Эпидемиология и борьба со стронгилоидозом в прошлом веке


О распространении стронгилоидоза человека - возбудитель Strongyloid.es stereoralis Bavay - в Восточной Европе стало известно после того, как К. И. Скрябиным было начато широкое изучение гельминтофауны СССР. До этого известны были лишь 2 случая этого гельминтоза в России, описанные в Москве С. И. Спасокукоцким в 1896 г. и в Одессе Безайсом в 1911 г. В дальнейшем проблема стронгилоидоза широко изучалась, особенно его эпидемиология, разработка и осуществление мероприятий по борьбе с ним и его профилактике. Были выяснены особенности биологии возбудителя и эпидемиологии этого гельминтоза в СССР в условиях умеренного климатического пояса и в сопредельных районах субтропиков.

На крайнем юге европейской части СССР, в отрогах Северного Кавказа А. Ф. Прохоров показал, что развитие личинок в почве до инвазионной стадии завершилось в течение 2-3 сут именно там, где имелись необходимые для этого температура и влажность, а именно в равнинной зоне Адлерского района, а в Северо-Осетинской АССР, наоборот - в ее предгорно-горной зоне; в предгорной зоне первой территории развитие не завершалось, так как там была недостаточная для этого температура, а в равнинной зоне второй территории была недостаточной влажность.

В Азербайджанской ССР Л. М. Мгебров через 4 дня после начала наблюдения обнаружил в фекалиях развитие свободноживущих самцов и самок, на 7-й день - появление филяриевидных личинок. К. А. Плавтов в Армянской ССР наблюдал линьку личинок через 2-3 дня после взятия кала отбельного, а на 5-6-е дни - развитие половозрелых самцов свободноживущего поколения. Г. М. Семенов в Узбекской ССР наблюдал развитие филяриевидных личинок на следующий день после взятия кала.

Стимулом к изучению нозогеографии стронгилоидоза в умеренном климатическом поясе СССР послужили исследования Е. С. Шульмана, Н. М. Беклемишевой, выявившие ряд местных случаев стронгилоидоза - соответственно в Харьковской и Московской областях. В 1956 г. изучение стронгилоидоза было объявлено проблемой республиканского значения. Первые работы были проведены во Львове, где А. М. Келина обнаружила интенсивный очаг стронгилоидоза в интернате для умственно отсталых детей, Е. А. Шабловская и М. Ф. Смага - такой же очаг в психиатрической больнице, а В. Ф. Мелашенко - пораженность этим гельминтозом среди ряда контингентов населения Львова. Особенное значение имели исследования распространения стронгилоидоза и его эпидемиологии, проведенные Е. А. Шабловской. В равнинной зоне западных областей Украины была обнаружена инвазированность населения кишечной угрицей, в среднем до 2,3%, но в отдельных населенных пунктах до 5,87%, в горной зоне Карпат и степной зоне юго-востока республики -0,1 и 0,11%, причем в горной зоне у лиц, переселившихся из равнинной местности; в сельской местности пораженность была в 3,8 раза выше, чем в городах, а среди лиц с заболеваниями органов пищеварения достигала 9,1%.

Е. А. Шабловская установила, что для умеренного климатического пояса характерно наличие нескольких типов очагов стронгилоидозов: 1) микроочаговое распространение с одиночными случаями инвазии в жилой усадьбе - микроочаге, но с несколькими такими микроочагами в одном населенном пункте;: 2) семейные микроочаги в 5,9% семей; 3) интенсивные очаги в; стационарах для больных с нарушениями психики, с пораженностью от 6,7 до 100%.

Е. А. Шабловская не подтвердила результатов эксперимента Фюллеборна о созревании до инвазионной стадии рабдитовидных личинок при задержке их в перианальных кожных складках.

Были установлены связи интенсивного очага с диффузно-рассеянными микроочагами. О. В. Шамрай выявила пути распространения этой инвазии из интенсивного очага далеко за его пределы, с образованием своеобразных «дочерних» очагов, а от них «внучатых» в различных населенных пунктах как того района, в котором был расположен интенсивный очаг стронгилоидоза - психиатрическая больница, с пораженностью ее больных в 10,3%, так и ряда других районов Днепропетровской области. Эти очаги, точнее - микроочаги второго, третьего и т. д. порядка возникают в результате систематического посещения психическими больными своих родственников. Очень возможно, что в какой-то степени этим объясняется и диффузное распространение микроочагов стронгилоидоза, впервые выявленное в западных областях Украины Е. А. Шабловской. Показана была также связь между психиатрическими больницами - интенсивными очагами этого гельминтоза - путем обмена больными.

В той же Днепропетровской области В. С. Борисенко, В. Б. Гольдреер выявили из 2515 больных психоневрологических интернатов 78 инвазированных кишечной угрицей, или 2,83;%.

В одной из психиатрических колоний Харьковской области А. Н. Робцер, С. Я. Заславская обнаружили стронгилоидоз у 1,8% больных, в Черниговской области И. И. Крутик выявил 7 случаев стронгилоидоза среди воспитанников и один среди обслуживающего персонала интерната для умственно отсталых детей.

И. К. Москаленко, С. Я. Заславская, А. Н. Робцер при обследовании по методу Бермана в варианте Шульмана- Москаленко в Харьковской области в 1964-1965 гг. 940 больных с повышенной эозинофилией крови, крапивницей, неустойчивым стулом выявили 18 больных стронгилоидозом, или 1,9%, и при обследовании 7876 больных с нарушениями гепато-билиарной системы методом дуоденального зондирования выявили 32 таких больных, или 0,4%. Из всех 50 больных 36 были местного заражения - в Харькове и в 9 районах области.

А. Н. Робцер и С. Я. Заславская выявили за 10 лет в Харьковской области среди больных с жалобами на крапивницу с повышенной эозинофилией в периферической крови 468 больных этим гельминтозом, из которых 93,5% случая были местного происхождения; было выявлено 9 семейных очагов с общим числом в них 20 больных стронгилоидозом. В Ворошиловградской области Н. С. Волкова, Т. А. Дюбина при обследовании главным образом лиц с заболеваниями органов пищеварения выявили 0,33% больных стронгилоидозом (35 человек), из которых 13 не выезжали за пределы области. В Днепропетровской области В. С. Борисенко и В. Б. Гольдреер в двух районах и двух городах выявили стронгилоидоз у 0,31% населения.

В Ростовской области и в регионе Северного Кавказа A. Ф. Прохоров определял степень пораженности стронгилоидозом по критериям, аналогичным указанным для анкилостомидозов в «Методических указаниях по ликвидации анкилостомидозов» Минздрава СССР: высокая пораженность 10% и больше, средняя-1-9,9%, низкая -0,01- 0,99%) и спорадическая - ниже 0,01%. Из 11 обследованных районов в одном стронгилоидоз не выявлен, в 7--наблюдалась низкая пораженность (0,2-0,9%), в 3 -средняя (1,3-1,5%). При этом подчеркивается неравномерность распространения стронгилоидоза внутри районов. В основе этих различий, как указывают исследователи, лежат как микроклиматические особенности, характерные для данного населенного пункта (например, высота стояния грунтовых вод), так и влияние социального фактора (например, развитие овощеводства, тип населенного пункта и др.). Выявлена повышенная пораженность (1,6%) У лиц с хроническими заболеваниями органов пищеварения и - впервые-с заболеванием туберкулезом (3%). Из всех 109 микроочагов стронгилоидоза семейных микроочагов было выявлено 2,8%.

Страница 1 - 1 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: