Доброкачественные опухоли нижней челюсти, симптомы и лечение


Тот врач, который хотя бы один раз в своей практике встретился с больным, у которого он диагностировал новообразование нижней челюсти, неминуемо задумается над тем, сколько неясного в диагностике и особенно в лечении опухолей этой локализации. Ведь в нижней челюсти могут встречаться доброкачественные и злокачественные опухоли, причем соединительнотканного и эпителиального происхождения: фиброма, хондрома, остеома, гигантоклеточная опухоль, адамантинома, смешанная опухоль, рак, саркома и др.

Статистические сведения о них крайне бедны и обычно объединяются со сведениями об опухолях верхней челюсти. По данным многих авторов, среди доброкачественных неодонтогенных опухолей челюстно-лицевой области наиболее часто встречаются остеобластокластомы (20,7%). Среди группы доброкачественных одонтогенных новообразований чаще всего наблюдаются эпулиды (примерно 60%). Реже встречаются адамантиномы (1,5-2%) и одонтомы.

В практике онкологической клиники обычно первичные опухоли нижней челюсти встречаются редко, чаще наблюдаются вторичные новообразования. В наш институт с первичными опухолями нижней челюсти за 17 лет обратилось 59 больных. Прорастание злокачественных опухолей окружающих тканей (рак губ, языка, дна полости рта, слюнных желез и т. д.) в нижнюю челюсть и метастазы в нее рака других органов наблюдались у 210 больных. Эти наблюдения и легли в основу содержания настоящей статьи.

Фиброма, хондрома, остеома, остеоид-остеома, миксома, гемангиома и другие доброкачественные опухоли нижней челюсти встречаются редко. Гистологическое строение их такое же, как при локализации в трубчатых и плоских костях. Принципы лечения мало отличаются от описанных при адамантиноме.

В нижней челюсти очень редко встречаются твердые одонтомы, состоящие из тканей одного или нескольких зубов и располагающиеся внутри кости. Одонтома в переводе с греческого языка означает «опухоль, состоящая из зубов». Крайне редко встречаются цементомы - новообразования из цементной ткани.

Отдельно нужно сказать о часто встречающихся в нижней челюсти гигантоклеточных опухолях, которые бывают центральными (внутрикостными) и периферическими (гигантоклеточный эпулис). Природа их точно не установлена. Одни авторы считают их опухолевым процессом, другие - регенерационно-воспалительным процессом или проявлением локализованной фиброзной остеодистрофии.

Центральные гигантоклеточные опухоли наблюдаются чаще у женщин, развиваются преимущественно в горизонтальной ветви нижней челюсти, чаще слева, 60% больных приходится на возраст от 10 до 30 лет. Рентгенологически определяются деструктивные изменения кости с крупноячеистым рисунком. Различаются ячеистые, кистозные и литические формы гигантоклеточных опухолей, отличающиеся быстротой роста и характером разрушения кости. Наиболее быстрый рост наблюдается при литической форме.

Лечение внутрикостной гигантоклеточной опухоли должно осуществляться оперативным путем с учетом размеров и формы новообразования. При ячеистых и кистозных формах следует удалять опухоль и выскабливать граничащие с ней поверхности кости. При больших поражениях иногда показана резекция кости. Наиболее эффективной операцией при литической форме является резекция пораженных участков кости. При противопоказаниях к хирургическому лечению следует провести лучевую терапию, с помощью которой иногда достигается излечение.

Гигантоклеточный эпулис (наддесник) наблюдается чаще у людей 30-40 лет и тоже чаще у женщин. Развитию эпулиса часто предшествуют длительные раздражения острыми краями зубов, коронок и протезов. Сверху эпулис покрыт слизистой оболочкой. Консистенция его плотная или мягкая. Иногда опухоль достигает больших размеров. По гистологическому строению следует различать фиброзный, ангиоматозный и гигантоклеточный эпулис. Располагается эта опухоль на десне и представляет собой безболезненные округлые образования бурого цвета, часто с участками изъязвления. Нередко гигантоклеточные эпулисы кровоточат. Темп развития их бывает различный. Случаев превращения эпулиса в саркому не описано, инфильтрирующего роста не наблюдается. В связи с тем, что эпулис развивается из периодонта или окружающей кости (стенки альвеолы или альвеолярного отростка), лечение должно заключаться в резекции альвеолярного отростка вместе с одним или двумя зубами. В образовавшийся дефект вводят йодоформный тампон, укрепляемый пластиной или назубной проволочной шиной. С успехом может быть использована электрокоагуляция шаровидным наконечником диатермического аппарата. При этом нужно во время электрокоагуляции производить охлаждение окружающих эпулис тканей холодным физиологическим раствором.

Некоторые вопросы пластики нижней челюсти. При хирургическом лечении доброкачественных новообразований нижней челюсти нередко приходится осуществлять резекцию ее или половинное вычленение (реже экзартикуляцию). В результате образуется костный дефект и возникает новая проблема: чем и как его восполнить. Исследования в этом направлении продолжаются, предложено много методов. Приступать к лечению больного с опухолью нижней челюсти может только тот хирург, который владеет основными приемами пластической хирургии. Поэтому в общем плане лечения такого больного должны быть тщательно продуманы показания и противопоказания к тому или иному методу пластики нижней челюсти, техника ее осуществления. Это особенно важно подчеркнуть, так как надежным способом костной пластики нижней челюсти мы пока не располагаем.

Среди предложенных методов пластики нижней челюсти можно назвать: 1) аутотрансплантацию, 2) гомотрансплантацию, 3) гетеротрансплантацию и 4) аллопластику. Большинство хирургов считают, что дефекты нижней челюсти лучше всего замещать собственной костью, взятой из ребра или гребня подвздошной кости. Мы придерживаемся того же мнения, однако считаем целесообразным изучать и другие методы пластики. Указанная операция продолжается дольше и при ней возможны осложнения в связи с вмешательством на ребре или подвздошной кости - это отрицательные моменты. Когда аутоостеопластику по тем или иным показаниям приходится осуществлять спустя много времени после резекции нижней челюсти, получить хорошие анатомические, функциональные и косметические результаты обычно не удается.

В настоящее время почти все хирурги считают, что после резекции нижней челюсти по поводу доброкачественной опухоли образовавшийся дефект следует восстановить одномоментно. Это хорошо показано в докторских диссертациях П. В. Наумова и Н. А. Плотникова, хотя впервые первичные костные пластики нижней челюсти произведены в нашей стране Н. И. Бутиковой в 1951 г. и П. В. Наумовым в 1952 г. Опыт показывает, что успех первичной ауктопластики нижней челюсти зависит от многих факторов. Главные из них следующие: взятие и формирование костного трансплантата, резекция нижней челюсти в пределах здоровых тканей, подготовка ложа и замещение костного дефекта подготовленным костным трансплантатом, иммобилизация нижней челюсти и правильный послеоперационный уход. При удалении доброкачественной опухоли резекцию нижней челюсти нужно стремиться делать без иссечения окружающих тканей, лучше поднадкостнично, иссекая надкостницу только при вовлечении ее в процесс. Если образовалось сообщение между полостью рта и костной раной, следует сразу же разобщить их наложением швов на слизистую оболочку и обработать костную рану антибиотиками. Костный трансплантат тщательно фиксируется современными костными швами и закрывается мягкими тканями. Для иммобилизации нижней челюсти вполне достаточны внутриротовые шины.

В понятие правильного послеоперационного ухода входит тщательный туалет полости рта и своевременное удаление фиксирующих аппаратов. Если со стороны полости рта обнажается участок костного трансплантата, последний следует прикрыть тампоном и так вести до образования грануляционной ткани. При нагноении раны торопиться с удалением трансплантата не нужно - необходимо усилить противовоспалительное лечение. По истечении 5 недель можно разрешить производить легкие жевательные движения. До 5 недель этого не следует делать, тем более прекращать фиксацию концов нижней челюсти, так как в это время кровеносные сосуды не окрепли, костный трансплантат хрупкий. Судить о регенерации и образовании костных мозолей, а также снимать фиксирующие устройства следует под контролем рентгенологического исследования. Наименьший срок фиксации нижней челюсти 2-3 месяца.

Осуществление одномоментно резекции челюсти и ее аутоостеопластики у ослабленного больного значительно увеличивает риск операции. Представляет интерес предложение Ю. И. Вернадского и написанное им с соавторами методическое письмо о способе субпериостальной резекции с одномоментной реплантацией пораженной части челюсти. Резецированная часть челюсти подвергается кипячению в физиологическом растворе в течение 30 минут. После кипячения и моделирования костного реплантата его ставят на прежнее место и закрепляют полиамидной нитью. Затем осуществляют межчелюстную фиксацию на 2-3 месяца. Авторы обращают внимание на особенности подготовки к операции, техники операции, послеоперационного лечения и ухода, а также на возможные осложнения и их профилактику. Ю. И. Вернадским оперировано 9 больных в возрасте от 13 до 34 лет (5 мужчин и 4 женщины) по поводу адамантиномы (7), рецидивирующей остеобластокластомы и фиброзной дисплазии. Отмечаются хорошие непосредственные и отдаленные результаты лечения.

Описанный метод аутотрансплантации подвергается экспериментальному и клиническому изучению в клинике челюстно-лицевой хирургии в Омске (М. Г. Антропова), где по поводу доброкачественных опухолей нижней челюсти оперировано 5 больных в возрасте 18-35 лет. Послеоперационный период в основном протекал гладко, отдаленные результаты исчисляются небольшими сроками - от полугода до полутора лет. Исследования продолжаются. В настоящее время можно сказать только одно: субпериостальная резекция с одномоментной реплантацией проваренной пораженной части нижней челюсти показана при весьма небольших доброкачественных новообразованиях (адамантинома, остеобластокластома).


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: