Злокачественные опухоли гортаноглотки, лечение


Клиническое проявление опухолей гортаноглотки наступает сравнительно рано и выражается в нарушении акта глотания и болевых ощущениях. Нередко к этим симптомам присоединяется охриплость и поперхивание при приеме пищи, что зависит от вовлечения в процесс одной из половин гортани с нарушением ее подвижности. При изъязвлении опухоли возникает также обильное слюноотделение, выделение мокроты с гнилостным запахом и примесью крови. При прорастании опухоли в мягкие ткани шеи появляется припухлость на боковой поверхности шеи позади одной из пластинок щитовидного хряща. С увеличением размеров опухоли наступает обтурация просвета глотки опухолью, в связи с чем больной теряет возможность принимать пищу через рот.
 
Нередко на боковых поверхностях шеи, вдоль сосудисто-нервных пучков, пальпируются плотные узлы различных размеров - метастазы. Регионарное метастазирование предопределяется характером лимфооттока гортаноглотки.

Как указывают Ю. Н. Андрюшин и Ю. Е. Выренков, отводящие лимфатические сосуды гортаноглотки идут по двум направлениям - переднему и заднему. Лимфатические сосуды переднего пучка, собирающие лимфу с передней и части боковых стенок глотки, несут ее в группу верхних глубоких шейных лимфатических узлов. Задние отводящие лимфатические сосуды, собирающие лимфу от задней и боковых стенок глотки, направляются в группу средних глубоких шейных лимфатических узлов и, реже, в глубокие лимфатические узлы нижней яремной группы. Задние лимфатические сосуды гортаноглотки впадают в заглоточные и паратрахеальные лимфатические узлы.

Таким образом, благодаря особенностям лимфооттока метастазы при злокачественных опухолях гортаноглотки наиболее часто располагаются в группах глубоких яремных шейных и паратрахеальных лимфатических узлов.

Диагностика опухолей гортаноглотки основана на данных клинического, инструментального рентгенологического и гистологического методов исследования. При непрямой или прямой фарингоскопии в одном из грушевидных синусов определяется бугристая опухоль, расположенная на одной из его стенок (чаще наружной). Опухоль может иметь вид плоского инфильтрата с изъязвлением. Во всех случаях просвет синуса сужен или закрыт полностью, что особенно выражено при распространении опухоли на гортань и неподвижности соответствующей ее половины. Слизистая оболочка гортани на стороне поражения обычно гиперемирована, отечна вследствие нарушения крово- и лимфообращения. При изъязвлении опухоли, которое наступает, как правило, сравнительно рано из-за постоянной травмы пищевым комком, возникают боли, иррадиирующие в ухо. Характерным симптомом является скопление слюны в грушевидном синусе на стороне поражения. С увеличением размеров опухоли указанные симптомы становятся особенно выраженными: усиливается затруднение при прохождении пищи, появляется хрипота в связи с ограничением подвижности одной из половин гортани.

В диагностике злокачественных опухолей гортаноглотки большое значение имеет рентгенологическое обследование, которое помогает не только установить наличие опухоли, но и выяснить ее границы и взаимоотношение с соседними органами и тканями. Завершающим этапом обследования является биопсия, которая производится чаще всего при непрямой фарингоскопии гортанной кюреткой.

Поскольку все наши 127 больных поступили для лечения с распространенными поражениями (III и IV стадия), то вышеуказанные симптомы у них были выражены достаточно отчетливо и диагностика не представляла затруднений. Регионарные метастазы были отмечены у 56% больных. Обращало на себя внимание, что у значительного числа больных этой группы имелись выраженные сопутствующие воспалительные явления со стороны хрящей гортани. У 62 больных рентгенологически отмечалось распространение опухоли на верхнюю треть пищевода. Наиболее часто опухоль локализовалась на задней и боковой стенках нижних отделов грушевидного синуса.

В лечении больных раком гортаноглотки еще много нерешенных вопросов. Лучевое лечение их в настоящее время нельзя считать удовлетворительным. Ackerman и Regato, подвергая лучевому лечению 445 больных раком гортаноглотки, наблюдали излечение только у 7,6% при наблюдении в течение 5 лет. В Стокгольмской клинике из 242 больных излечение при использовании лучевой терапии отмечено у 9,5%. Baclesse указывает, что из 525 больных было излечено 6,3%. В последние годы в связи с применением мегавольтной лучевой терапии удалось несколько улучшить эти результаты, о чем сообщалось на IX Международном противораковом конгрессе. Так, Pearson добился излечения у 20% больных.

Согласно данным других авторов, рак гортаноглотки следует лечить комбинированным методом. Leroux-Robert и Ennyer подвергли комбинированному лечению 71 больного раком гортаноглотки, получив излечение у 52% , причем у 30 больных было произведено радикальное иссечение регионарных лимфатических узлов. По данным других авторов, количество излеченных больных при комбинированном методе составляет около 30%. Некоторые хирурги при злокачественных опухолях гортаноглотки применяют как лучевой, так оперативный и комбинированный методы. Так, Mac Comb с соавторами опубликовали данные о лечении 182 больных с этой локализацией опухоли. Из них лучевое лечение было проведено у 62, хирургическое - у 51 и комбинированное - у 69 больных. Причем в последней группе операция у 56 больных проведена на первом этапе. Из 182 больных достигнуто излечение у 26% при наблюдении в течение 3 лет и у 18,8% при 5-летнем наблюдении. Следует отметить, что при комбинированном методе лечения достигнуты наилучшие результаты, тогда как при только лучевом или только хирургическом лечении количество излеченных не превышало 13-15%.

Таким образом, приведенные данные подтверждают преимущество комбинированного метода лечения, хотя и он дает малоутешительные результаты. Все это говорит о необходимости дальнейшего изучения злокачественных опухолей гортаноглотки.
 
Больных раком гортаноглотки мы начинаем лечить методом дистанционной гамматерапии с двух боковых полей размером 8x10 см. Облучение проводится ежедневно с одного поля, разовая доза 200 рад, суммарная очаговая 4500-6000 рад. В процессе проведения лучевого лечения необходим тщательный контроль за состоянием гортани, так как нередко возникают явления сопутствующего перихондрита гортани. Для уменьшения возможности появления этого осложнения облучение целесообразно проводить под защитой антибиотиков с применением десенсибилизирующей медикаментозной терапии. Через 4-5 недель после завершения лучевого лечения необходимо осуществить второй этап - радикальную операцию, на которую больные соглашаются обычно редко. Радикальная операция при раке гортаноглотки заключается в полном удалении гортани и гортаноглотки с резекцией шейного отдела пищевода, с применением в последующие месяцы ряда пластических операций для восстановления непрерывности пищеварительного тракта. Операцию расширенной экстирпации гортаноглотки с резекцией шейного отдела пищевода обычно начинаем с трахеотомии, которая, как правило, производится под местной инфильтрационной анестезией. Через трахеостому осуществляется интубационный наркоз с применением азеотропной смеси.

Наиболее удобен Т-образный разрез кожи, так как он дает возможность широкого доступа к гортани и глотке. Отсепаровывают кожные лоскуты. Пересекают грудино-подъязычные и грудино-щитовидные мышцы гортани. Освобождают боковые отделы гортани и верхнюю треть трахеи. Пересекают перешеек щитовидной железы, доли которой отодвигают от трахеи кнаружи. Освобождают переднюю поверхность подъязычной кости.

С обеих сторон перевязывают и пересекают гортанные сосудисто-нервные пучки. Трахею пересекают между 3-м и 4-м кольцами. После этого открывается доступ к гортаноглотке и шейному отделу пищевода. В зависимости от распространенности поражения гортаноглотки пищевод пересекают в поперечном направлении на уровне или ниже входа в пищевод. Культю пищевода после небольшой мобилизации подшивают к коже в левой надключичной области. Далее гортань вместе с гортаноглоткой и частью верхней трети пищевода удаляют снизу вверх вместе с подъязычной костью. После удаления вышеуказанных органов кожные лоскуты укладывают на предпозвоночную фасцию и сшивают. В верхнем отделе шеи формируют фарингостому, в нижнем - над рукояткой грудины - трахеостому путем подшивания кожи к стенкам глотки и трахеи.

Питание в первые 8-10 дней после операции целесообразно проводить парентерально (интралипид и аминозол), в последующие дни с помощью резинового зонда, вставленного через эзофагостому.

Через полтора-три месяца, по завершении формирования фаринго- и эзофагостом, показан второй этап операции - создание искусственной глотки и верхней трети пищевода. Для выполнения этой задачи предложены различные способы пластики из тканей или органов самого больного или из искусственного материала. Опубликованы многочисленные работы, посвященные вопросам пластики циркулярных дефектов глотки и шейного отдела пищевода, возникших после операций по поводу злокачественных опухолей. Большинство авторов признают наиболее целесообразным использование одного или нескольких кожных стебельчатых или спиральных лоскутов либо пластику местными тканями.

Использование гомо- или аллопластических материалов все еще не дает достаточно хороших результатов и требует дальнейшего изучения. Нередко аллопластические трубки отторгаются, просачивается содержимое глотки в области анастомоза, возникает рубцовая непроходимость искусственно созданной части глотки. Все эти процессы показаны в экспериментальных работах В. П. Мельниковой.

Мы считаем, что метод пластического восстановления глотки должен решаться с учетом многих обстоятельств. Пластика глотки местными тканями возможна только при хорошей подвижности кожи шеи и сравнительно небольшом дефекте тканей между фаринго- и эзофагостомой (метод Гаккера). Обычно этот вид пластики применяется при условии сохранения части слизистой оболочки задней стенки глотки.

При больших дефектах глотки наилучший эффект получается при использовании филатовских лоскутов, заготовленных либо на передней стенке грудной клетки, либо в области брюшной стенки. В последующем стебель перемещается на шею, где формируется искусственная часть глотки и верхняя треть пищевода.

Из 127 наших больных раком гортаноглотки только у 15 мы имели возможность осуществить комбинированное лечение: облучение на первом этапе с последующей расширенной экстирпацией гортаноглотки и резекцией верхней трети пищевода на втором этапе. Из этих 15 больных у 13 был плоскоклеточный ороговевающий рак, у одного - полиморфноклеточная саркома и у одного - ангиосаркома. У 12 оперированных для формирования искусственной глотки использовались филатовские лоскуты, у 3 - операция по Гаккеру. Через 5-11 лет здоровы 5 человек.

Остальным 112 больным проводили либо паллиативную лучевую терапию (65 человек), либо симптоматическое лечение, так как распространенность опухолевого процесса и сопутствующие явления перихондрита гортани не позволяли применить радикальное лечение. Больные не всегда хорошо переносили лучевое лечение вследствие сопутствующих воспалительных и реактивных явлений со стороны глотки и гортани. При паллиативной лучевой терапии у 53% больных получено непосредственное улучшение. В дальнейшем все эти больные погибли от прогрессирования опухолевого процесса и аспирационной пневмонии.

Как видно из наших материалов, улучшение результатов лечения больных злокачественными опухолями гортаноглотки возможно только при условии значительного улучшения ранней диагностики и стимуляции раннего обращения больных. Тогда и методы комбинированной и сочетанной терапии могут оказаться более эффективными, тем более что имеющиеся в настоящее время противоопухолевые препараты не дают эффекта.


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: