Гемотерапия в практике лечения внутренних заболеваний


Под гемотерапией следует понимать лечение больного кровью или же различными изготовленными из нее препаратами. Медицина в настоящее время располагает многочисленными и разнообразными возможностями применения гемотерапии. Существуют пероральный и парентеральный методы. Последний способ введения крови или ее препаратов в организм больного получил в настоящее время широкое признание и распространение.

Парентерально гемотерапия может быть проведена в виде подкожных, внутримышечных, внутрибрюшинных инъекций, в виде внутрисосудистых (внутривенных или внутриартериальных) или внутрикостных вливаний. Наконец, гемотерапия может применяться в виде ректальных клизм, так называемых "гемоклизм", или в виде местных аппликаций на область ран, ожогов или воспалительных изменений кожи и слизистых, а также при операциях на раневые поверхности внутренних органов.

Ввиду значительного развития и распространения за последние три десятилетия метода внутрисосудистого и внутрикостного переливания гомогенной совместимой крови этот метод, т. е. собственно "гемотрансфузию", следует строго отграничить от всех остальных способов гемотерапии.

Исторические данные. История развития гемотерапии может быть подразделена на 4 этапа, или периода.

Первый период, наиболее длительный, уходит своими корнями в дебри глубокой древности. Мысль о возможности лечения кровью тех или иных болезненных состояний зародилась еще до Гиппократа, Цельсия, Гомера. Практически кровь как лечебный фактор в виде напитка нередко применялась врачами и многих последующих веков.

Второй период развития гемотерапии начинается с начала XVII века нашей эры, со времени открытия Гарвеем закона кровообращения. В течение почти 300 лет новый метод лечения переливанием крови привлекал к себе внимание многих видных ученых Западной Европы, главным образом Англии, Франции, Германии, Италии. Проблема гемотрансфузии тщательно и всесторонне изучалась как в эксперименте на животных, так и клинически. Первое переливание крови в России с успехом произвел в 1832 г. акушер Вольф. Последующие его попытки в этом направлении успеха не имели и закончились смертью больных. Несмотря на периодические неудачи, в особенности при переливании больному крови от животных, проблема гемотрансфузии, главным образом в отношении возможности применения дефибринированной крови, в России во второй половине XIX века продолжает занимать умы отечественных ученых.

Третий период характеризуется уже значительно более быстрыми темпами развития проблемы переливания крови. Толчком к такому прогрессу послужили три момента: 1) накопленный во втором периоде развития гемотерапии опыт, показавший опасность для жизни реципиента переливания ему гетерогенной крови; 2) открытие закона изогемагглютинации эритроцитов; 3) открытие метода стабилизации крови. Тем самым проблема переливания крови встала на прочную научную и исключительно ценную практическую основу, обеспечившую ей дальнейшее прогрессирующее развитие. Возможность переливания реципиенту совместимой в групповом отношении крови донора привела, естественно, к снижению до минимума количества нередко наблюдавшихся ранее порой тяжелых и даже смертельных посттрансфузионных осложнений. Вместе с тем создалась и возможность всецело отказаться от переливания гетерогенной крови. Открытие цитратного способа консервации крови предоставляло возможность хранить кровь донора в консервированном жидком виде в течение многих дней (до 3-4 недель). А это со своей стороны создавало вполне реальные условия для транспортировки ее на далекие расстояния, что имело особенно большое значение для внедрения метода переливания крови в широкую врачебную практику как в мирное время, так и в условиях войны.

Четвертый период развития гемотерапии, начавшийся после окончания первой мировой войны и охватывающий весь современный период, характеризуется стремительным, бурным развитием метода переливания крови, значительным усовершенствованием его техники и методики и внедрением его почти во все области практической медицины. Огромную роль в развитии переливания крови сыграли данные, полученные при изучении механизма действия перелитой крови на организм реципиента и указавшие на наличие в крови донора весьма ценных лечебных свойств. Большой вклад в дело развития и внедрения метода переливания крови в широкую медицинскую практику внесли советские ученые.

На смену старым, еще недавно у нас распространенным препаратам крови появились новые, более усовершенствованные и эффективные, например гемостимулин-4, предложенный Ленинградским институтом переливания крови. Он изготовляется из крови крупного рогатого скота с добавлением к ней микроэлементов (железа и меди), а также аскорбиновой кислоты и глюкозы. Благодаря удачному сочетанию его составных частей и выраженному стимулирующему действию на кроветворение препарат с успехом может быть применен при всех клинических формах гипохромных анемий различной этиологии. Введенный перорально, он повышает гемоглобин в среднем на 1-1,2% по Сали в сутки.

В последнее время особенно широкое распространение получил метод переливания отдельных компонентов крови, в частности эритроцитарной массы, плазмы, лейкоцитарных и тромбоцитарных взвесей.

Разделение цельной крови на ее отдельные компоненты представляет в области гемотерапии ряд преимуществ перед переливанием обычной крови. При этом количество крови, которым располагают лечебные учреждения, может быть использовано более экономно и рационально. Каждый из отдельных компонентов крови обладает своими специфическими физиологическими и терапевтическими свойствами. Это дает возможность использовать каждую из отдельных фракций крови при лечении того или иного заболевания наиболее целесообразно, наиболее патогенетически направленно. Так, например, фракционирование цельной крови позволяет проводить лечение при ожогах переливанием плазмы, при анемиях - эритроцитарной массой, лейкопениях - лейкоцитарной взвесью, при тромбопениях - тромбоцитарной взвесью и т. д. Плазма со своей стороны также может быть фракционирована и из нее могут быть выделены в концентрированном виде белковые компоненты, обладающие высокой терапевтической активностью.

Из морфологических элементов крови наиболее широкое применение в практике переливания получили эритроциты. Методика их выделения не сложна. В нашей стране в отличие от зарубежных стран эритроцитарная масса получается не центрифугированием, а отстаиванием эритроцитов консервированной крови в течение 2-3 дней в леднике при 4°. При этом эритроциты менее травмируются и дольше сохраняются. После осаждения эритроцитов плазма посредством сифона сливается. Концентрированная взвесь эритроцитов с остатками плазмы составляет 60% исходного количества цельной крови. В концентрированной эритроцитарной взвеси содержится от 6,5 до 7 млн. эритроцитов в 1 мм3.

Наряду с концентрированной эритроцитарной массой изготавливают еще так называемую консервированную взвесь эритроцитов. Эритроцитарная масса разбавляется при этом консервирующим раствором до исходного объема цельной крови. Тем самым количество эритроцитов и гемоглобина здесь доводится до нормальных цифр в 1 мм3.

Кроме описанной выше эритроцитарной массы, т. е. осажденных эритроцитов, в зарубежных странах нашло применение переливание отмытых эритроцитов. Последние троекратно центрифугируются в физиологическом растворе, причем жидкая часть после осаждения эритроцитов каждый раз отсасывается. Показанием к переливанию таких отмытых эритроцитов служит непереносимость реципиентом плазмы донора, что может иметь место, например, при гемолитической желтухе типа Маркиафава-Микели. В нашей стране отмытые эритроциты еще не получили широкого практического применения, так как при отмывании они всегда подвержены значительной травматизации и вместе с тем имеется некоторый риск их бактериального загрязнения.

При массивных тяжелых кровопотерях, в случаях выраженных аноксемических состояний на почве резкой анемизации больного переливание эритроцитарной массы является мощным лечебным фактором заместительного порядка. Богатый практический опыт показал вместе с тем, что переливание эритроцитарной массы является методом гемотерапии, менее реактивным по сравнению с переливанием цельной крови. Указанный метод в настоящее время широко применяется при ряде заболеваний системы крови, главным образом при постгеморрагических и гипохромных анемиях и при лейкозах.

При приготовлении лейкоцитарной и тромбоцитарной взвеси используется принцип неодинаковой оседаемости в плазме лейкоцитов и тромбоцитов. Лейкоциты оседают быстрее тромбоцитов и благодаря этому оказываются в наиболее глубоких слоях сосуда. Тромбоциты находятся в средней части его, а в верхних слоях форменных элементов обнаруживается совсем мало. Учитывая это, разделив плазму на три части, удается получить фракции ее, очень богатые лейкоцитами и тромбоцитами. Для более быстрого осаждения эритроцитов и отделения их от лейкоцитов и тромбоцитов пользуются добавлением к консервирующему раствору высокомолекулярных полисахаридов (декстран, субтозан, желатин).

Показания к переливанию лейкоцитарной и тромбоцитарной взвесей за последнее время все более расширяются. Весьма перспективным представляется этот фракционированный метод переливания при лучевой болезни, лейкопениях и тромбопениях, агранулоцитозе различной этиологии.

Что касается плазмы крови, то она как в нативном, так и в высушенном виде представляет собой весьма ценный лечебный материал гемостатического назначения. Переливание плазмы дает гемостатический эффект при кровотечениях различной этиологии. Богатая по своему содержанию полноценными белками, солями, гормонами, ферментами, витаминами, она вместе с тем во многих случаях клинической патологии может приобрести значение и весьма важного лечебного фактора заместительного значения.

Заслуга открытия метода выделения плазмы и внедрения ее в практику переливания принадлежит ученым А. Н. Филатову и Н. Г. Карташевскому.

Особенно широко в медицине теперь используется сухая плазма.

Для высушивания плазмы применяют два метода: 1) метод сушки с глюкозой при положительной температуре, разработанный Г. Я. Розенбергом в Центральном научно-исследовательском институте переливания крови, и 2) метод высушивания из замороженного состояния, предпочитаемый во всех зарубежных странах и усовершенствованный в Ленинградском институте переливания крови Л. Г. Богомоловой. Сухая плазма может храниться годами даже при комнатной температуре. Перед употреблением ее растворяют в дистиллированной воде. Обычно на этикетке ампулы или флакона указано, в каком количестве воды ее следует растворить. Кроме того, всегда вместе с ампулой сухой плазмы учреждение, изготовляющее ее, отпускает вторую ампулу или флакон С необходимым количеством дистиллированной воды. Растворение сухой плазмы происходит в течение 10-20 минут после прибавления к ней воды при легком покачивании ампулы.

Открытие способа фракционирования плазмы и выделения из нее высокоактивных белковых фракций относится к периоду второй мировой войны, когда была разработана методика изготовления альбуминов специально для лечения шока и ожогов. За последние годы удалось выделить из плазмы крови ряд высокоактивных белковых фракций, играющих исключительно большую роль в процессах свертывания крови и иммуногенеза. Сюда относятся такие препараты, как фибриноген и фибрин, протромбин и тромбин, антигемофилические глобулины, гамма-глобулины и др.

Возможность выделения из плазмы крови указанных белковых фракций открывает новые перспективы в борьбе с геморрагическими диатезами, в частности с гемофилией, различными инфекциями, белковой недостаточностью и т. д.

Особенно большое значение теперь приобретают белковые гидролизаты, приготавливаемые из крови. В массовых количествах теперь производятся гидролизин и аминокровин Ленинградского института переливания крови и аминопептид Военно-медицинской академии.

Гидролизин является продуктом неполного гидролиза белков крови крупного рогатого скота. Расщепление белков происходит воздействием на кровь соляной кислоты при высокой температуре. При кислотном гидролизе белков обычно наступает разрушение в гидролизате некоторых незаменимых аминокислот, в частности триптофана. Благодаря оригинальной технологии изготовления гидролизина в нем сохранены все незаменимые аминокислоты, в том числе и триптофан.
 
В готовом виде гидролизин представляет собой прозрачную жидкость коричневатого цвета, легко вспенивающуюся при взбалтывании. Он содержит 0,7-0,9% общего азота, что соответствует 4,5-5,5% белка. При этом 40-45% общего азота находится в виде свободных аминокислот. Гидролизин содержит также 2% глюкозы и все соли, находящиеся в плазме крови. Он полностью лишен токсических, пирогенных и антигенных свойств. Последнее обеспечено применением такой глубины расщепления гетерогенного белка, при которой достигается полное снятие антигенных свойств. Содержащиеся в растворе гидролизина свободные аминокислоты и простейшие полипептиды совсем не обладают видовой специфичностью и поэтому не могут вызывать анафилактогенных реакций. Гидролизин выдерживает длительное хранение (2 года) и может быть высушен вакуум-замораживающим методом, после чего сроки хранения его удлиняются до 5 лет.

Аминокровин - белковый гидролизат, получаемый из сгустков или эритроцитов крови человека, остающихся после приготовления плазмы или сыворотки, а также из утильной крови (посмертная и плацентарная кровь и т. д.).

По своему составу аминокровин соответствует гидролизину, однако соотношение аминокислот в аминокровине больше приближается к таковому в белках тела человека. По этой причине аминокровин как препарат, получаемый из человеческого белка, более выгоден для больных людей, чем все другие гидролизаты, приготавливаемые из гетерогенных белков.

Экспериментальное исследование биологических свойств и клиническое изучение эффективности аминокровина показали, что этот препарат не обладает токсическими, пирогенными и какими-либо другими вредными свойствами.

Аминопептид - ферментативный гидролизат, получаемый из цельной крови крупного рогатого скота. Технология приготовления аминопептида такая же, как и других ферментативных гидролизатов.

В аминопептиде имеются в достаточном количестве все незаменимые аминокислоты, железо гемоглобина, электролиты крови. Выпускается он в виде стерильного 5-6% раствора в стеклянных ампулах по 250 мл. Препарат может быть приготовлен в сухом виде и храниться долгое время при комнатной температуре. Сухой порошок аминопептида полностью растворяется в физиологическом растворе и растворе глюкозы.

Страница 1 - 1 из 6
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  М. Тушинский

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: