Наркозависимость от стимуляторов, лечение


К важнейшим возбуждающим средствам, которые применялись и которыми злоупотребляли до, во время и в особенности после первой мировой войны, относится кокаин. В 1884 г. он был введен в качестве местного обезболивающего средства и вскоре стал применяться в форме инъекций для подавления симптомов абстиненции при отнятии морфина. С конца прошлого столетия кокаинизм стал распространяться, сначала в особо опасной форме морфино-кокаинизма, среди деклассированных элементов больших городов (главным образом Франции и Америки), затем среди беспризорных, психически больных, а также в некоторых кругах студенчества (например, в Швейцарии), но особенно широкого распространения в Европе он все же не получил, и законодательство сравнительно легко справилось с этой наркоманией. В неевропейских странах кокаинизм, наоборот, в течение нескольких последних десятилетий охватил довольно широкие круги населения. Так, число кокаинистов в Индии в 1931 г. определялось в 0,5-1 млн. человек. Само собой разумеется, что в Южной Америке, где листья куста кока жевались для повышения работоспособности, для подавления усталости и чувства голода еще до эпохи инков, этот алкалоид стал таким же общераспространенным и общедоступным ядом, как алкоголь в других частях света. При кокаинизме наблюдаются маниакально-подобные состояния опьянения с резким психомоторным возбуждением, но без атаксии, с ускорением мыслей и широковещательностью, но без ошибочных действий, с эйфорической, а затем тревожной окраской настроения, с исчезновением всех моральных задержек и с явлениями базедовизма.

Все еще большое значение принадлежит так называемым возбуждающим аминам, которые появились в начале 30 годов XX века в США и Германии, а именно производному адреналина бензедрину и фенилалкиламинам, а также риталину. Возбуждающие амины родственны катину, уже много столетий знакомому арабам и абиссинцам, которые едят его в "кате" - вкусовом веществе, приготовляемом из растения Catha edulis, возбуждающем, придающем бодрость, подавляющем чувство голода и т. п. При приеме риталина центральный эффект преобладает над периферическим. Он выражается в ряде симпатомиметических явлений (усиленной деятельности сердца, повышении кровяного давления, сужении сосудов).
 
Возбуждающие амины особенно широко распространены в странах, где они, как, например, в Швейцарии, выдаются без рецепта, и в которых, как, например, в США и в Германии, вся жизнь носит исключительно напряженный характер.

Среди потребителей возбуждающих аминов много людей слабовольных, лишенных выдержки, сенситивных, эмоционально лабильных, а нередко инфантильных, которые располагают слишком недостаточным запасом здоровой энергии или, гонимые честолюбием и тщеславием, хотят повысить свою продуктивность. Большинство лиц, злоупотребляющих этими аминами, относится к психопатам и невротикам (преимущественно с уклоном в сторону неврозов недостаточности и сексуальных). Меньшинство наблюдавшихся нами больных страдало реактивными депрессиями и истощением.

В семьях наших больных преобладали алкоголики, психопаты (неуравновешенные, апатичные, взрывчатые), сексуально извращенные, реже страдающие психозами, самоубийцы и преступники. Интеллигенты, особенно врачи, фармацевты и студенты-медики, обращаются к этим медикаментам, чтобы суметь преодолеть трудности своих профессий или удачно сдать экзамены. Другие ищут в аминах способ прогнать усталость, подстегнуть свои слабеющие силы, чтобы справиться со срочной работой. Третьи более или менее случайно обнаруживают бодрящее действие этих медикаментов, когда они назначаются им против бронхиальной астмы, при постинфекционной или послеоперационной слабости, при похмелье после алкогольных эксцессов и т. п. Особенно опасна широковещательная реклама, настойчиво рекомендующая Эти препараты всем желающим похудеть с помощью ослабления аппетита или страдающим теми или иными половыми расстройствами. К счастью, опасность привыкания здесь далеко не так велика, как при употреблении морфина: физическая зависимость от аминов незначительна, так как симптомы абстиненции гораздо слабее и никогда не достигают степени невыносимости. Они выражаются главным образом в усталости и сонливости (вследствие недостаточного сна). Психическая же зависимость может, наоборот, стать очень значительной вследствие скрытого переутомления, вызванного длительной стимуляцией. В тех случаях, когда уже создалась привычка к аминам и больной вынужден быстро повышать их дозы, чаще, чем при других наркоманиях, возникают психотические реакции.

Возбуждающие амины воздействуют прежде всего на межуточный мозг с его гипоталамическими "энергетическими" центрами. Действие этих новых стимуляторов идет главным образом по линии возбуждения, снятия чувства усталости и растормаживания интеллектуальной деятельности и элементарных движений. "Аварийная функция" органов, иннервируемых симпатическими нервами, может быть подавлена возбуждающими аминами, а это может вызвать опасные для жизни явления коллапса. Эйфория, которая непосредственно была бы связана с этими медикаментами, не наблюдается чувство удовлетворенности, прилива сил, повышенной активности, приятной психической оживленности - все это близко к состоянию, возникающему, хотя и в меньшей степени, благодаря кофе или чаю, но не имеет ничего общего с непосредственной эйфоризацией, которую вызывают, например, морфин или кокаин.

Эти амины по существу не воздействуют на меланхолию. Основной их эффект обусловлен активизацией импульсивной стороны интеллектуальных процессов, повышением стремительности и темпа мышления, притоком новых идей, расшатыванием старых ассоциативных связей. Поэтому возбуждающие амины благоприятствуют полету фантазии, "художественному" творчеству, но могут неблагоприятно отразиться на строго деловой, научной работе. Если же эти медикаменты применяются привычным образом и регулярно, то их благотворный эффект быстро падает. Дозы повышаются не потому, что этого требуют сколько-нибудь ощутимые симптомы абстиненции, а вследствие психической и физической усталости, вызванной расстройством сна и аппетита, которые в свою очередь обусловлены длительным и непрерывным употреблением медикамента. Постоянное повышение дозировки приводит с течением времени к тяжелому перенапряжению организма. Если после долгого употребления медикамента следует его отнятие, больной погружается обычно в долгий и глубокий сон. У лиц, которые не страдают ни усталостью, ни сонливостью, ни истощением, возбуждающие амины не повысят ни психической, ни физической продуктивности.

С соматической стороны возбуждающие амины (в наименьшей степени это свойственно риталину) вызывают повышение кровяного давления, усиление диуреза и частоты дыхания, расширение бронхов и сокращение мышц верхних дыхательных путей, сухость во рту, дряблость мускулатуры желудка и исхудание. При небольших дозах этих средств либидо и потенция у мужчин уменьшаются, при больших же - сильно замедляется эякуляция при чрезвычайном оживлении сексуальной фантазии (пластические образы перверсий и т. п.). У женщин часто наблюдается сильное половое возбуждение. Длительное злоупотребление препаратом обычно приводит к "стволовым" гиперфрениям с неугомонной хлопотливостью и беспокойной суетливостью, столь контрастирующими с мелочно-тщательным исполнением работ второстепенного значения. Вследствие того что злоупотреблению аминами часто сопутствует злоупотребление алкоголем или снотворными средствами, в большинстве случаев развивается стойкое угрюмо-раздражительное настроение с отдельными весьма резкими аффективными взрывами и склонностью к примитивным реакциям.

Аминовые психозы являются следствием отчасти продолжительного тяжелого отравления (и тогда они представляют собой усиленную степень острых психических воздействий этих аминов), отчасти же длительного расстройства сна, напоминая кокаиновые психозы. Обычно возникают параноидные реакции с недоверчиво-тревожным настроением и бредовыми идеями отношения, ущерба и преследования, которые могут удерживаться в течение целых недель и лишь постепенно ослабевают вместе с сокращением или прекращением приема медикамента. Иногда также развиваются, как правило, в результате особенно сильного злоупотребления медикаментом острые параноидальные психозы, преимущественно окрашенные тревогой, но иногда и с элементами дурашливости.

Если не говорить о редко встречающихся психоорганических расстройствах, то речь здесь идет не о самостоятельных и продолжающих развиваться психозах, а о психотических реакциях, которые зависят от величины дозировки и обычно проходят в течение нескольких дней после отнятия медикамента. Большинство больных погружается в сон, а затем в течение долгого времени находится в состоянии усталости и бездеятельной вялости. В дальнейшем аппетит быстро усиливается. У некоторых больных после дезинтоксикации сохраняются расстройства сна, что заставляет их прибегать к снотворным средствам и к алкоголю, ввиду чего остается астенический синдром. Эти наркоманы, подобно другим неалкогольным наркоманам, могут стать очень эгоистичными, могут сами мучиться и мучить других, опуститься.

Диагноз основывается на наличии соматических симптомов и своеобразного гиперфренного синдрома с его переходами в гипофренные состояния или в характерные психотические реакции, которые после отнятия медикамента быстро прекращаются, сменяясь выраженной астенией и сном.

Прогноз, как при всех наркоманиях, зависит от основных черт характера больного, от особенностей его среды и от причин интоксикации. Он благоприятен у тех больных, которые принимали стимуляторы в преходящих ситуациях перенапряженности или для подавления соматических заболеваний, но неблагоприятен в тех случаях, когда мы имеем дело с вялыми и безвольными людьми, весьма склонными к тому, чтобы при любых расстройствах сна прибегать к барбитуратам, что располагает к возрастающему злоупотреблению и стимуляторов. Так развивается полинаркомания, приводящая к тяжелым формам психической опустошенности, при которой опасность рецидива особенно велика.

Лечение в общем такое же, как и при других наркоманиях, но отнятие медикамента может и должно производиться немедленно, а возможные при этом коллаптоидные явления требуют применения обычных средств, улучшающих кровообращение, например корамина, симпатола, веритола (особенно эффективно вдыхание кислорода). При вызванных возбуждающими аминами психозах рекомендуется описанная выше инсулинизация в сочетании с нейроплегиками, в особенности при значительном истощении больных. Новые наркомании, обусловленные применением болеутоляющих и возбуждающих средств, свидетельствуют о том, насколько губительны могут быть последствия торговой рекламы и как необходима разъяснительная работа среди врачей, населения и тех государственных органов, которые так или иначе причастны к вопросам здравоохранения.

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Евген Стахелин

Еще по теме:


Bagssjpfousa, 13.02.2024 11:03:59
3-6. }}}}}}
https://www.bagssjp.com/menu/menu_pinpai-4-62.html
https://www.bagssjp.com/product/detail-779.html
https://www.bagssjp.com/product/detail-4412.html
https://www.bagssjp.com/product/detail-501.html
https://www.bagssjp.com/product/detail-3141.html
Bagssjpfousa, 19.02.2024 12:38:08
IWC}}}}}}
https://www.bagssjp.com/product/detail-4493.html
copy2021Cox, 20.02.2024 07:17:05
2020-!  N2020!  }}}}}}
https://www.copy2021.com/product/detail/13997.htm
https://www.copy2021.com/product/detail/9978.htm
Bagssjpfousa, 26.02.2024 12:02:38
,,    (CHANEL),  (GUCCI) ,(lv)    , ,, }}}}}}
https://www.bagssjp.com/product/detail-8759.html
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: