Патологоанатомическая картина при выпадении прямой кишки


Какие же патологоанатомические изменения наблюдаются в прямой кишке при ее выпадении? Свойственны ли наблюдаемые изменения только выпавшему участку кишки или они охватывают и окружающие, интимно с прямой кишкой связанные органы и ткани? Наконец, являются ли наблюдаемые патологоанатомические и гистологические изменения в стенке прямой кишки при ее выпадении первичными, т. е. предшествуют ли они выпадению прямой кишки, или их нужно рассматривать как изменения вторичного порядка, явившиеся в последующем в результате наступившего уже до того выпадения прямой кишки? Если на первые два вопроса мы нашли более или менее удовлетворительные ответы в имеющейся в нашем распоряжении литературе, то на третий вопрос, наиболее важный с патогенетической точки зрения, мы никаких указаний не имеем.

Н. И. Напалков один из первых обратил внимание на характер изменений в прямой кишке при ее выпадении и нашел следующее: в слизистом слое им была отмечена гиперемия с отдельными участками изъязвлений, мелкоклеточная инфильтрация и слущивание эпителия. В подслизистой при микроскопическом исследовании обнаружены явления застоя и отека. Мышечный слой стенки кишки оказался истонченным и дряблым. Что же касается мышц тазового дна, то они оказались также дряблыми, атрофированными, а под микроскопом было обнаружено соедительнотканное перерождение их. Те же явления были отмечены и в мышечных пучках заднепроходного жома.

К аналогичным результатам в своих исследованиях пришли Жерар, Маршан, Людлофф и др. По исследованиям Кольрауша, в заднепроходном отделе прямой кишки подслизистая имеет мышечные пучки, в то время как подслизистый слой тазового отдела ее более рыхлый, в силу чего легко смещается.

С. М. Эйбер и И. О. Ткаченко следующим образом рисуют патологоанатомическую картину в стенке прямой кишки при ее выпадении: 1) серозно-слизистый катар слизистой оболочки; 2) мелкоклеточная инфильтрация подслизистого слоя; 3) гиперпластическое разрастание эпителия или атрофия его; 4) расширение сосудов (вен) и склерозирование их стенок.

Авторы тут же указывают, что такая же картина наблюдается и при сопровождающем выпадение прямой кишки геморрое.

Атрофию мышечных пучков и изменения в слизистой находил и В. М. Святухин.

Хоуэт подробно останавливается на макро- и микроскопических изменениях в прямой кишке у больных с выпадением ее, причем его находки принципиально ничем не отличаются от вышеописанных.

Произведенные нами гистологические исследования изменений в стенке выпавшего отрезка прямой кишки (приведены ниже) показывают, что эти изменения распространяются и на соседние ткани, в той или иной мере интимно связанные с прямой кишкой. Но, как оказывается, они не характерны только для выпадения прямой кишки, так как встречаются в стенке прямой кишки при геморрое, при выпадении одной лишь слизистой, при проктите, хронических язвах и свищах прямой кишки (наши наблюдения). Таким образом, все обнаруженные изменения, носящие более или менее стойкий характер, являются скорее следствием того или другого страдания, а не его причиной. Между тем многие авторы, занимавшиеся изучением патогистологических изменений в стенке прямой кишки, склонны расценивать их как моменты, предшествующие ее выпадению. В подавляющем большинстве случаев эти изменения нужно рассматривать как явления вторичного порядка, появившиеся в основном после наступившего выпадения кишки, очутившейся в ненормальных условиях.

Порочное положение любого органа в организме, будет ли это почка, сердце, желудок или прямая кишка, благоприятствует развитию в нем тех или других патологоанатомических и функциональных изменений. В прямой кишке эти изменения наступают значительно быстрее в связи с ее большой функциональной нагрузкой, частотой прямого травмирования и подверженностью инфекции. В случаях же острого выпадения прямой кишки мы почти никогда не находили в стенке ее никаких изменений, но эти изменения, как правило, появлялись в дальнейшем, при последующих наблюдениях и
гистологических исследованиях.

При гистологическом исследовании слизистой прямой кишки на второй день после наступившего острого выпадения ее у больного Ш. под микроскопом, кроме явлений отека и гипостаза и сосудах, на слизистой никаких изменений не оказалось.

При гистологическом же исследовании слизистой у того же больного через две недели были отмечены мелкоклеточная инфильтрация, явления стойкого застоя и отека, ишемические очажки, а макроскопически - явления эрозий и кровоточивость.

Чем больше времени проходит с момента острого выпадения прямой кишки, тем более выраженными становятся изменения в мышечном и слизистом слое.
 
Итак, описываемые явления перерождения и атрофии мышц прямой кишки и тазового дна, изменения в слизистом слое и в подслизистой не являются характерными для этих тканей в период, предшествующий выпадению прямой кишки. В частности, наблюдаемое при этом опущение дугласова пространства также возникает в результате атрофии мышц тазового дна, наступившей в связи с существовавшим выпадением кишки, а не предшествует ему. Изменения в тазовом дне, нужно полагать, наступают еще в том периоде выпадения, когда отсутствует основной клинический симптом его - выхождение прямой кишки наружу, в периоде так называемого скрытого выпадения. Одно не подлежит сомнению, что все изменения в стенке прямой кишки и в мышцах тазового дна являются следствием воспалительных процессов в них, как правило, наступающих в связи с выпадением прямой кишки. Об этом в свое время говорил и П. И. Тихов, особенно подчеркивая тот факт, что «выпадение влечет за собой резкие катаральные изменения слизистой, доходящие до язвенного поражения ее». Мы неоднократно наблюдали ульцерозный ректит у неопрятных больных, длительно болевших выпадением прямой кишки.

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Сергей Аведисов

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: