Минеральный обмен при гриппе и респираторных вирусных инфекциях у детей


Известно, что жизнедеятельность организма, возможна при наличии постоянного гомеостазиса «внутренней среды».

Поддержание гомеостазиса осуществляется посредством всех систем организма и в первую очередь нейрогуморальными процессами. Водно-минеральный обмен является одним из звеньев сложной цепи процессов, возникающих в организме в ответ на внедрение инфекционного агента. Изучение этого обмена у больных с изменениями нервной системы представляется особенно интересным, ибо дает возможность судить о степени повреждения регуляторных центров, о включении компенсаторных механизмов, о нормализации нарушенных функций.

Благодаря работам многочисленных исследователей в настоящее время вопросы водно-солевого обмена и его регуляция изучены довольно полно.

Исследованию особенностей водно-минерального обмена у детей в последние годы придается огромное значение. Интерес к водно-солевому обмену у детей, возникший в последние годы, не случаен.

Ввиду физиологических особенностей детского организма (морфологическая незрелость, функциональная неполноценность, несовершенство регуляторных механизмов) водно-минеральный обмен подвержен быстрому изменению под воздействием ряда факторов, в частности инфекций. Возникнув в начальном периоде болезни в цепи неспецифических реакций организма в ответ на внедрение патогенного агента, сдвиги водно-минерального обмена в дальнейшем могут явиться причиной стойких нарушений деятельности организма и вызвать глубокие и порой необратимые изменения.

Усиленный основной обмен у детей раннего возраста и относительно большая поверхность тела обусловливают более интенсивный водный обмен.

Г. Фанкони показал, что грудной ребенок ежедневно с мочой, стулом, дыханием, испарением с поверхности тела теряет около 700 мл, или 1/10 своего веса, тогда как у взрослого потери жидкости составляют 1/30 его веса.

И. Тодоров считает нормальным для детей 1-5 лет суточный диурез 600-900 мл, 5-10 лет - 700-1200 мл, 10-14 лет - 1000-1500 мл. А. Э. Фридман при обследовании 19 здоровых детей в возрасте от 3 до 12 лет отметил колебания водного диуреза от 400 до 1350 мл. По Н. В. Воротынцевой, у 38 здоровых детей от 4 до 8 лет суточный диурез воды равнялся в среднем 680 мл.

Для нормальной жизнедеятельности клетки огромное значение имеет состав омывающей ее жидкости. Ведущую роль в этом играют электролиты, особенно катионы натрия, калия, кальция. Концентрация натрия в сыворотке крови здоровых детей, по данным различных авторов, колеблется от 260 до 360 мг%.
 
Основным путем выделения натрия являются почки. При обычной смешанной пище суточное выделение натрия с мочой равнялось 2,6 г.

Концентрация калия в сыворотке крови значительно ниже, чем натрия, поэтому в поддержании осмотического давления экстрацеллюлярной жидкости его роль невелика. Несмотря на это, даже небольшие колебания уровня калия в сыворотке крови вызывают тяжелые изменения в организме и проявляются рядом клинических симптомов. Содержание калия в сыворотке крови здоровых детей колеблется в пределах 14-24 мг%. Основным путем выделения калия служат почки. Суточное выделение калия с мочой у здоровых детей составляет 1,1 г.

Количество кальция в организме сравнительно велико. Главная часть его находится в костях, где он связан в виде фосфатов и карбонатов. В экстрацеллюлярной жидкости растворена лишь небольшая его часть. Однако при минимальных сдвигах концентрации кальция в сыворотке крови возникают серьезные нарушения в деятельности ряда органов и систем. Общее содержание кальция в сыворотке крови 9-11 мг%.

К экстрацеллюлярной жидкости относится также спинномозговая. Характер функционирования нервных клеток центральной нервной системы в значительной степени определяет химический состав омывающей его жидкости. Соотношение ионов натрия, калия и кальция в ликворе характеризует состояние возбудимости и реактивности центральной нервной системы, имеющей большое значение в формировании тех или иных патологических явлений.

Количество натрия, калия и кальция в ликворе у здоровых людей, по данным ряда авторов, довольно вариабельно. Концентрация натрия колеблется от 260 до 360 мг%, т. е. приблизительно в тех же пределах, что и концентрация натрия в сыворотке крови. Колебания концентрации калия очень велики - от 8,5 до 21 мг%, концентрации кальция - от 4,5 до 7 мг%.

Водно-солевой обмен у детей изучен при заболеваниях почек, при желудочно-кишечных расстройствах, при инфекционном гепатите и многих других патологических состояниях.

Исследования водно-минерального обмена при гриппе и других респираторных вирусных инфекциях единичны, поэтому определенных закономерностей фактически не выявлено. Анализ литературных данных труден, так как исследования велись при различных состояниях. Контингент наблюдавшихся больных был неоднороден по тяжести течения процесса, степени интоксикации, выраженности того или иного синдрома. Сопоставления данных минерального обмена с клиническими особенностями заболевания большинством авторов не проводилось. Нередко исследователи ограничивались однократными определениями содержания электролитов, не учитывая фазу инфекционного процесса. Сложность интерпретации данных литературы состоит также в том, что вопросы регуляции водно-минерального обмена у этих больных не изучались, а заключения делались только на основании обнаружения сдвигов в концентрации того или иного электролита.

Одной из первых работ, посвященных изучению содержания электролитов в сыворотке крови больных, гриппом, явилось исследование Р. М. Бронштейна и Р. В. Лившиц. Авторы отметили повышенное содержание натрия и хлора в сыворотке крови как в остром периоде болезни, так и в периоде выздоровления. Показатели калия и кальция, вначале сниженные, в период репарации приходят к норме.

Н. М. Златковская, изучая изменения нервной системы при гриппе у детей, отметила снижение в ликворе калия до нижних границ нормы при нарастающих показателях натрия. В сыворотке крови натрий к калий оставались в пределах нормы.

Б. И. Кошель-Плескунова и соавторы обнаружили у детей с тяжелым течением респираторной вирусной инфекции значительное повышение уровня натрия в сыворотке крови до 380-530 мг%. Столь высокое содержание натрия отмечалось не только в остром периоде, но и в стадии репарации. Уровень калия у большинства больных оставался в норме и лишь у единичных детей был высоким. Аналогичные данные были получены С. Г. Слкуни и Г. А. Кирокосян, Walch и др..

Исследования в этом направлении проведены Ж. М. Минасян. Автор определял содержание электролитов в ликворе у 77 больных с менингеальный и менингоэнцефалитическим синдромом, возникшим в связи с респираторной вирусной инфекцией (грипп, парагрипп, аденовирусная инфекция), а также у больных с менингитом энтеровирусной и бактериальной этиологии. В 51,9% случаев обнаружено нормальное содержание натрия в ликворе, в 33,8% - повышенное и в 14,3% - сниженное. Уровень калия в ликворе оставался нормальным у 59,7%, повышенным - у 23% и пониженным - у 16,9% больных. Постоянной взаимосвязи между уровнем электролитов в плазме крови и ликворе не отмечено.

А. П. Шальнева и соавторы, С. И. Трембовля и соавторы у больных с энцефалитическим синдромом при респираторной вирусной инфекции обнаружили снижение концентрации калия в эритроцитах и плазме и повышенное содержание натрия в эритроцитах.

Фактически на этом перечень работ, посвященных изучению минерального обмена при респираторных вирусных инфекциях, можно было бы закончить. Но, как известно, нарушения водно-минерального обмена не являются специфичными и не зависят от этиологии заболевания. Изучение водно-минерального обмена при состояниях, аналогичных нейротоксическому синдрому при респираторной вирусной инфекции, проводилось рядом исследователей.

Э. Керпель-Фрониус, Rapoport, Prader и Rossi описали токсические состояния у детей при гриппе, сопровождавшиеся учащенным дыханием, цианозом, двигательным беспокойством и нарушением сознания. Указанные состояния были охарактеризованы как «гипервентиляционный токсикоз» или «гриппозный токсикоз с первичным гиперпноэ у грудных детей». Изменение минерального обмена заключалось в наличии гипернатриемии в сыворотке крови и уменьшении диуреза.

Rossler и Polacek, Singh наблюдали «гипертермический синдром», часто развивающийся у грудных детей при гриппе. Отмечено снижение уровня натрия в сыворотке крови, a Kiegel и Kossel при аналогичных состояниях находили увеличение электролитов.

Bodd и Kiss описали «нейротоксический синдром», который наблюдался при различных инфекциях, в том числе и гриппозной. Нарушения минерального обмена сводились к гиперэлектролитемии без тяжелого внеклеточного эксикоза. При исследовании органов погибших не обнаружено увеличения концентрации ионов внутри клетки, что позволило авторам сделать вывод о наличия при указанных состояниях обратного тока жидкости из внеклеточного пространства в клетку, в силу чего происходили ее отек и набухание.

Большой интерес представляют работы по изучению водно-минерального обмена при заболеваниях мозга. Allot один из первых показал у больных с заболеваниями мозга наличие гипернатриемии и гиперхлоремии, сочетавшихся с низким выделением их с мочой (при нормальной функции почек). В дальнейшем Higgins и соавторы обнаружили аналогичные изменения.

Hangerlang, Vortnerr и Weber у больных вирусными энцефалитами отмечали различного рода нарушения водно-минерального обмена. В большинстве случаев концентрация натрия в сыворотке крови повышалась до 368-438 мг% и уменьшалось его выделение с мочой. Аналогичные изменения отмечал Taylor у больных с поражением диэнцефальной области.

Имеются единичные сообщения о характере нарушения водно-минерального обмена у больных с инфекционно-токсическими судорогами.

Изучение водно-минерального обмена было проведено нами у 161 ребенка: у 133 - при респираторной вирусной инфекции и у 28 - при менингите.

Из 133 больных, обследованных в разгар заболевания, нормальный уровень натрия был у 95 (71,4%), гипонатриемия - у 5 (3,8%) и гипернатриемия - у 33 (24,8%), т. е. у 28,6% имелись отклонения от нормы. Средний уровень натрия у больных респираторной вирусной инфекцией был значительно выше такового у здоровых детей (325+4,92 мг%). Наиболее высокий уровень натрия был у больных энцефалитом и с энцефалитическим синдромом (354,8+10,58 мг%), а также у больных с судорожным синдромом (348,0+ 8,02 мг%). При сравнении с группой здоровых детей разница статистически достоверна.

Уровень калия в сыворотке крови в остром периоде заболевания был в норме у 91 ребенка (68,4%). Гипокалиемия наблюдалась у 7 (5,3%), гиперкалиемия - у 35 (26,3%), т. е. у 31,6% имелись отклонения от нормы. Средние показатели уровня калия при всех неврологических синдромах были (значительно выше, чем у здоровых детей (17,4+0,13 мг%). Но особенно высокие показатели отмечены у больных энцефалитом и с энцефалитическим синдромом (23,1+0,91 мг%), а также при судорожном синдроме (20,9+0,5 мг%) и менингите (20,3+0,45 мг%). По сравнению с группой здоровых детей разница статистически достоверна. При гиперкалиемии чаще отмечалось неблагоприятное течение заболевания, длительно не снижалась температура, нередко развивались рецидивы и осложнения. Таким образом, при тяжелом течении респираторной вирусной инфекции, протекающей с судорогами и значительными изменениями со стороны нервной системы, довольно часто отмечалась гиперкалиемия и гипернатриемия.

Однако у другой группы детей с респираторной вирусной инфекцией происходило уменьшение этих показателей. Содержание натрия было снижено у 3,8% детей, калия (менее 15 мг%) - у 5,3% детей. Особенно часто гипокалиемия и гипонатриемия имели место у детей, в анамнезе или клинической картине заболевания которых наблюдались упорная рвота, анорексия, повышенная потливость и диспепсические расстройства (например, у больных аденовирусной инфекцией).

Уровень кальция в сыворотке крови в острый период заболевания оставался в норме у 60 из 85 обследованных, у 14 (16,4%) был снижен и у 11 (13%) - повышен. Однако средний уровень кальция в сыворотке крови больных оставался в пределах нормы (9,1-10,1 мг%), что, возможно, связано с довольно большими размахами его колебаний. При индивидуальном анализе снижение уровня кальция наблюдалось в основном у больных с судорожным синдромом и одновременно сочеталось с гиперкалиемией.

В послелихорадочном периоде, несмотря на снижение температуры и улучшение общего состояния, уровень натрия в сыворотке крови продолжал повышаться. Абсолютное увеличение натрия отмечено в 27,3% случаев (в остром периоде в 24,8%), на верхней границе нормы натрий был в 20,1% случаев (в острый период всего в 9%). Средний уровень натрия повысился при всех неврологических синдромах, но особенно у больных энцефалитом и с энцефалитическим синдромом (466,0+11,55). Разница оказалась статистически достоверной как при сравнении данных послелихорадочного периода с нормой, так и с данными в остром периоде. Содержание натрия в сыворотке крови отдельных больных энцефалитом достигало 490-512 мг%.

В периоде выздоровления уровень натрия у большинства больных хотя и приближался к норме, но все же у 9,1% отмечалось его повышение и у 21,2% - тенденция к повышению.

В катамнезе абсолютное увеличение натрия отмечено в 3,5%, натрий на высшей границе нормы - в 12,3% случаев. Таким образом, даже в периоде выздоровления и в катамнезе уровень натрия в сыворотке крови полностью не нормализовался. Это особенно отчетливо было видно в группе больных энцефалитом и с энцефалитическим синдромом. В среднем содержание натрия у этих больных в катамнезе составило 305+7,33 мг%. При сопоставлении с уровнем натрия у здоровых разница оказалась незначительной и статистически недостоверной.

При индивидуальном анализе отмечено, что высокий уровень натрия оставался также при негладком течении заболевания: длительном субфебрилитете, волнообразном течении. У больных с гипернатриемией в катамнезе имелись явления астении, вегетативной лабильности, дистонии и изменения электроэнцефалограммы.

Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Калерия Ладодо

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: