О возникновении психиатрии детского и юношеского возраста


Детская психиатрия начала оформляться в особую научную дисциплину в конце прошлого столетия. За первым сводным трудом фрейбургского психиатра Эммингхауса "Психические расстройства в детском возрасте" последовал ряд монографий на ту же тему во Франции, в Англии, в Италии. Всем этим руководствам, относящимся к самой ранней эпохе детской психиатрии, свойственна та общая черта, что психические аномалии детского и юношеского возраста они рассматривают с точки зрения психологии взрослых. Это статическое и нозографическое, но уже подчеркнуто педагогическое направление присуще еще учебникам Зихена, которые являются образцами точного клинического эмпирического описания и истинными сокровищницами интереснейшей казуистики.

Совпавший с началом "Века ребенка" перелом в истории нашей отрасли выразился в систематическом исследовании закономерностей духовного созревания и в укреплении той идеи, что раннее детство с его социальной средой имеет очень важное значение для всего последующего развития. Это придало изучению психических аномалий детского возраста эволюционно-психологический и биографическо-динамический характер.

Психиатрия раннего возраста стала широко пользоваться все более богатым материалом социологии, лечебной педагогики, психоанализа, психометрии, биологии и прочих смежных наук. Успехи других отраслей медицины и усовершенствование клинической диагностики открыли новые перспективы в исследовании соматических основ детских психических аномалий. Это помогло расширить и углубить изучение трудновоспитуемых, малоодаренных, характериологически странных или социально неприспособленных детей. Все эти новые данные и точки зрения легли в основу ставшего уже "классическим" учебника Хамбургера "Психопатология детского возраста". Эта книга - если не говорить об отдельных моментах - стоит выше даже более поздних руководств.
 
Параллельно выяснению причин характерологических аномалий у детей развивались психотерапевтическая методика, приспособленная к детскому возрасту, лечебная и специальная педагогика и опека над малолетними правонарушителями. Возрастающие успехи общемедицинской терапии значительно расширили круг задач детской психиатрии. За семь десятилетий своего существования последняя превратилась в самостоятельную дисциплину с собственными методами, задачами т. проблемами. Организационно этот путь развития шел от отделений для психически больных детей при психиатрических или педиатрических больницах через детские - психиатрические дома призрения, дома для трудно воспитуемых и воспитательно-клинические консультации к специализированным отделениям при многочисленных современных нервных и детских клиниках и самостоятельным детским психиатрическим клиникам с собственными кафедрами по этой специальности.

Организованная в 1937 г. в Париже "Международная ассоциация по детской психиатрии" устроила ряд международных съездов. В 1954 г. был учрежден "Союз европейских психиатров", в 1940 г. в Вене - "Германское общество по детской психиатрии и лечебной педагогике", в 1950 г. - "Германское объединение по вопросам юношеской психиатрии". Во многих странах издаются специальные журналы по детской психиатрии и смежным дисциплинам.



Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: