Психопатологические явления при заболевании японским энцефалитом и родственными формами


В последнее время был открыт ряд вирусов, являющихся причиной эпидемического и эндемического энцефалита и менингоэнцефалита. Разносчиками этих встречающихся во всех странах мира видов вирусов являются членистоногие - мухи и клещи. Если в лабораторных условиях с помощью серологических методов легко различить отдельных представителей этой группы вирусов или по крайней мере установить близкое родство между ними, то клиническая картина заболеваний, вызванных этими вирусами, не позволяет решить вопрос относительно возбудителя болезни. Клинические признаки заболевания могут вызвать подозрение на вирусный энцефалит, а эпидемиологические соображения могут сузить круг подозреваемых возбудителей болезни. В тех местах, где распространены многие из этих хотя и родственных, но отличающихся друг от друга в иммунобиологическом отношении видов вирусов, даже опытный диагност не сможет поставить точный диагноз, не прибегнув к лабораторным исследованиям. Особенно это относится к определенным областям Калифорнии, где довольно часто встречаются вирусы восточного и западного энцефалита и вирус энцефалита Сан-Луи.

Восточный конский энцефаломиелит, западный конский энцефаломиелит и энцефалит Сан-Луи. Эти три вирусных заболевания особенно широко распространены в Северной Америке и протекают обычно в форме эпидемий. Летом 1933 г. в Сан-Луи вспыхнула эпидемия заболевания, похожая по своим клиническим проявлениям на японский энцефалит. Однако, как вскоре выяснилось, речь шла о другом новом возбудителе, который называется с тех пор вирусом энцефалита Сан-Луи. Вирус был открыт в 1938 г. во время эпидемии в США, которая коснулась прежде всего детей. Вирус был причиной эпидемий в западных районах США и Канады. Особенно сильные эпидемии в этих областях наблюдались в 1938, 1941, 1947 и 1952 гг. Эпидемия поражала все возрасты, даже новорожденных. Особо высокий процент заболевания был отмечен среди маленьких детей. Клинические симптомы заболеваний возникали иногда внезапно. В картине болезней преобладает неврологическая симптоматика: высокая температура, головная боль, рвота, ригидность затылка, нарушения сознания. У новорожденных наблюдаются судороги, у маленьких детей эти явления наблюдаются реже, у взрослых их почти совсем не бывает. Среди психических изменений нужно назвать состояние затемнения сознания любой степени. Некоторые больные лишь немного сонливы и оглушены, другие находятся в состоянии глубокого оглушения и даже в коматозном состоянии.

В 75% случаев состояние напоминает летаргию, проявляющуюся отчетливее всего на 5-7-й день болезни. По данным статистики, у больных на фоне сноподобного состояния сознания отмечается особое благодушие. Гораздо реже встречаются делирии, сумеречные состояния и состояния спутанности. Подобные психозы могут продолжаться после падения температуры в конце первой недели в течение нескольких дней. Это относится и к легким формам помрачения сознания. В острый период наблюдаются нередко церебрастенические симптомы. У маленьких детей обнаруживается общее повышение мышечного тонуса. Для всех возрастов характерны параличи конечностей, нарушение в рефлекторной сфере, нарушения координации, миоклонии, прежде всего тремор и другие гиперкинезы, иногда параличи глазных мышц и дизартрия. Данные о смертности при этих заболеваниях очень различны: в 1941 г. она составляла 10% всех случаев  в то время как по данным американских медиков, смертность среди детей в 1939 г. составила во время эпидемии - 74%.

Однако особый интерес психиатрии вызывают последствия этих энцефалитов. Известно, что наиболее тяжелые остаточные явления наблюдаются у грудных детей. С возрастом эти резидуальные явления встречаются реже. К интересному выводу пришли Геттинг и Айрес. Наблюдая в течение 9 лет состояние 9 детей, перенесших заболевание во время эпидемии в США в 1938 г., они установили следующее: у 2 детей не обнаруживалось никаких психических отклонений, двое других детей погибли за это время от последствий энцефалита, у пяти остальных были обнаружены существенные дефектные симптомы. Прежде всего были затронуты интеллектуальные способности детей.

Мулдер и Таллер изучали в 1949 г. последствия заболевания у 29 больных. Тяжелая острая форма энцефалита оставила после себя особенно серьезные резидуальные синдромы. У детей были обнаружены фокальные приступы, у взрослых больных (у 6 из 12) преобладали отчетливые симптомы дефекта. К последствиям болезни относятся экстрапирамидные синдромы и значительное изменение характера. Так, в одном случае у больного (молодой мужчина 31 года) отмечалась бедная мимика, монотонная речь, мышечная гипертония и тремор левой руки. Он был небрежен, нечистоплотен и проявлял примитивные сексуальные стремления.

Часть авторов допускают возможность появления и церебральных симптомов к концу заболевания. Обширные исследования по изучению последствий вирусного эпидемического энцефалита в Калифорнии в 1950-1953 гг. были проведены Фанли и Пальмером. Из 217 обследованных у 50 взрослых больных обнаруживались объективные и субъективные остаточные явления. Значительные психические изменения наблюдались у 3 больных, органические знаки - у двух, и нарушения движений - у 17 больных. Однако паркинсонизма не наблюдалось. Среди детей процент явлений дефекта выше. Из 98 детей у 53 были обнаружены нарушения психического развития, парезы и гиперкинезы.

Японский энцефалит. Вирус японского энцефалита - инфекционного заболевания на Японских островах, впервые описанного в 1897 г., был выделен в 1934 г. Клинические и морфологические признаки этого опасного для жизни человека заболевания были описаны японскими учеными Канеко и Аоки. В последние годы войны и особенно в период корейского конфликта эпидемия японского энцефалита распространилась в войсках США. В 1950 г. случаи заболевания были зафиксированы в Японии, Корее. Яков Ньютон и Дональд Хансен обнаружили в период между июлем и октябрем 1950 г. 299 случаев заболевания среди американских солдат в Корее.

Клиническая картина японского энцефалита, называемого также энцефалитом Б, не отличается от клинических признаков энцефалита Сан-Луи и других родственных североамериканских вирусных энцефалитов.

Канеко и Аоки наблюдали в большинстве случаев тяжелые острые психозы, особенно делирии, аменцию, состояния двигательного возбуждения и спутанности, корсаковский синдром. Японские авторы отвергли связь этих явлений с повышением температуры, так как психозы часто появлялись уже после ее спада. Американские авторы считают более типичным состояние спутанности и оглушения. По мнению Сабина, этот вид энцефалита должен называться "летаргическим". У 72% больных амнезия наблюдалась как в период заболевания, так и после него. Об интересных наблюдениях в Корее сообщают Линкольн и Сиверстон. Они отмечают, что первыми признаками энцефалита у американских солдат было появление психических нарушений, которые иногда ошибочно называли "неврозами".
 
Данные о последствиях заболевания представляют собой довольно пеструю картину. Эпидемия энцефалита в 1948 г. оставила у 10% больных остаточные дефектные симптомы. Аринг называет при этом моно-, пара- и гемиплегию, расстройство речи, синдром Паркинсона и психоз с шизофреноподобной картиной. Морфологические отклонения свидетельствуют о большом разнообразии резидуальных явлений. У 19 американских солдат Аринг не обнаружил органических последствий энцефалита.

Другие родственные формы. Некоторые другие виды вирусов вызывают заболевания, клинические картины которых напоминают признаки описанных выше энцефалитов. Русский (весенне-летний) энцефалит передается клещами. Описанная А. А. Смородинцевым в 1958 г. паралитическая форма заболевания характеризуется помрачением сознания, делириями и коматозными состояниями. Смертность при болезни составляет 25%. Эта стадия заболевания сопровождается вялыми параличами, прежде всего плечевого пояса. Двухфазный менингоэнцефалит протекает более легко. В клинической картине преобладают менингеальные, экстрапирамидные и церебральные симптомы. Среди 2500 больных А. А. Смородинцев не наблюдал ни одного случая с летальным исходом.

В Центральной Европе существует особая, передаваемая также клещами, форма энцефалита, вирус которого не отличается от вируса русского весенне-летнего энцефалита. Во время двухфазного заболевания прежде всего возникают менингеальные явления, реже параличи, напоминающие полиомиелит и энцефалитические синдромы. Некоторые больные находятся в состоянии спутанности и дезориентации. Возможны делирии и коматозные состояния.

Вирус Loupingill - болезни овец - вызывает и у человека менингоэнцефалит. При этом наблюдается преходящее помрачение сознания, сопровождающееся беспокойством; последующая амнезия бывает неглубокой.

Австралийский энцефалит - сопровождается такими же явлениями, как североамериканский и японский энцефалиты.

В Африке также были описаны некоторые виды энцефалитов, но они пока еще мало изучены.

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Вернер Скрев

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: