Результаты лечения хронического алкоголизма


Нам необходимо уточнить критерий выздоровления. Об излечении можно говорить лишь по отношению к тем бывшим алкоголикам, которые освободились от своей болезни в такой степени, что способны к умеренному употреблению спиртных напитков. Подобные случаи если и встречаются, то в виде единичных исключений. В большинстве случаев успеха удается достигнуть лишь при условии абсолютной и пожизненной абстиненции. При этом больной из "активно" пьющего становится лишь "латентным" алкоголиком. Хотя на практике здесь налицо известные успехи, по существу же речь может идти лишь о какой-то стабилизации.

Абстиненцию нельзя использовать в качестве критерия успеха, поскольку она является не признаком улучшения здоровья, а лишь условием и предпосылкой его. Кроме того, небольшие рецидивы не означают еще терапевтической неудачи и не свидетельствуют о неизлечимости. Решающими моментами являются здесь качество и длительность социальной адаптации, наличие психической перестройки и медицинской стабилизации: трудоспособность, социальный рост, оздоровление семейных отношений, предотвращение психической и соматической деградации.

Сравнительная оценка результатов различных методов лечения крайне затруднительна не только вследствие различия форм алкоголизма, но и потому, что до сих пор нет еще достаточно широко поставленных катамнестических исследований, которые охватывали бы не менее чем 10-летний период. Нужно, однако, думать, что традиционные формы алкоголизма в закрытых лечебных учреждениях были не так уж безуспешны. Так, например, тщательное исследование Менга показало, что такого рода терапия более или менее успешна в 24% случаев (11% выздоровлений и 13% заметных улучшений). Коуэн обнаружил, что среди 100 алкоголиков, подвергнутых в США двухмесячному принудительному интернированию в закрытом психиатрическом учреждении без применения особых терапевтических мероприятий, по истечении 6 лет у 25% наблюдалось "заметное улучшение". Из этого следует, что старая догма о безуспешности принудительного лечения не вполне правильна, т. е. добровольность и сознательность в деле лечения хотя и являются благоприятным предзнаменованием, но решающим моментом считать их нельзя.

Естественно поэтому возникает вопрос, каков прогноз для тех случаев хронического алкоголизма, когда не проводилось интенсивного лечения и они зависели лишь от юридических и общественных норм данной среды. Лемуре (США), опросив наблюдавшихся им больных о жизненном пути их также страдавших алкоголизмом предков за два поколения, выяснил, что из 500 этих уже умерших алкоголиков 57% явились жертвой последствий своего алкоголизма, 22% перестали пить во время болезни, от которой они умерли, а 11% бросили пить до болезни, вызвавшей смерть, но после 45-летнего возраста. Это позволяет говорить о том, что в 2/3 случаев алкоголики оказываются "неисправимыми", а в 1/3 они прекращают пьянство по собственному почину.

Тщательный анализ катамнестических данных подтверждает давно известную истину, что прогноз определяется совместным действием таких факторов, как семейная ситуация в детстве, доалкогольное психическое состояние, возраст, степень алкоголизма, а также настоящее профессионально-служебное и семейное положение. Лекарственные методы служат поэтому лишь дополнительными, вспомогательными средствами, положительное влияние которых возможно лишь при благоприятном характере указанных факторов.

Сравнительно хорошие результаты, достигаемые воспитательными и лекарственными мероприятиями, проведенными больным старше 50-летнего возраста, показывают, насколько ошибочно широко распространенное мнение, что больные пожилого возраста якобы не поддаются противоалкогольному лечению. Наоборот, наступающее у них торможение жизненных инстинктов и некоторое укрепление личности обычно повышает сопротивляемость к алкоголю.

В настоящее время практически уже ясно, что благодаря соматическим средствам во многих случаях можно избежать годичных курсов лечения в стационарах. Благодаря этому отпадает необходимость в соответствующих расходах, больной не лишается ни должности, ни заработка. В то же время лекарственная терапия не увеличивает удельного веса находящихся на излечении абстинентов так как хорошие результаты лечения и прежде всего длящаяся годами абстиненция, зависят не только от фармакологических факторов, сколько от того, в какой степени удалось добиться психической перестройки больного.

Рецидивы у амбулаторных больных в настоящее время не так уж страшны, так как с помощью дисульфирама можно всегда весьма легко добиться внешней ресоциализации больного, что имеет большое практическое значение.

Пока еще мы не имеем ясных критериев, в каких случаях применять лекарственную аверсионную терапию, а в каких - поддерживающее лечение дисульфирамом. Конечно, при надлежащей терапевтической активности хороших результатов можно добиться с помощью любого метода, но вопрос о выборе пути лечения в каждом случае все же небезразличен. К всестороннему изучению этого вопроса приступили лишь в последние годы. Первый шаг в этом направлении сделал Мюллер по отношению к лекарственным средствам. Он справедливо подчеркнул, что соматические методы пригодны не только в отношении больных, поддающихся воспитательному воздействию, но и для тех, на кого психически воздействовать уже невозможно, т. е. безнадежных хронических алкоголиков, а также для больных с психопатическим характером (морально неполноценных и психотерапевтически недоступных). И здесь можно добиться частичных успехов, если только этих больных можно в какой-то степени приобщить к трудовой жизни. Фармакологические средства могут быть полезны и для небольшой по удельному весу третьей группы, которая прогностически представляется благоприятной: это больные, которые из ложного стыда не решались до сих пор подвергнуться лечению, но охотно соглашаются на фармакологические методы терапии, поскольку внешне они не имеют ничего общего с психиатрией. Эти средства применимы, наконец, и к четвертой, самой большой и наиболее важной, группе, т. е. к тем, у кого, согласно основному требованию Стахелина, психическая перестройка и возможна, и необходима.

Фармакологические вспомогательные средства не только проложили новые терапевтические пути и дали толчок к новым исследованиям в области алкоголизма, но, кроме того, привлекли внимание общественности к этой проблеме и узаконили за алкоголизмом название болезни, а тем самым содействовали замене устаревших юридических форм и общественного призрения современными формами социальной медицины. Рост лечебных противоалкогольных центров вне системы психиатрических учреждений повысил число прогностически благоприятных случаев среди желающих излечиться от этого недуга. Благодаря этому улучшился и общий прогноз для хронического алкоголизма.

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Рудольф Вусс

Еще по теме:


copy2021Cox, 28.02.2024 17:26:56
2020   ,  ,   }}}}}}
https://www.copy2021.com/product/detail/4420.htm
https://www.copy2021.com/list/149-page=10.htm
Bagssjpfousa, 01.03.2024 20:45:47
"N ,,N,,,,.No.1,  }}}}}}
https://www.bagssjp.com/product/detail-9705.html
Bagssjpfousa, 05.03.2024 19:11:55
}}}}}}
https://www.bagssjp.com/product/detail-7473.html
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: