Формирование и воспитание молодого врача


Формирование врача, хорошего знающего специалиста, достойного этого высокого звания и своей благородной, одной из самых гуманных профессий, происходит не только в процессе обучения, освоения обширного объема специальных знаний, но и в результате воспитания на основе принципов морали непрофессиональной этики.

Книги, статьи, конференции, доклады, посвященные вопросам медицинской деонтологии, бесспорно привлекают внимание врачей к проблемам профессиональной этики. Они заставляют их задуматься, понять и переоценить многое, что воспринималось и выполнялось нередко бессознательно, интуитивно. Так, первая конференция по проблемам деонтологии и последующие публикации на соответствующие темы сыграли большую роль в оживлении интереса медицинской общественности к этим вопросам применительно к различным областям врачебной деятельности.

Однако было бы ошибочно считать, что публикации в печати, доклады и лекции - основной путь в этическом воспитании медиков, что каждый врач, ознакомившись с соответствующей литературой, не только осознает все стороны врачебного долга перед больным и обществом, но и реализует это в своей практической работе.

Общепризнано, что этическое воспитание врачей должно начинаться со студенческой скамьи. Вряд ли есть необходимость введения какого-то специального курса по деонтологии. Для изложения ее основных принципов достаточно прочесть 2-3 лекции, может быть, в виде вводных, когда начинается изучение основных клинических дисциплин. Последующие клинические лекции и практические занятия студентов в клинике, если они пронизаны идеями профессиональной этики, закрепят понимание ответственности, связанной с врачебной деятельностью, будут прививать сознание врачебного долга. Работа в клинике не только обогащает студента специальными знаниями и навыками; клиника, как надо полагать, является образцом реализации деонтологических принципов, выполнения профессионального долга в отношении больных.

Велика роль преподавателей, которые не только живым словом, но и на деле, своим примером учат будущих врачей. В студенческие годы будущий врач должен быть подготовлен к присяге, которую он будет принимать, получая диплом; подготовлен принять ее не формально, а полностью осознавая, что он себя обязывает пронести через всю жизнь верность врачебной клятве.

Молодой врач в первые годы своей работы зреет как специалист. Он очень нуждается в советах и помощи умудренных опытом старших товарищей по работе (главного врача, заведующего отделением). Воспитание молодого врача на основе принципов медицинской этики - их святая обязанность. Как важно, если руководитель, старший товарищ являются живыми образцами выполнения врачебного долга. Если в учреждении (больнице, поликлинике) создана рабочая атмосфера, соответствующая деонтологическим принципам, - это лучшая школа воспитания молодого врача.

Еще и еще раз нужно подчеркнуть большую воспитательную роль коллектива, создающего, общественное мнение, развивающего у своих членов чувство долга и ответственности за свои действия.

Все изложенное относится не только к врачам, но, и к медикам других категорий - медицинским сестрам, лаборантам, санитаркам и пр.


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: