболевания уже с самого начала трудовой деятельности необходимо обеспечить таким подросткам максимальное соответствие избираемого труда функциональному состоянию организма, в первую очередь сердечно-сосудистой и нервной систем.

Подросткам с первичной артериальной гипертензией и гипотензией, особенно с лабильной и стабильной формами, противопоказан труд в неблагоприятных метеорологических условиях со значительным физическим напряжением, вынужденной рабочей позой, подъемом на высоту, в условиях воздействия производственного шума и вибрации, токсических веществ, при повышенном нервно-эмоциональном напряжении, конвейерном ритме труда.

В беседах с родителями необходимо акцентировать внимание на том, что неблагоприятный «микроклимат» в семье, вредные привычки, дополнительные занятия музыкой (особенно в музыкальных школах), иностранным языком, большая умственная и статическая нагрузка создают предпосылки для формирования артериальной гипертензии и гипотензии у детей и подростков.

Только совместные усилия и внимание врачей, педагогов и родителей в лечении нарушений артериального давления у детей и подростков дают высокий эффект профилактики гипертонии и гипотонии.

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Дмитрий Кривчени

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: